"Трагедия в бухте Саранной"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Pecus
21.01.2025 - 11:13
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 30.12.24
Сообщений: 140
115
35 лет назад 24 июня 1983 года в 23 часа 27 минут по местному времени в бухте Саранной произошла трагедия, унесшая 16 человеческих жизней. Недалеко от камчатского берега, всего в 4,5 милях, затонул атомный подводный крейсер «К-429» Тихоокеанского флота, несший на борту боевые крылатые ракеты.
Атомоход по праву считался одним из лучших подводных кораблей военно-морского флота Советского Союза. Но это не спасло его от страшной беды, случившейся совсем недалеко от нашего города.

АПЛ вышла в море в поход для выполнения торпедных стрельб. При погружении через не закрытые захлопки вентиляции в корпус хлынула забортная вода, и субмарина высотой с пятиэтажный дом, приняв в себя 420 кубометров ледяной воды, прочно легла на грунт.

Возможно, этой катастрофы и не произошло бы, но…

Из воспоминаний капитана 1-го ранга А.А. Гусева следует, что в то время командир соседней дивизии готовился уехать в отпуск, но у него оказалась задолженность по боевой подготовке, т.к. не была выполнена обязательная торпедная атака по подводной лодке в «дуэльной ситуации». Чтобы закрыть план боевой подготовки дивизии в море для выполнения боевого упражнения всего на одни сутки должна была выйти лодка – лодка мишень условного противника. На эту роль штаб флотилии назначил АПЛ «К-429» .


Субмарину, совсем недавно возвратившуюся из шестимесячного похода и вставшую на межпоходовый ремонт, вернули на боевую службу. Вернули раньше запланированного срока, не завершив ремонт судна. Причем, стояла лодка в заводе, однако, почему-то числилась на боевом дежурстве, да еще и имея на борту ядерное оружие и «готовность в 19 часов». То есть в случае необходимости лодке отводилось на сборы менее суток.

Ремонтирующаяся лодка на тот момент находилась под командованием капитана 2-го ранга Белоцерковского, экипаж которого «потерял линейность», т.е. профессиональную готовность и выйти в море не мог.

Вышло так, что для того чтобы оказать дружескую услугу командиру соседнего соединения, командир 10 дивизии принимает решение передать «К-429» экипажу Н.М. Суворова, который должен был принимать ее по окончании ремонта. И только осенью выходить на нем в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.
Но командование передумывает и решает провести учения не осенью, а летом. Многие «суворовцы» находились в отпусках и о предстоящем выходе в море просто не знали. Личный состав нового прикомандированного к «К-429» 379 -го экипажа оказался недоукомплектован, и, как выражаются подводники - не отработан. Так, что за отведенное ей время субмарина вряд ли бы сумела подготовиться и выйти в море. Поэтому экипаж пришлось собирать «с бору по сосенке». Для полной штатной численности ему передали специалистов из трех экипажей соединения и даже с береговой базы. Набирали его, нарушая все существующие инструкции, всего за несколько часов до выхода в море. В самый последний момент решили взять еще и 12 молодых матросов-учеников, т.е. стажеров. Таким образом, на борту оказалось 120 человек, вместо штатных 87. И только 48 человек составляли собственно 379 - й экипаж.
К моменту выхода «К-429» в море на ее борту оказались два командира экипажей, Суворов и Белоцерковский, два командира БЧ-5 и их экипажи –

Б. Е. Лиховозов и А. Б. Маркман (будущий вилючинский мэр), старпом Рычков, не допущенный к самостоятельному управлению, и отсутствовал старшина команды трюмных. К слову, после того как атомоход затонул, на берегу долго не могли определить, кто же все-таки находится на борту

«К-429».
Против выхода в море абсолютно неготовой лодки категорически протестовали начальник штаба 10 дивизии 2-й флотилии ПЛ капитан I ранга Гусев (он был старшим на борту) и только что назначенный командир капитан I ранга Суворов. Но вышестоящее начальство пригрозило самой страшной в те годы карой - лишением партбилета, что автоматически ставило крест на карьере обоих подводников, да, и, в сущности, на всей дальнейшей их жизни. Офицеры написали рапорта о полной неготовности лодки к выходу.

