Что справедливо, а что нет решайте сами. Думаю подобные схемы в собственной семье (ячейке общества) с мороженным для своих и соседских детей как минимум вызвали бы вопросы.
В 2019–2024 годах в России будет завершен так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли. Суть маневра заключается в постепенном повышении ставки НДПИ и обнулении экспортных пошлин.
Из-за налогового маневра РФ белорусским НПЗ по факту придется покупать российскую нефть по мировым ценам. В итоге белорусский бюджет сможет получать значительно меньше на экспорте этих нефтепродуктов в третьи страны. Российские НПЗ окажутся в лучшей ситуации, так как российский бюджет компенсирует им потери за счет сниженных акцизов. Но в белорусском бюджете таких инструментов нет.
Минфин России уже просчитал, сколько Белоруссия потеряет от маневра, однако цифру не озвучил. Белорусская же сторона оценивает потери своего бюджета только в 2019 году примерно в 300 млн долларов. Однако с учетом постепенного разворачивания налогового маневра потери Белоруссии тоже будут расти постепенно: каждый последующий год они будут расти на 300 млн долларов, достигнув к 2024 году 1,8–2 млрд.
Конфликт, скорее всего, находится на уровне прошлого года, когда стороны использовали и газовую, и нефтяную отрасли для давления друг на друга. Только сейчас противостояние менее публичное. Хотя ставки гораздо больше, чем в прошлом году. Тогда Минск попытался снизить цену на газ, но не получилось, вернулись к исходной ситуации. Но сейчас вернуться к исходной ситуации нельзя – с 1 января 2019 года начинается налоговый маневр, от которого зависит дальнейшее экономическое состояние Белоруссии.
Белоруссия уже шантажирует Россию тем, что начала снова платить за газ не по контрактной цене, а по своей более низкой (как это было в прошлом году). По крайней мере, намек на это можно усмотреть в официальной речи на сайте белорусского президента.
Белоруссия, конечно, хотела бы оставить в нефтяном сотрудничестве все как есть, при этом чтобы белорусские НПЗ получили те же льготы, что и российские НПЗ. Россия же хочет уйти от субсидирования белорусской экономики за счет товаров, сделать этот механизм открытым и прозрачным, передавая деньги из российского бюджета в белорусский. Чтобы можно было всегда открыть этот счет и показать, сколько денег Россия перевела. Сейчас же это приходится высчитывать скрупулезно.
Например, по данным Росстата и Минфина, с января по июль 2018 года белорусы покупали баррель российской нефти Urals по цене на 18 долларов дешевле, чем она стоит на рынке. Потом Минск перерабатывает дешевую нефть на своих НПЗ и перепродает ее в виде нефтепродуктов по более высоким рыночным ценам и прибыль кладет себе в бюджет. Это один факт субсидирования белорусской экономики в нефтяной отрасли.
Второй – это «растаможка» 6 млн тонн российской нефти. Это компромиссная договоренность в рамках прошлогоднего спора по газовой цене. Эти 6 млн тонн российской нефти идут транзитом через Белоруссию по трубопроводу «Дружба», не меняя права собственности. Российские компании продают ее на экспорт и платят экспортные пошлины в российский бюджет. Но, согласно договоренностям, Россия должна возвращать эти деньги в белорусский бюджет.
Еще один пункт, на котором Белоруссия зарабатывает, – это поставки нефтепродуктов в Белоруссию по низким ценам. В 2018 году Россия поставила 2,1 млн тонн нефтепродуктов. В год примерно 0,5 млн тонн российских нефтепродуктов идет на нужды нефтехимической продукции Белоруссии, все остальное идет на экспорт, на чем Белоруссия опять же получает приличную выгоду.
Белоруссию опять заподозрили в махинациях с уходом от уплаты таможенных пошлин. На это указывает существенный рост экспорта антидетонаторов и антиоксидантов, как в свое время это было с растворителями и разбавителями. Если белорусы экспортируют российские нефтепродукты, то должны заплатить в российский бюджет экспортную пошлину. Чтобы этого не делать, они продают их под видом товаров, за которые платить пошлины не надо. В прошлом году Белоруссия импортировала 3,3 млн тонн российских нефтепродуктов, а в этом году покупает в полтора раза больше.
Россия предлагала поставлять по льготным ценам только 6,2 млн тонн нефтепродуктов – столько потребляет сама Белоруссия. То есть субсидировать поставки нефти только для собственных нужд белорусов, а всю нефть и нефтепродукты, которые идут сверху, на чем белорусы сейчас делают бизнес, проводить на рыночных условиях.
Конечно, Минск от такой программы будет ожесточенно отбиваться. Когда основные доходы бюджета идут от покупки дешевой нефти у России, которую в переработанном виде белорусы продают на экспорт по высоким ценам. Под сохранение этой модели экономики Россия предлагала политические интеграционные проекты – сначала единое таможенное пространство, теперь это ЕАЭС. Поэтому Минск и воспринимает так болезненно и остро налоговый маневр России, ведь он рушит эту модель.
Впрочем, Россия скорее пойдет на компромисс с Белоруссией, как всегда и делала. Задача-минимум у экономического блока правительства РФ – вывести на свет все дотации Белоруссии, чтобы они были не на тонны нефти, а исключительно в виде трансфертов из бюджета в бюджет. Чтобы можно было понять, насколько действительно Россия субсидирует белорусскую экономику.