260


Папанов Анатолий Дмитриевич 31.10.1922 - 05.08.1987 (64 года)
Советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр. Народный артист СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966) и Государственной премии СССР (1989 — посмертно).
В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа, пообещав исправить хромоту. Обучался в мастерской под руководством артистов МХАТа Василия и Марии Орловых. Его однокурсницей была Надежда Каратаева, также участница войны; они расписались в 1945 году, на десятый день победы советских войск.
11 ноября 1946 года успешно сыграл дипломные спектакли: роль молодого Константина в «Детях Ванюшина» по пьесе Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны». По окончании ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но, не желая расставаться с женой, со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.
С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.
В 1948 году перешёл в Московский Театр Сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова, где играл почти 40 лет, создав 50 образов. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома».
Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей (вождь, спортсмен, актёр), позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра.
Однако истинным прорывом в кинокарьере Анатолия Дмитриевича стало его приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на монументальную главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». За неё Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР и главного приза на Первом Всесоюзном кинофестивале, а Константин Симонов писал, что в дальнейшем «видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала «Ну, погоди!», ставшего его визитной карточкой. Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию».
Преподавал в ГИТИСе. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ.
За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал.
Размещено через приложение ЯПлакалъ