Вот как описывается событие которое я видел собственными глазами .
Афганистана. Аэродром Шинданд. ВПП 2,5 км. Бетон. Высота над уровнем моря 1150 м.
В июне 1985 года на авиабазе Шинданд базировалась боевая ударная авиационная группировка ВВС Демократической Республики Афганистан и интернационалистов ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.
К аэродрому Шинданд только что был проложен трубопровод от Кушки, СССР, по которому подавалось топливо для реактивных двигателей всей авиационной группировки. До этого топливо доставлялось с большими перебоями и потерями автомобильными цистернами.
На южной (афганской) части аэродрома:
–335 смешанный авиационный полк ВВС Демократической Республики Афганистан — 20 самолетов СУ-7 и 10 самолетов ИЛ-28;
– вертолетный полк ВВС ДРА на МИ-8;
– 18 самолетов Миг-21 из Кандагара, на которых проводилось обучение афганских молодых летчиков.
На северной (советской) части аэродрома:
– эскадрилья МиГ-23 из г. Пярну Прибалтийский ВО, командир эскадрильи п/п-к Александр Москаленко
– вертолетная эскадрилья МИ-8, МИ-24
– эскадрилья Су-17М3 из Мары, командир полка полковник Аркадьев.
Самолеты располагались на стоянках очень близко друг к другу, свободными оставлены были лишь 3 технологических проезда для автотранспорта. Бомбардировщики ИЛ-28 и вертолеты располагались на грунте. Периодически аэродром подвергался ночному ракетному обстрелу неуправляемыми ракетами, но прямых попаданий в самолеты и вертолеты пока не было.
Оборону аэродрома обеспечивала 5-я мотопехотная дивизия 40-й армии двумя линиями.
Ночная охрана стоянок афганских самолетов возлагалась на караул роты охраны отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения. Афганские авиационные инженеры в конце дня сдавали опечатанные самолеты и вертолеты начальнику караула, которых разводил по постам афганских часовых. Ночную охрану советских самолетов обеспечивали советские часовые.
Доклад советника командира двух эскадрилий самолетов СУ-7 335-го смешанного авиационного полка капитана Возыка Василия Федоровича.
Ночь. Луна. Городок афганских и советских военных советников. Около 3-х километров на запад от аэродрома Шинданд. 23 часа 30 минут. Я отдыхал в своей квартире перед завтрашними полетами. За стеной зазвонил телефон у советника командира полка подполковника Куренкова В.М., он тут же постучал мне и сообщил, что на аэродроме горят самолеты. На нашем УАЗе мы втроем: подполковник Куренков (за рулем), подполковник Абдурахман — начальник штаба 335-го САП и я прибыли на стоянку самолетов.
На стоянке самолетов догорали одиннадцать МИГ-21, у двенадцатого МИГа горел верх левого крыла и середина фюзеляжа, но он еще не взорвался. Остальные самолеты были пока невредимы. Впереди самолетов стояла афганская пожарная машина и двое афганских пожарных, в металлических шлемах, лежа на бетоне двумя стволами пытались тушить 12-й горящий самолет. На аэродроме шел «металлический дождь» от взрывов снарядов, баков, баллонов… Летали стремянки, заглушки, колодки, куски обшивки и другие детали самолетов… Ветер силой около 10 м/с дул с юга на север, снося пламя от горящих и взорвавшихся на остальные самолеты. Создавалось впечатление, что в самолеты попали ракетой и огонь по очереди перебрасывается с одного на другой. Если ничего не предпринять, то взрываясь, каждый самолет, поджигает соседние и сгорят все Миг-21, Су-7 и Миг-23, стоящие все в одном ряду «крыло к крылу».
Подъехала советская КПМ ЗИЛ-130, двое бойцов: рядовой Мысак Иван Павлович и сержант Абдулин Марат Мингалиевич начали было разматывать шланги, им было приказано тушить самолеты. Видя бесполезность попыток потушить горящие самолеты водой из КПМ, я самостоятельно принял решение спасти оставшиеся самолеты, не задетые еще огнем, выталкивая их ЗИЛом. Я представился солдатам советским военным советником и приказал отдать ключи от их ЗИЛ-а и укрыться за зданием КП инженера Су-7. Сел за руль, подъехал сзади к 13-му МИГу и передней частью ЗИЛа в хвост вытолкнул его в безопасную зону. Затем развернулся и, пока не взорвался 12-й горящий самолет, вытолкнул 14-й МИГ-21. После этого в ряду МИГ-21 образовалось пространство, достаточное для того, чтобы огонь от взорвавшегося 12-го МИГа не перекинулся на остальные самолеты.
В этот момент я посчитал, что основная опасность миновала,пожар был локализован и остальные самолеты находятся в безопасности. Как тут же раздался взрыв. Попадание в Су-7 №024 с двумя бомбами ОФАБ-250(М62) под фюзеляжем. Вверх взметнулась струя горящего топлива и фюзеляж самолета запылал. Я сразу поехал выталкивать соседний СУ-7 №424 с блоками УБ-16, заряженными ракетами С-5. ЗИЛ уперся в сопло и мотор заглох. Самолет стоял на колодках. Я бросился под самолет и убрал колодки. Завел машину и начал выталкивать самолет. Крылатая машина пошла вперед и вправо вокруг горящего №024, т.к. переднее колесо после закатывания техники оставили развернутым вправо. Самолеты зацепились крыльями — не горящий с горящим.
