Иногда встречаются неумные люди, спрашивающие "А в чем подвиг Гагарина, ведь он просто летел пассажиром?".
Пояснение для таких:
- Ракета Восток, на которой полетел Гагарин тогда не была такой надежной, как современные Союзы-ТМ.
Был довольно большой шанс, что может произойти авария, и тогда это билет в один конец. Средств спасения не было. И испытание такой техники - уже подвиг.
- Ученые, медики в то время уже знали, что организм теплокровного после космического полета остается живым. Но они не могли ответить на вопорос, как невесомость воздействует на психику. То есть, как будет работать мозг человека в условиях невесомости, длящейся десятки минут. Сможет ли быть он адекватен? Вдруг он впадет в ступор? Вдруг его обуяет паника? Или вдруг он перейдет в состояние эйфории? В любом случае - человек становится неработоспособен. Летавшие собаки к сожалению про свое психологическое состояние ничего рассказать не могли.
- Был шанс, что психика человека окажется неготова к осознанию факта оторванности от Земли, когда он видит и понимает, что уже не является одним целым с Землей.
- Кроме того, Гагарин выполнял установленные эксперименты над собой. Проверка возможностей мыслить и принимать решения. Попробовал принять пищу, считать. Подробно рассказывал что чувствует, какие ощущения испытывает при взлете, как ведет себя ракета, что видит из космоса.
- Ну и у него также было ручное управление, на случай отказа автоматики.
- В том полете ракета человека вывела космический корабль совсем не на ту орбиту, на которую планировали, а значительно выше. По замыслу, расчетная орбита была таковой, что если не сработает система торможения, то находясь на невысокой орбите, космический корабль, постепенно тормозясь о разряженные верхние слои атмосферы, за неделю потеряет свою скорость и войдет в атмосферу. На это время у Гагарина был запас кислорода и еды.
Фактическая же орбита получилась таковой, что корабль бы оставался на орбите почти месяц, и Гагарин гарантированно погиб бы при отказе тормозного двигателя.
Так что первый человек в космосе - это не пассажир-обезьянка. Это действительно подвиг.
Список нештатных ситуаций в полете Гагарина
1. Проблемы с люком (отказ одного из датчиков герметичности люка)
2. Слишком высокая фактическая орбита
3. Тормозной двигатель выдал неполный импульс
4. Беспорядочное вращение корабля при спуске с высокой угловой скорсотью
5. Отказ системы разделения с приборным отсеком (Впоследствии он отвалился, потому что отгорели крепления)
6. Перегрузки до 12g
7. Недолет до места посадки 180 км
8. Не получилось сразу открыть клапан с воздухом (после того, как Гагарин катапультировался из спускаемой капсулы). Т.е. Гагарин, спускаясь на Парашюте, мог бы попросту задохнуться внутри скафандра
10. Без лодки и пистолета Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ) Там даже надувная лодка была и все самое необходимое. В случае приземления Гагарина в то место, где он мог ему потребоваться, у него увеличивались шансы не выжить