Об отрасли в целомОтмечу такие главные тенденции 2024-го в сфере пассажирского транспорта Казани. Первое — уход перевозчиков. За год ушли три бизнесмена. Сегодня пассажирскими перевозками в столице РТ занимаются пять частных компаний. В начале 2023-го их было 12, а три года назад — 19. На заре транспортной реформы Казани, в 2005–2006 годах, в городе работало 40 частных перевозчиков. Второе — «нарезка» маршрутной сети, рост числа пересадок. Часть маршрутов изменили, часть отменили. Это первая за 18 лет реформа общественного транспорта столицы РТ. Третье — покупка новых автобусов, троллейбусов. Четвертое — острая нехватка водителей и кондукторов.
Большие проблемы у общественного транспорта Казани, и 2024 год это только подтвердил. Речь касается и финансов, и кадров, и технического состояния автобусов. Да, в этом году перевозчики обновили 157 автобусов к саммиту глав государств БРИКС, но это не решит проблем. Напомню, что город изначально планировал заменить 257 автобусов, а получилось на 100 меньше.
Как угасает некогда образцово-показательная транспортная схема Казани? Это происходит постепенно. Например, на маршруте было 25 автобусов, но из-за поломок, дорогих запчастей, отсутствия водителей на линию выпускают только 15 машин. Интервал движения удваивается до 40–50 минут, после 9 часов вечера не уехать — это возмутительно, неудобно, пассажир уходит. А если это поселок, то дела там еще хуже, даже в дневное время. Потом перевозчик просит сократить маршрут — так один круг проходят не за 3,5 часа, а за два. Но и это не спасает ситуацию: цены растут, но не тарифы и пассажиропоток! В итоге маршрут угасает, а вслед за ним и частный перевозчик.
Частные перевозчики работать на действующих условиях уже не могут и не хотят, поэтому маршруты передают муниципальному предприятию. Были попытки удлинить и мой 43-й маршрут, чтобы сократить зоны транспортной дискриминации города. И вроде бы две остановки в одну сторону, три в другую — это немного. Но по факту плюс 20 минут в каждую сторону. Время движения по кругу вырастет до 1,5 часа. Интервал увеличится с 8–10 до 30 минут. В текущих условиях я потеряю оставшихся пассажиров. Поэтому я отказался.
Падает культура обслуживания. Из-за нехватки кадров предприятиям приходится брать на работу людей, имеющих в прошлом грубые нарушения. Подбирать людей можно, когда есть достойная заработная плата, очередь из желающих работать водителем или кондуктором автобуса. Но этого нет. В условиях дефицита людей и низких зарплат сложнее сделать выговор или оштрафовать. Перевозчики в заложниках обстоятельств — жалоб много, а сделать ничего не могут. Люди не хотят работать в сфере пассажирских перевозок. В общественном транспорте уже не хотят работать не только местные, но и мигранты.
Государственная поддержка как бы есть и как бы нет. Миндортранс РТ постоянно заявляет, что перевозчикам РТ компенсируют расходы на перевозки льготников. Это 2 млрд рублей в год, но должно быть 4 миллиарда! Говорим: «Не платите нам эти 2 миллиарда». Но тогда будем честны: перевозка льготников на текущих условиях неприемлема. Распределите эти 2 млрд между льготниками, и пусть расходуют эти деньги как хотят: на хлеб, еду, лекарства, поездки. Это не помощь — это неполная компенсация за перевозку льготников.
В минувшем году помогли с закупкой общественного транспорта, но в начале года муниципалитетам РТ передали 119 автобусов бесплатно. Это Набережные Челны, Бугульма, Зеленодольск и другие города. А в Казани перевозчикам предстоит оплатить половину стоимости.
Надо и дальше обновлять подвижной состав. Но ставки по кредитам высоченные — от 23% годовых, льготных кредитов нет, тарифы низкие. В таких условиях ни я, ни коллеги, не можем просто взять и купить новый автобус за коммерческий лизинг — цена неподъемная.
Проблемы те же, что раньше. Из года в год говорю об одном и том же. Жесткое тарифное регулирование пассажирских перевозок, отсутствие полной компенсации за перевозку льготников. Только переход на брутто-контракты, субсидирование перевозчиков позволят вывести сферу пассажирских перевозок Казани да и Татарстана из затяжного кризиса. Это не только мое мнение — так считают и ученые-транспортники. Минимальная корректировка тарифов, разовые закупки подвижного состава к определенному событию не решат накопленную проблематику. Нет системного подхода.
«Пассажир выберет автобус, вообще общественный транспорт для ежедневных поездок только в том случае, если он придет вовремя, там не будет давки, салон будет чистым, ухоженным с вежливым кондуктором и аккуратным водителем»
Это сообщение отредактировал Pharaon - 3.01.2025 - 08:17