Манипулирование сознанием и изменение личности в тоталитарных сектах
Именно в сознании происходят начальные изменения, когда человек оказывается под влиянием деструктивного культа. То, что стабильно, по понятным причинам не может быть изменено быстро. Сознанию свойственна пластичность – если бы оно было иным, то не выполняло бы своих функций в психике как целом. Но это свойство имеет и свою "обратную сторону" - податливость влиянию извне.
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния.
1.
Технология "Step by step" — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку».
2.Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3.
Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
4.
Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5.
Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии —
внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениямиЗдесь можно привести один, ставший уже классическим, пример вышесказанного. Однажды группа студентов-психологов решила проверить действительность техник модификации поведения на одном из преподавателей. Во время лекций этот профессор обычно расхаживал вдоль кафедры. Когда он двигался к левому окну, студенты улыбались и смотрели на него с явной заинтересованностью. Когда же он подходил к противоположной окну двери, студенты скучнели и как бы теряли интерес к нему. Вскоре профессор начал потихоньку смещаться влево, а потом окончательно застрял у окна до конца занятий. Когда студенты рассказали профессору о своем эксперименте, он искренне заявил, что это просто выдумка! Он стыдился и страстно уверял, что стоял у левого окна исключительно из соображений удобства. Т
о есть человек явно не осознавал, что на него активно воздействовали,
и что его поведение было реакцией на информацию, полученную подсознательно.Далее рассмотрим способ влияния на сознание человека в толпе, в обществе сектантов, когда туда попадает человек."Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения"
Далее можно привести теорию когнитивного диссонанса.Суть теории сводится к тому, что человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями. Если вы сможете заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, его мысли и чувства изменяются. Если вы сможете убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Это происходит потому, что он должен минимизировать возникающий при этом внутренний диссонанс.
Осознавая несовместимость двух мыслей или двух убеждений (когниций), или несоответствие между нашими установками и поведением, мы ощущаем несогласованность, испытываем напряжение и ощущаем необходимость перемен. И вот, чтобы уменьшить дискомфортное ощущение внутреннего конфликта, мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдали наше поведение (
эффект самоубеждения). Изменение повлечет за собой изменение и другого, чтобы максимально сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меняются, меняется поведение, меняется и вся личность.
Выделяют четыре основных способа, которыми осуществляется контроль над сознанием.
Первое –
контроль поведения. Второе –
контроль мышления (мыслей)
(те кто думают что это невозможно сильно заблуждаются).
Третье – контроль эмоций (чувств) (это то тоже возможно).
Четвертое –
контроль информации.
Эти способы универсальные и используются не только религиозно-мистическими культами тоталитарного толка, но и всеми организациями закрытого типа, культивирующими жесткое разделение на «Мы» и «Они» (спецслужбы, террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, финансово-политические кланы, крупные корпорации и т.д.)
Решающее значение в деле вербовки адептов имеет установление первого контакта. Конкретные приемы для вступления в первоначальный контакт могут быть такими:
- Бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации;
- Бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы;
- Предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения;
- Предложение принять участие в экологическом форуме, гуманитарном семинаре, школе общения и т.п., адресованное лично вам.
Тоталитарная секта не доверяет такое важное дело, как вербовка, кому попало. Вербовщики, как правило, – обаятельные, располагающие к себе люди. Они умеют произвести приятное впечатление на окружающих. Умеют также показать свой интерес к человеку как личности, посочувствовать ему, утешить, успокоить, похвалить, подарить надежду пребывающим в унынии. Их задача – стать желанными собеседниками.
Затем предлагают религиозную, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т.д.). Большие собрания людей неплохо срежиссированы, в них умело вплетены магические моменты.
В толпе у человека усиливаются древние стадные инстинкты, ослабевают разумная регуляция и критическое отношение к происходящему.(по сути в толпе сознание толпы заменяется на голос «Ведущего – оратора» идет прямое воздействие на подсознание)
Если человек принял приглашение и пришел в группу, вербовщик уже сделал очень многое.
Любому человеку трудно не поддаться групповому влиянию и давлению.
Когда человек приходит на собрание его погружают в атмосферу заботы и подчеркнутого внимания к его персоне, всячески стараясь внушить ему мысль, что он очень интересная личность и что с ним удивительно приятно общаться. Существуют соответствующие термины – "
бомбежка любовью" и "сэндвич" - когда два опытных сектанта берут новичка в плотную заботливую опеку и не оставляют его своим вниманием ни на минуту.
Цели "любвеобильных" новых друзей новичка –
завоевать его доверие, расположить к себе, вызвать устойчивый внутренний интерес к организации, ее доктрине, лидеру, членам секты.