Но их, как потом выяснилось, попросту «положили под сукно» и они исчезли. А приказы положено исполнять. Суворов, кстати, не расписался в журнале выхода в море, надеясь, что оперативный дежурный, обнаружив нарушения, не даст «добро» на выход и лодку вернут. Не было в журнале и многих подписей флагманских специалистов, обязанных проверить подлодку перед выходом в поход. Забегая вперед, следует сказать, что соответствующие подписи все-таки появились в журнале, но уже задним числом и после выхода из затонувшей лодки тех специалистов, кто остался жив. Ответственность за «добро» на выход «К-429» взял на себя оперативный дежурный.

В общем, ситуация сложилась так, как сложилась, и 24 июня 1983 года подводный атомный крейсер «К -429» вышел в рядовой односуточный поход, который оказался для него последним.

Напомним, что на его борту находился неподготовленный экипаж с нескольких других подводных лодок. Наспех собранные без элементарной отработки действий и ознакомления со своими обязанностями на берегу, многие моряки впервые увидели друг друга в отсеках лодки. К тому же, на крейсере не были проверены: система погружения и всплытия, состояние забортных отверстий, нагрузка вспомогательного балласта по расчётной дифферентовке - т.е. все то, что непосредственно гарантирует безопасное погружение. У экипажа просто не было времени на проверку работы систем и механизмов.

Как результат - лодка вышла в море с открытыми задвижками вентиляции, которые были открыты в заводе во время ремонта забортной захлопки вентиляции. Ремонтировалась так же система погружения и всплытия. Ее блокировка оказалась отключенной от сигнализации на пульте управления в центральном посту. Лодка-то, по сути, находилась в ремонте.
Командир корабля Суворов не был предупрежден о том, что у лодки имеются проблемы с вентиляцией, а приборы на борту не были настроены должным образом. Новый экипаж слабо разбирался в системах «К-429». Опять же, команда на борту не была сработана, и ее члены не имели нужного опыта для быстрого устранения аварии. Катастрофа произошла уже при первом пробном погружении «К-429». Через два отверстия совокупным диаметром 80 см хлынула вода в 4-й отсек. В считанные секунды оказался затоплен распределительный электрический щит и лодка полностью обесточилась. В течение 3 минут затопило 4-й отсек электротехнического управления реактором и 5-й реакторный отсек. Подлодка легла на грунт на глубине 40 метра.

Четырнадцать моряков погибли в 4-м отсеке практически сразу. 22 подводника оказались запертыми в двух кормовых отсеках, еще 68 человек – в трех носовых.

Позже, в период «разбора полетов» выяснилось, что с самого начала плавания все шло не так, как было должно.
В отсеках не была выполнена команда "к погружению", не были закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В лодку хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Ведь приборы были отключены.

Аварийная тревога была сыграна только после того, как крейсер уже легла на грунт. В этой ситуации командир принял решение о всплытии и отдал команду продуть цистерны главного балласта. Оператор на пульте дистанционного управления, плохо знакомый с приборами, вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции, закрыл кингстоны. Вследствие этого, воздух, который должен был вытеснять воду из цистерн, прямиком выходил наружу, а корпус лодки постепенно заполнялся водой.

Вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный пост. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня. Атомоход лежал на небольшой глубине. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, там, где глубины достигают полукилометра, он был бы просто раздавлен.
«К-429» была намертво прикована к грунту: с двумя затопленными отсеками самостоятельно ей уже было не всплыть... Ситуация на лодке складывалась катастрофически. В некоторых отсеках повысилось давление, температура достигла 50 градусов. Не хватало воздуха. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Не хватало аварийных дыхательных аппаратов - экипаж же оказался численно больше, чем было положено по штатному расписанию. Потом взорвался водород в аккумуляторных ямах первого и третьего отсеков, и людей из третьего перевели во второй. К счастью, взрыв не привел к пожару.

Положение осложнялось еще и тем, что о случившемся на атомоходе не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения.

Более того, в штабе 2-й флотилии, когда подлодка не вышла на связь в первый раз, почему-то никто не встревожился. Реакция командования не изменилась и когда связь не состоялась во второй раз.

