ГТД‑110М — это турбина уровня 2000-х, сделанная в условиях ограничений, и предназначенная закрыть дыру после ухода Siemens и GE
Где турбина уступает мировым аналогам
Параметр ГТД‑110М Топовые мировые аналоги
Мощность 110–115 МВт
GE H-Class: до 600 МВт
КПД (электр.) ~36–38%
GE 9HA: 41–43%
КПД в ПГУ ~58–60%
Siemens H-Class: 62–64%
Температура газа на входе в турбину <1200 °C
GE H-Class >1400–1600 °C
Материалы Сталь/сплавы + литые лопатки.....
GE H-Class Однокристаллические сплавы, термобарьерные покрытия, керамика
Управление и диагностика На уровне
GE H-Class Умные сенсоры, предиктивная аналитика, AI‑управление
1. Технологическое отставание
В России до сих пор нет полного цикла производства однокристаллических лопаток, термобарьерных покрытий последнего поколения, композитных керамик.
Технологии охлаждения горячих газов, математического моделирования, вибродиагностики, управления — в отставании на 1–2 поколения.
2. Кадровый дефицит
Мозги ушли, «Сатурн» и «ОДК» сильно потеряли кадры ещё с 2010-х.
Авиатурбины, на которых нарабатывается опыт, тоже отстают — нет прямой связи с гражданскими ГТУ.
3. Ограничения по материалам и оборудованию
Много оборудования (5‑осевые обрабатывающие центры, пресс-формы, системы покрытия) раньше закупались на Западе — теперь приходится заменять или изобретать заново.
Без доступа к патентам GE и Siemens нельзя просто повторить — приходится создавать с нуля, что долго.
4. Бюджет и цель — “чтобы работало”, а не “чтобы было лучше всех”
Основная цель — заменить импорт на приемлемом уровне, а не конкурировать с H-Class.
Турбина делается под внутренний рынок, где спрос на мегатехнологии ниже, чем на надежность и логистику.