Прогремел следующий взрыв. Попадание в самолет Су-7 №419. Из самолета, стоящего на колодках, начало вытекать на бетон горящее топливо, равномерно растекаясь во все стороны. Еще немного — и горящая река окажется под соседними самолетами. Я решил ударом в хвост выбить самолет из зоны горения, отъехал подальше — метров на 50 назад, разогнал машину как только было можно и ударил самолет точно в центр реактивного сопла. Самолет от удара высоко поднял нос, перескочил колодки. Второй удар в хвост я произвел уже в зоне горения топлива. Самолет покатился вперед в темноту, оставляя за собой дорожку горящего топлива, которая постепенно сузилась и погасла. Самолет №419 был спасен. Лобовое стекло ЗИЛа от ударов раскололось и высыпалось в кабину.
Следующий взрыв под самолетом №416 — но боевая машина не загорелась. Подъезжаю, вытаскиваю колодки, выталкиваю. Рядом все больше разгораются сцепившиеся самолеты №424 и №024. Огонь приближается к бомбам. Хотя взорвавшийся горящий самолет мог и без бомб запросто накрыть меня горящим керосином.
Выталкиваю следующий №401.
Подъезжаю выталкивать следующий №403. В это время раздается взрыв на месте стоянки №401. Впечатление такое, что ведется очень точный огонь по самолетам. Вытолкнул №403.
Подъезжаю к №406, в этот момент раздается взрыв на месте №403. Выталкиваю №406. Взрыв сзади машины.
Выталкиваю №412. Он закрутился влево и едва не врезался в здание КП инженера и следующий ряд не поврежденных Су-7, но вовремя остановился перед ними.
После вытолкнул самолеты №014, 426, 427.
Здесь подключились рядовой Мысак и сержант Абдулин, которые помогали вытаскивать колодки из-под самолетов.
После этого машина была полностью выведена из строя. Двигатель был разбит, все скрипело и ломалось, валил пар, двигатель заглох. Машина стала. Большими осколками была пробита водяная емкость, запасное колесо, подножка и разорвана стойка лобового стекла.
Я подбежал подошел к зданию КПИ. Ближайшая ко мне пара самолетов №024 и 424 продолжала гореть. В темноте я слышал шум вытекающего топлива. Иду на шум с фонариком. Вижу, что из самолета №416 течет керосин. В свете фонарика было видно все повреждения снизу, обшивка в местах пробоин загнута вовнутрь. Вернуться за КПИ не успел — взорвались №024 и 424. Оба самолета медленно поднялись на 20 метров в воздух в свой последний полет, развалились в воздухе пополам и рухнули. Позднее было установлено, что пушка НР-30 от самолета №424 улетела на расстояние 1 км и в автопарке советского гарнизона вдребезги разбила грузовой автомобиль.
Видя мою работы, командир полка полковник Каро и лейтенанты Надыр и Басир вытолкнули назад 3 самолета МИГ-21: №15, 16, 17.
Афганский водитель на АПА подъехал, чтобы также вытолкнуть самолет СУ-7У №044 с ракетами С-24, но в это время взорвался МИГ-21 №18 струя горящего топлива накрыла сразу 4 самолета СУ-7: №415 (с 2 ФАБ-500), 405, 410 и 044. Водитель покинул машину, она сгорела на месте.
Четыре облитых топливом Су-7 взорвались и догорели.
Мне удалось спасти 14 СУ-7 и 2 МИГ-21. Полковник Каро, Надыр и Басир — еще 3 МИГ-21. Все эти самолеты были отремонтированы и введены в строй. На рассвете на месте вытолкнутого самолета №412 мною был обнаружен алюминиевый предмет конической формы с выключателем с надписью на английском языке «OFF-ON» и кнопкой, как оказалось потом, это была не сработавшая часовая мина с кнопкой самоликвидации. Устанавливалась эта мина у колеса самолета, взводился часовой механизм на 1,5 часа. Если попытаться ее убрать, поднять до истечения времени, она взрывалась мгновенно.
Саперы, прибывшие от 5-й мотопехотной дивизии определили, что в ней оторвался один провод, что явилось причиной ее отказа.
На аэродром прибыла комиссия Министерства обороны СССР и Министерства обороны ДРА ЦК КПСС и ЦК НДПА для разбора этого происшествия. Меня вызвали для доклада, во время которого велась аудио и видео запись, а также фотосъемка. После окончания доклада руководитель комиссии высоко оценил мои действия и дал указание советнику Главкома ВВС и ПВО ДРА генерал-лейтенанту Бирюкову представить капитана Возыка В.Ф. к Высшей правительственной награде.
По официальной версии, на основании расследования Министерства Госбезопасности Афганистана, было установлено, в контрреволюционная организация ИПА внедрила в роту охраны для совершения диверсии своих членов. Мины изготавливались кустарным способом на территории Ирана. Диверсанты были допущены на стоянку самолетов, установили мины с замедлением 1,5 часа, как правило, у левого колеса самолета, реже – под фюзеляжем. Мины устанавливали начиная с 1-го в ряду на стоянке Миг-21. Мины начали срабатывать в последовательности их установки. Действие мины показано на модели п. 3. По плану диверсантов должны были быть уничтожены 18 Миг-21, 20 Су-7 и эскадрилья Миг-23. Фактически в результате диверсии было уничтожено 13 Миг-21 и 6 Су-7.
Оппозиционное подполье в Шинданде было выявлено и обезврежено.
Рядовой Мысак, сержант Абдулин за участие в ликвидации последствий диверсии были награждены по 40 армии медалями «За Боевые Заслуги».
http://evgenij-mich.livejournal.com/59823.html