У новичка стремятся создать впечатление, что его окружают уважающие и понимающие его друзья, что организация – это его духовный дом, где его ждали и ему рады, будто ему исключительно повезло, что он попал сюда.
На этой стадии тщательно скрываются истинные цели и мотивы секты.
Скрытое психологическое воздействие на новичка старательно маскируется. Для закрепления доверия его подробнее знакомят с доктриной. Ему будут настойчиво внушать идею об оригинальности и спасительности этой доктрины, исключительности, уникальности организации, божественности ее лидера, которому Бог якобы одному открыл истину и доверил спасти людей (верных) от грядущей глобальной катастрофы.
Для более подробного знакомства с доктриной, организацией, лидером ему предложат соответствующую литературу, участие в мероприятиях секты и т.п. Отныне процесс обработки новичка будет идти без остановки.
Для того, чтобы усилить воздействие и закрепить доверие, может использоваться особый культовый язык, создающий атмосферу конспиративности, секретности, таинственности.
Вторая стадия должна подготовить новичка к принятию доктрины секты и сформировать у него твердое желание стать полноправным членом организации (адептом). Уже на этой стадии идет открытое и скрытое психологическое и информационное воздействие, пока мягко и незаметно, чтобы не спугнуть новичка.
Ибо если на этой стадии он вдруг прозреет сам или с помощью родителей, друзей, знакомых, то его еще можно практически без последствий «вынуть» из секты.
Выйти из секты без последствий на третьей стадии невозможно, ибо здесь уже начинается изменение сознания неофита (новообращенного)
На третьей стадии игры с любовью, заботой и вниманием заканчиваются, поскольку в них больше нет нужды. Происходит изменение форм воздействия. Они становятся гораздо более жесткими, плотными, интенсивными. Но новичок чаще всего не замечает этих перемен. У него уже возник устойчивый интерес, доверие к организации. Начинается массированная внутренняя обработка, имеющая целью трансформацию психики и установление контроля над личностью неофита. На третьей стадии можно условно выделить три фазы, которые мы условно назовем "размораживание", "реформирование" (перепрограммирование) и "замораживание"
"
Размораживание" имеет своей целью путем массированного физического и психического воздействия (открытого и скрытого) привести психику неофитов аморфное, диффузное, неустойчивое состояние. Только выведя психику человека из состояния равновесия, можно приступать к ее реформированию (перепрограммированию). В этой фазе ("размораживание") решаются две тесно взаимосвязанных задачи: выведение сознания из состояния равновесия и блокировка его защитных механизмов, прежде всего, критического мышления.
Для решения первой задачи применяются следующие формы и методы воздействия.
1.
Изоляция. Она призвана максимально сузить круг общения неофита, по возможности изолировать его от семьи и привычного круга друзей и знакомых и замкнуть его общение в рамках секты. Далее осуществляется информационная изоляция, отсечение всякой критической информации. Новичка снабжают только информацией, которую поставляет секта.
2.
Ограничение сна. Под предлогом якобы необходимости интенсивных духовных упражнений для быстрого духовного роста и совершенствования сон ограничивается до 4-5 часов в сутки.
3.
Строгая вегетарианская диета. Внушается мысль о необходимости очищения, ибо пища, дескать, может осквернять человека (прежде всего пища животного происхождения).(это как пример сомневаюсь что у СИ присутствует такое)
4. Перегрузка информации, воздействие на основные страхи человека( см. Эриксоновский гипноз)
Для решения второй задачи, тесно связанной с первой, используются разработанные техники, "останавливающие" мышление.
Как вору сначала необходимо отключить сигнализацию, чтобы проникнуть в охраняемое помещение, так и "духовным разбойникам" необходимо прежде
отключить контрольно-критическую функцию мышления, чтобы проникнуть в подсознание неофита. Здесь тоже используются разнообразные приемы и методы, которые эффективно действуют с учетом того, что ограничением сна и питания новичок уже достаточно ослаблен физически и доведен до нужного состояния
А его изоляция дает возможность приступать к "отключению сигнализации", не опасаясь нежелательного противодействия.
Для остановки мышления используются такие приемы, как монотонное говорение, пение, гудение.
Следующими методами будут индивидуальные и групповые медитации и "молитвы".
К этому следует добавить массированное давление на органы чувств и на мышление в процессе интенсивных занятий в секте (семинары, аудио и видеозаписи, чтение литературы и т.п.).
Причем все это осуществляется в комплексе, в одном массированном потоке, который обрушивается на психику неофита.