Сообщить о произошедшей катастрофе экипаж не смог, т.к. не удалось выпустить аварийные буи, подававшие радио и акустические сигналы. Носовой и кормовой буи, во избежание отрыва и соответственно неминуемой потери, были намертво приварены к корпусу лодки. Тогда эта практика была широко распространена. В экстремальных условиях, а у подводников их предостаточно, буи могли самостоятельно всплыть и не санкционировано подавать сигналы бедствия, что во время боевой службы субмарины могло нарушить режим скрытности. Подобное нарушение сурово каралось. Поэтому на большинстве лодок подобные буи попросту приваривали. Позже оказалось, что точно так же приварена к корпусу и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа.

И по известной пословице «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» - экипаж затонувшей субмарины сам известил командование о сложившейся ситуации. А потом сам себя спасал.

Через торпедные аппараты 1-го отсека на поверхность выбрались два подводника. В гидрокомбинезоны, на случай возможной гибели - моряки ведь шли в полную неизвестность - были вложены записки, в которых сообщалось всё, что произошло, указывались координаты лодки, описывалось состояние людей и материальной части.
На поверхности вблизи места их всплытия не наблюдалось ни одного корабля. Подводникам повезло - волны понесли их к берегу, и им пришлось плыть около 4 часов, пока их не подобрал пограничный корабль, случайно зашедший в бухту. Так на берегу узнали о терпящей бедствие “К-429”.

25 июня в 19.14 водолазы обнаружили затонувшую лодку. В 22. 36, т.е. через 23 часа после аварии началась спасательная операция. К затонувшей подводной лодке один за другим стали подходить спасательные суда и на третьи сутки над затонувшей подводной лодкой собрались почти все наличные спасательные силы Камчатской флотилии. Подошла и подводная лодка того же проекта, что и «К-429». В ее отсеках должны были проходить декомпрессию те, кому удастся выйти на поверхность.

Когда над головами «суворовцев» зашумели винты надводных кораблей, а по звукоподводной связи послышались запросы спасателей, у подводников забрезжила надежда остаться в живых. Спасатели наладили связь с лодкой. Правда, отвечать на вопросы приходилось ударами кувалды.

С 25 по 28 июня в течение 71 часа продолжался выход из носовых отсеков атомохода.

Водолазные колокола не смогли пристыковаться к аварийным люкам из-за недостаточной глубины и крена лодки, и подводникам носовых отсеков пришлось покидать лодку самостоятельно. Водолазам-спасателям оставалось только поддерживать жизнедеятельность экипажа вентиляцией отсеков, подавать на подводную лодку недостающее снаряжение, встречать выходивших подводников из торпедных аппаратов и сопровождать их на поверхность.

Во время выхода погиб один человек.

Последними через носовой торпедный аппарат лодку покидали начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Гусев, командир субмарины Суворов, командир БЧ-3 лейтенант Коноплев и механик “К-429” капитан 2-го ранга Лиховозов.
Тогда же 25 июня начался самостоятельный выход из кормового отсека № 7. Проводился он через аварийно-спасательный люк методом шлюзования. Причем, никто из подводников не пробовал это выполнить даже на учебно-тренировочной станции. Подобный способ на АПЛ вообще не применялся. Выходящий первым матрос, запутавшись в канате буя, погиб. Спасательную операцию прекратили. Возобновили ее только на четвёртые сутки после окончания выхода из первого носового отсека. Последним около 23.00 28 июня на поверхность вышел командир 7-го отсека мичман Василий Баев, в последствии, «Почетный гражданин города Вилючинска».

Споры о том, кто же все-таки виноват в этой трагедии, не утихают и по сей день. Но в 1983 году суд виновных назначил - Николая Суворова и командира БЧ-5 суворовского экипажа Бориса Лиховозова.

Суворову дали 10 лет, Лиховозову - 8. Под стражу их взяли прямо в казарме, где проходил суд, даже с семьями не дали попрощаться.

Информация об этой трагедии в Советском Союзе была засекречена, а в новой России ее особенно не вспоминали. А ведь это был и остается единственный случай в мировой истории, когда из затонувшей на более чем 40-ка метровой глубине подводной лодки на поверхность вышли 104 человека.
К тому же и спасение самой субмарины, т.е. подъем ее со дна бухты Саранной, считая с момента аварии и до окончания судоподъемных работ, заняло менее 40 суток, что явилось рекордом для мировой практики таких операций.

"Трагедия в бухте Саранной"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Kobaltius007
21.01.2025 - 11:22
31
Статус: Offline


Хуевый интеллигент

Регистрация: 4.01.14
Сообщений: 643
Цитата
35 лет назад 24 июня 1983 года в 23 часа 27 минут по местному времени в бухте Саранной произошла трагедия, унесшая 16 человеческих жизней.

