Еще одно подтверждение
Сергей Волков
Когда Ливанова назначили министром, я не был знаком с ним. Посмотрел на фото в газете и, как знатный эксперт-физиономист, сказал: "Нам кранты! Выкормыш власти со стеклянными глазами".
Потом я очутился в Общественном совете МОН и стал наблюдать Ливанова непосредственно. Слушать, что и как он говорит, смотреть, как он слушает. Потихоньку начались конкретные дела - и мне открылся другой человек. Очень адекватный. Быстро схватывающий. Не гордый. Мы сразу сделали с ним интервью для моего журнала "Литература" - что ему Гекуба, казалось? Он мог признать свою неправоту. Он умел хорошо иронизировать над собой. Он был очень последователен и силен в том, в чем был убежден. Например, в том, что ученый должен быть честен, а липовых ученых надо лишать званий. В том, что липовые вузы надо закрывать. В том, что надо вскрывать нарывы, если они нарывают давно.
Я видел, как идут на контакт и сотрудничество с ним люди, не расположенные к этому - он умел располагать. Ямбург, возглавляющий наш совет. Жорес Алферов, со скандалом совет покинувший, в знак протеста против РАН, а потом попросившийся назад - зачем этот совет ему, нобелиату-небожителю? Гейм, который его принял - и тоже согласился участвовать в совете. Наталья Солженицына, которая возглавила по его просьбе Совет по сочинениям - хотя заочно была сначала настроена резко против Ливанова. Говорю только о том, что знаю и видел.
Ливанов сел в машину и приехал к нам на открытие олимпиады по литературе и встречался с очень настороженной командой учителей -- и расположил их, это было интересно наблюдать, вот это превращение в их глазах врага-чиновника в нормального человека. И я видел это много раз.
Я также знаю, какое количество разной дури они в МОН фильтровали, какой идиотизм измором сводили на нет, чему ставили заслон. Незаметно для многих. Единого учебника истории не допустили, например. А ведь уже, казалось, железно всё. Концепцию преподавания русского языка и литературы только что приняли - сколько там нейтрализовано ядовитых жал в итоге.
В моей маленькой зоне мы точно совершили прорыв при Ливанове и благодаря ему - мы обновили, сделали современной и открытой олимпиаду по литературе и разработали вариативную программу по литературе 5-9 классов, которая была принята не без колоссального противодействия. В частности, со стороны преемника Ливанова, Ольги Васильевой. Она курировала деятельность Ассул и продвигала в жизнь консервативную и неподъемную концепцию школьного филологического образования, неисполнимую и раздутую, научную донельзя, но от жизни оторванную. Стиль полемики вокруг содержания программы, характер аргументов и методы борьбы я прекрасно изучил на согласительных заседаниях. И мне хорошо известны люди, бежавшие к ней кучковаться после заседаний.
А еще в прошлом году из Администрации президента в МОН пришла неподписанная бумага (увы, с узнаваемым стилем, нечто в этом же духе писалось и говорилось и про примерную программу) - против нашей олимпиады по литературе. Нас предлагалось разогнать - нечего детям предлагать эмигрантов типа Набокова, Довлатова или Бродского, да еще с опасными отчествами... У нас что, нет своих родных проверенных писателей, которые не сеют пессимизм и упадничество? Ну что ж, дали ответ на эту справку, продолжили работать. Благодаря спокойной позиции МОН.
При МОН Ливановым был создан открытый и ернический Общественный совет. Сколько раз верхние начальники требовали убрать из него неудобных верхам людей - не убрали. Министр и его замы терпеливо слушали все наезды, спорили, но и соглашались, и меняли многое. Самое главное, что это был реальный инструмент связи, например, в этом году в апреле нам стала известна ситуация с аттестатами для школьников из девиантных школ, дикая по сути - а в июне они уже получили нормальные аттестаты. Быстро можно было работать и эффективно.
Ливанов запомнился мне и своим согласием приехать в челябинский лицей, на фестиваль Открытая книга и провести урок для школьников по физике. Помню, как рыла копытом землю его пресс-служба, пытаясь изменить формат на более зрелищный (ну какой ваще Челябинск, ну хорошо, если Че, то пусть будет министр на фоне доменной печи или трактора), он послал всех нафик и сказал, что хочет провести урок. С детьми, а не тракторами.
Ему не нужны были картинки. И марафоны он бегал, и на горы взбирался еще до всего министерского. Просто он живет так.
Да, были и ошибки, и непоследовательность, и неудачи, и фо па. И команда не равна министру; многое могло быть по-другому. Но сейчас, когда и так миллион злорадных слов полетит в спину уходящему, я не хочу об этом говорить.
А радующимся скажу вот что: если б только они знали, как мало в этом огромном образовательном болоте, уходящем в хтоническую глубь, зависит от МОН. В области общего образования уж точно. Как много подчинено местному и региональному уровню, насколько больше душит завуч или местный методист, чем министр. После смены руководства МОН нас не ждет ничего нового, потому что мы-то всё такие же. А имя нам легион.
Но лично мне будет теперь гораздо тяжелее делать то, что я считаю правильным. На мои плечи падает та часть веса, которую все эти четыре года помогал мне держать Дмитрий Викторович. Его отставка символично совпала для меня с днем операции на сердце. Но и с днем Преображения тоже.