Выдержать такой мощный натиск практически невозможно. В итоге психика новичка приводится в "плавающее", неустойчивое, диффузное состояние с "выключенными" механизмами защиты.
Теперь наступает период второй фазы третьей стадии - реформирование. Здесь две взаимосвязанные задачи. Необходимо сначала добиться эрозии ("вымывания") прежних ценностей, установок и представлений.
Это вполне достижимо, так как психика неофита уже "разморожена", размягчена, приведена в аморфное состояние. Вторая задача — внедрение новых ценностей, установок и представлений. Это своеобразная переналадка, или перепрограммирование, сознания.
Что происходит на первом этапе — "вымывании"? Для того чтобы "вымыть" прежнюю систему ценностей, необходимо ее обесценить и дискредитировать в глазах неофита. Прежде всего, ему внушается мысль, что чувства, инстинктивные ощущения, состояние эйфории, экзальтации, экстаза выше мыслей.
Дескать, ум, рациональное критическое мышление с его анализом, сомнениями — серьезное препятствие к непосредственному постижению истины, помеха в духовном развитии. Информационная изоляция новичка отсекает внешнюю критическую информацию, а интенсивная «накачка» нужной информацией и групповое давление отбивают у новичка попытки и способность к критическому мышлению и оценке.
Ему внушается, что его родители, прежние друзья и знакомые — это чуть ли не злейшие враги, мешающие его духовному росту. Все, что он ценил и любил раньше, не заслуживает внимания и должно быть отвергнуто как мерзость, грех и т.п.
Новичок находится в состоянии неведения и не способен отдавать отчет в происходящем с ним и вокруг него (критическое мышление остановлено, психика «плавает»). Прежние представления утратили для него ценность и смысл. В итоге неофит оказывается дезориентированным, дезадаптированным, лишенным прежних точек опоры, т.е. пребывает в беспомощном состоянии. Но в этом состоянии он находится недолго.
Следующий этап фазы реформирования — внедрение в сознание новичка новой системы ценностей. Находящемуся в состоянии беспомощности новичку бросают «спасательный круг» — новую систему ценностей, новую линию поведения, новый образ жизни. Причем новая система ценностей, новая матрица обосновывается не просто как замещение старой, а как нечто действительно спасительное, а потому — сверхценное.
Если на этапе знакомства с сектой эти новые для него представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимает, они становятся для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись. Поэтому он счастлив, что избавился (с помощью новых друзей) от того хлама, который был в его голове, и приобрел нечто совершенно исключительное.
На этом этапе происходит усвоение ценностей и норм группового поведения. Секта теперь становится для новичка родным домом. Групповые цели и ценности отныне абсолютно доминируют над индивидуальными.
Принадлежность к организации воспринимается им как великая честь и счастье. Формируется поляризованное мировоззрение (синдром «мы — они») Это выражается в следующих противопоставлениях.
Культ, организация — хороши, мир вне культа — плохой. Мы владеем истиной, они погрязли в грехах. Мы спасены, они обречены на гибель. Справедливо, морально, оправдано все то, что идет на пользу организации, и наоборот. Поэтому в условиях конфронтации секты и общества допустимы любые действия против социума, если они выгодны секте.
Итак, реформирование сознания, его перепрограммирование осуществлено. Теперь необходимо закрепить, законсервировать, заморозить произведенные изменения, что и достигается на третьей фазе — «замораживания».
В этой фазе закрепляется контроль над сознанием и образом жизни новичка, который был установлен на основе размораживания и реформирования его психики. Формы такого закрепления («замораживания») можно условно подразделить на положительные и отрицательные.
Очень эффективным средством положительного закрепления является инициация (посвящение новичка в адепты, когда он становится полноправным членом организации, безгранично преданным и покорным культу и наставнику). Это, как правило, сопровождается определенными ритуалами, церемониями, клятвами и т.п. Часто символом такого посвящения становится новое культовое имя, которое получает новичок, становясь адептом. Новое имя, сама процедура инициации как бы проводят резкую грань между настоящим и прошлым. Происходит разрыв с прежними интересами, целями, ценностями, с семьей, прежними друзьями, работой и т.п. Все это теперь теряет ценность для адепта.
Помимо чувства безграничной преданности культу и лидеру, готовности слепо и беспрекословно выполнять приказы, у адепта формируется чувство своей избранности (одна из форм позитивного закрепления, вызывающая радость, эйфорию). Принадлежность к культу рассматривается адептом как сверхценность, ради которой можно пожертвовать всем, даже жизнью.