Какие нахер 35 лет назад?!? Cейчас 2025 год как бы... dont.gif
А так, позновательно, не знал.
З.Ы. Прочитал сначала, не в Саранной, а в сраной... Извиняюсь.

Это сообщение отредактировал Kobaltius007 - 21.01.2025 - 11:26
 
[^]
PoM4Er
21.01.2025 - 11:23
85
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.06.10
Сообщений: 2578
35 лет назад в 1983 году? Эта копипаста из 2018. Тс ты хоть подправил бы. Жопа ленивая

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Простак52
21.01.2025 - 11:29
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.06.16
Сообщений: 574
Сначала думал пиздеж от новорега
 
[^]
Pyatak1981
21.01.2025 - 11:31
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 14.07.10
Сообщений: 44
Четырнадцать моряков погибли в 4-м отсеке практически сразу. 22 подводника оказались запертыми в двух кормовых отсеках, еще 68 человек – в трех носовых.


Информация об этой трагедии в Советском Союзе была засекречена, а в новой России ее особенно не вспоминали. А ведь это был и остается единственный случай в мировой истории, когда из затонувшей на более чем 40-ка метровой глубине подводной лодки на поверхность вышли 104 человека.


Эт как? мертвых тоже в вышедших записали?
 
[^]
Нгуен
21.01.2025 - 11:46
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 28.03.12
Сообщений: 538
1.Фраза-" командир соседней дивизии готовился уехать в отпуск, но у него оказалась задолженность по боевой подготовке" ,наводит на мысль ,что текст писал какой студентишка..... 2.-"Вышло так, что для того чтобы оказать дружескую услугу командиру соседнего соединения, командир 10 дивизии принимает решение передать «К-429»"..... Ага, по дружбе так взял и передал атомоход.... lol.gif
 
[^]
Xollms
21.01.2025 - 11:47
9
Статус: Offline


Холмс, Шерлок Холмс

Регистрация: 28.01.11
Сообщений: 9056
 
[^]
wwer1000
21.01.2025 - 11:49
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.11.11
Сообщений: 3596
Просто квинтэссенция армейского/флотского разгильдяйства faceoff.gif
 
[^]
Шнурец
21.01.2025 - 11:51
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.11.24
Сообщений: 1215
Все как всегда
 
[^]
megajaba
21.01.2025 - 11:55
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.12
Сообщений: 1078
Цитата
35 лет назад 24 июня 1983 года

эх, я 1982 года. вот бы мне сейчас было 36 sad.gif
 
[^]
955535
21.01.2025 - 11:58
20
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 496
Цитата (Pecus @ 21.01.2025 - 11:13)
Как результат - лодка вышла в море с открытыми задвижками вентиляции, которые были открыты в заводе во время ремонта забортной захлопки вентиляции.

Сразу понятно, что сей опус писал человек весьма далёкий от флота и пл.
Абсолютно все подводные лодки выходят в море с открытыми захлопками системы вентиляции носового блока. Они остаются открытыми до начала проверки прочного корпуса на герметичность перед погружением. А до этого момента вентиляция отсеков пл производится в атмосферу. Система электрохимической регенерации воздуха вводится в действие перед погружением.

Так то конечно командованием было нарушено всё, что только можно. Начиная от комплектования экипажа (в частности, на борту отсутствовал штатный подготовленный оператор системы управления общекорабельными системами СДУ"Ключ") до отсутствия объявления учебной тревоги для погружения.

По ссылке подробная статья о данной катастрофе.
https://www.proatom.ru/modules.php?name=New...order=0&thold=0
https://filibuster60.livejournal.com/37241.html
Ещё одно мнение подводника профессионала

Это сообщение отредактировал 955535 - 21.01.2025 - 12:38
 
[^]
Cosworth
21.01.2025 - 12:15
9
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 19.09.11
Сообщений: 3421
До ужаса знакомое флотское распиздяйство, сопряженное с неуемным рвением выполнить "приказ", пусть и абсолютно долбоебский.
 
[^]
кортес17
21.01.2025 - 13:03
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 2285
Традиция, невиновных в братскую могилу запихивать.
 