Поэтому с легкостью продаются в пользу секты квартиры, имущество, отдаются деньги и т.п. Представьте если в свое время на этапе знакомства с сектой, когда новичка окружали «любовью» и вниманием, к нему подошел бы кто-то из его новых «друзей» и сказал: «Знаешь друг, подари ты нам свою квартиру, ну, или то, что у тебя есть ценного». Новичок подумал бы или сказал, что, ребята, у вас, мол, не все в порядке с головой. Правильно, потому что тогда он еще не был «загружен», перепрограммирован. Теперь он так не подумает и тем более не скажет, а наоборот, с готовностью, радостью отдаст все, что у него есть, ибо он стал, к сожалению, уже другим человеком. Хотя сам он будет счастлив, что стал другим.
Но одних положительных форм закрепления контроля над адептом недостаточно Положительные формы вызывают у адепта положительные эмоции. Отрицательные формы закрепления («замораживания»), наоборот, вызывают сильнейшие отрицательные эмоции — страх, чувство вины и т.п. Это гораздо сильнее и эффективнее позволяет лидерам контролировать сознание и поведение адепта и держать его в состоянии зависимости.
В сознание и подсознание членов секты благодаря умелой и интенсивной обработке внедряются различные страхи, которые являются, пожалуй, самой сильной формой зависимости адепта от культа и лидера. Это прежде всего «стратегические» страхи.
К ним можно отнести следующие: страх потерять свое «спасение», сопричастность истине, свою избранность, расположение лидеров и членов секты («семьи»). К страху потерять нечто сверхценное присоединяется страх получить очень большие неприятности и наказания в случае выхода из культа.
Это страх сверхъестественных санкций за отступничество и санкций со стороны лидеров и самой организации. К этому можно добавить страх мыслить самостоятельно и критически, а также страх перед внекультовым миром.
Вот они, последствия трансформации психики!
Лидеры культа умело поддерживают эти страхи в повседневной жизни секты. Они устанавливают строгие правила и запреты, манипулируют наказаниями и наградами (политика кнута и пряника), поощряют доносительство, устраивают публичные исповеди. Все это призвано поддерживать у адептов чувство постоянной вины на фоне сверх значимости декларируемых культом целей и ценностей.
Члены секты должны стремиться быть достойными этих целей и ценностей, постоянно чувствовать, что в случае своего неправильного поведения, они могут легко все это потерять. Поэтому у них постоянно присутствует страх, в данном случае это не тот «стратегический» страх, который мы чуть выше рассмотрели.
Это страх повседневный, будничный: страх нарушить правила, нормы поведения в группе и т.п. У них постоянно присутствует чувство вины и готовности безропотно понести заслуженное наказание в случае, если они не будут должным образом исполнять свои обязанности, мыслить, чувствовать и т.п..
Все это приводит к тому, что адепты попадают в тотальную зависимость (физическую, психологическую, финансовую) от секты и ее лидеров. Лидеры секты, превратив членов организации в зомби, и послушные орудия исполнения своей воли, используют их для достижения своих корыстных целей, среди которых на первое месте стоят власть (включая в перспективе и политическую власть) и финансовое могущество.
Вырваться из этой «мышеловки» чрезвычайно трудно. В исключительных случаях это может сделать сам сектант, если у него достаточно сильная воля и не до конца подавлено критическое мышление. Чаще всего это пытаются сделать родители и друзья сектанта, однако далеко не всегда успешно. Дело в том, что лидеры и сама секта будут этому всячески препятствовать. Да и сам сектант, которого пытаются спасти, будет сопротивляться этому. В том случае, если все же ему удастся вырваться, следы пребывания в секте остаются надолго, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.
Таким образом, пребывание в секте наносит труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека. Секты покушаются не только на физическое и психическое здоровье человека, но и пытаются уничтожить в нем личность, лишить свободы, превратив его в зомби, биоробота (внутренняя деструктивность). Опасность этих сект состоит не только в их внутренней деструктивности (здоровье, личностное начало в человеке, его свобода), но и внешней — разрушение семейно-родственных, социальных и гражданских связей человека с окружающими его людьми. Ради секты по приказу гуру адепты готовы совершить любое преступление, те они становятся социально опасными людьми.
Далее рассмотрим деятельность одной из самых известных тоталитарных сект «Общества Сторожевой башни» или «Свидетелей Иеговы», которая сегодня ведет активную деятельность по вербовке адептов.
Рассмотрим способы противодействия манипуляции, выделим несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа.
Способы противостояния манипуляции с психологической точки зрения.
На человека в современном мире действует множество манипуляторов - от недобросовестного продавца и рыночного мошенника, до целых организаций, специализирующихся на экономических аферах и политическом интриганстве, вооруженных самыми современными знаниями и мощнейшим аппаратом информационного воздействия на психику человека.
Что может им противопоставить обычный гражданин общества, и может ли он устоять под этим натиском психологических манипуляций, сохранив свою душу, способность ясно мыслить и ориентироваться, сохранить свободу собственного выбора и рационального осознанного поведения?
Достаточно широко известно дошедшее до наших дней латинское выражение, которое в виде краткого афоризма формулируется следующим образом: предупреждением защищен или кто предупрежден, тот вооружен. В краткой и метафорической форме оно отражает одно из необходимых условий успешной психологической защиты - своевременное знание об опасности, которая грозит человеку, позволяет ему подготовиться к ее отражению.
В наше время необходимо постоянно быть готовым к тому, что как в непосредственном общении, так и в средствах массовой коммуникации (печать, телевидение, кино, радио), в различных выступлениях в массовой аудитории, сознательно или нет, целенаправленно или непроизвольно, используются психологические средства воздействия манипулятивного характера и зачастую не для нашей пользы, а наоборот, во вред нам.
Предупрежденный и обладающий знанием, человек может самостоятельно создать самый первичный, относительно простой, но достаточно эффективный механизм психологической защиты в виде психологического барьера недоверия к тем потокам рекламно-пропагандистской информации, с помощью которых идет массированная обработка населения, и сформировать установку на необходимость использования соответствующих способов анализа поступающей информации.
Исследования свидетельствуют, что формированию начального базового уровня психологической защиты личности от манипулятивного воздействия способствует даже относительно небольшая психологическая подготовка.
Если человек будет заботиться о своей безопасности и вырабатывать в себе механизмы психологической защиты, то он, как отмечает В.Куликов, «…может достигнуть такого предела, когда личность или социальная общность перестают воспринимать внешние воздействия, идущие от конкретного субъекта или имеющие определенное содержание, в это же время воздействия других субъектов или имеющие другое содержание могут приниматься».
Но все же что делать, если уже поздно ходить на психологические тренировки, читать специальную литературу и ваш близкий подвергся обработке, «промывке мозгов» какой-нибудь тоталитарной сектой? Опираясь на рекомендации специалистов, постараемся выделить несколько практических советов по выводу человека из деструктивного культа.
Прежде всего нужно сохранять спокойствие и быть готовым к достаточно долгосрочным усилиям.
Если человеку не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуется несколько месяцев, а то и лет.
После первоначального «распознования» не следует ни в коем случае разубеждать человека – это только еще больше испортит отношения. Попытки объяснить этому близкому человеку абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений.
Нужно помнить, что для того, чтобы спровоцировать разрыв с семьей, сектантские «учителя» заранее предупредят, что домашние «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью» и т.д. Таким образом, эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для него еще одним подтверждением истинности его новой веры.
Но, с другой стороны, ни в коем случае нельзя притворяться, что мы изменили свое мнение и нам понравилась перемена, происшедшая с завербованным близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит нашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к нам.
Необходимо обговорить с ним следующее условие: мы не критикуем его «организацию» он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако мы можем мягко обращать внимание нашего близкого на явные притиворечия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять.
Нужно показывать всем своим поведением, что мы признаем за ним право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что наш близкий дорог нам сам по себе, независимо от его убеждений. Упор необходимо делать больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с ним. Стараться в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив.
Проще говоря постарайтесь пробудить критическое мышление, сделать это за 1 день не получится, вы только вызовете отторжение, неприязнь, ненависть к вам, рушить построенный замок необходимо не тараном в лоб, а разбирая его по кирпичику, подрывая его фундамент, медленно, очень долго, зато с 100% гарантией успеха.
Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить близкому эмоциональную связь, по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать нас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится нам когда мы будем устраивать так называемую интервенцию. Здесь имеется ввиду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты.
В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых, психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа – «Специалиста по фактам» и бывших членов секты.
Их задача – пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор предлагающий истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.(я неодобряю этот метод с применением православия, но как один из вариантов он работает)
Книга в помощь Стивен Хассен «Освобождение от психологического насилия»
Таким образом, для того, чтобы «вывести» своего близкого из тоталитарной секты нельзя паниковать, а попытаться решить эту проблему с помощью квалифицированных психологов или специалистов «по выходу», священнослужителей работающих в специальных центрах реабилитации. Так же необходимы и собственные усилия, работа над собой, проявление чувства любви к человеку попавшему в беду, молитва за него.
Это сообщение отредактировал Apoo - 7.12.2012 - 13:48