[^]
diag
21.01.2025 - 13:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.08.10
Сообщений: 2739
Блин, вот оно

Это сообщение отредактировал diag - 21.01.2025 - 13:39

"Трагедия в бухте Саранной"
 
[^]
Бокин
21.01.2025 - 13:36
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5894
Цитата
К слову, после того как атомоход затонул, на берегу долго не могли определить, кто же все-таки находится на борту


Тут экипаж более ста человек.
В 92 г. было столкновение двух эмок, и когда в Энгельсе готовили команду на место падения (попадают все, кто рядом, сам бывал) то в эту команду попал правак одного из экипажей, которого заменили буквально перед посадкой в самолёт, поменяли его, командира и полётное задание, каждый из этих элементов является грубым нарушением.
Так вот, уже когда были на месте падения одного из самолётов то кто-то опомнился:
- Витёк! так ты в списке погибших!

И это при том, что на обоих бортах было 14 человек.
Виктор погиб в 99 г. у меня на глазах.

Это дополнительно о бардаке в таких серьёзных отраслях.
 
[^]
955535
21.01.2025 - 14:25
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 496
Цитата (diag @ 21.01.2025 - 13:29)
Блин, вот оно

Что, оно?
 
[^]
Stellapolare
22.01.2025 - 07:20
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.09.13
Сообщений: 2288
Цитата
35 лет назад 24 июня 1983 года в 23 часа 27 минут по местному времени в бухте Саранной произошла трагедия,


35 лет тому назад был 1990 а не 1983 год...
 
[^]
ЯПапа
22.01.2025 - 07:39
13
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 12.04.15
Сообщений: 773
может быть, наверное, мне так кажется, не гибель Лермонтова нужно расследовать, а вот такие преступления?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mikas83
22.01.2025 - 07:39
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.05.15
Сообщений: 2808
Цитата (PoM4Er @ 21.01.2025 - 11:23)
35 лет назад в 1983 году? Эта копипаста из 2018. Тс ты хоть подправил бы. Жопа ленивая

Я 83 года, на секунду подумал что мне 35...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
955535
22.01.2025 - 08:25
-1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.02.12
Сообщений: 496
Цитата (ЯПапа @ 22.01.2025 - 07:39)
может быть, наверное, мне так кажется, не гибель Лермонтова нужно расследовать, а вот такие преступления?

Уже давно расследовано и обозначены виновные.
 
[^]
gri154
22.01.2025 - 08:28
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 25.03.15
Сообщений: 178
Цитата (PoM4Er @ 21.01.2025 - 11:23)
35 лет назад в 1983 году? Эта копипаста из 2018. Тс ты хоть подправил бы. Жопа ленивая

Бляяяя... к чему идём?
Страшно за будущее!(
За Детей Наших!!!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
anrizlat
22.01.2025 - 08:42
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.12.19
Сообщений: 6023
Полный пиzдец.....В этой трагедии вся суть Совеской армии: сумбур-неразбириха-некомпетентность-бардак.
Как они собирались со всем миром воевать? Во так и рухнул Союз. Точно так-же рухнкт и эта страна. Потому, что нихера не меняется.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Уршак
22.01.2025 - 09:01
14
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.01.16
Сообщений: 547
Цитата (anrizlat @ 22.01.2025 - 08:42)
Полный пиzдец.....В этой трагедии вся суть Совеской армии: сумбур-неразбириха-некомпетентность-бардак.
Как они собирались со всем миром воевать? Во так и рухнул Союз. Точно так-же рухнкт и эта страна. Потому, что нихера не меняется.

Есть такое, спасает только то, что при ревизии имущества МО США никогда не находят больше 50%, остальная половина испаряется, как спирт у прапорщика. Все (!) армии - сборище распиздяев и долбоебов, которых страна обеспечивает всем: от ложки до АПЛ. И только в войну 20% начинают отрабатывать затраты. Если войны нет 50-80 лет, то всё бутафория только для парадов. СССР 70-80--х не исключение, как и всё НАТО и даже Китай, что бы кто не пиздел.
 
[^]
NextEmpirik
22.01.2025 - 09:24
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 1.10.18
Сообщений: 6262
ТС, а фото прикреплять не научился? Или лень?

"Трагедия в бухте Саранной"
 
[^]
NextEmpirik
22.01.2025 - 09:25
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 1.10.18
Сообщений: 6262
2.

"Трагедия в бухте Саранной"
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21782
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх