186


Простая сельская учительница могла бы стать женой, матерью и до старости нянчиться с детишками. Но она выбрала другой путь.
Зинаида родилась в Петербурге в 1878 году. отец был унтер-офицером, мать — крестьянкой. О её детстве почти не сохранилось данных, но что-то произошло: в подростковом возрасте девочка разочаровалась и в правительстве, и в религии.
В 1896 году Зинаида поступила в учительскую семинарию и окончила её с званием педагога начального народного училища. И по распределению поехала в Лифляндскую губернию. Там она начала вести дневник:
“Местность, где мне пришлось учительствовать, была невзрачная: с трех сторон лес, с четвертой — озеро Пеинус… Нищета среди местных жителей была поразительная… Выросшая сама в нищете, я не удивлялась их бедности, меня поразило одно: как можно жить так, жить без борьбы за лучшее будущее; как можно жить без единственного светлого луча в будущем, без единого проблеска на темном горизонте?”
Девушка быстро разочаровалась и в школьной системе:
“Но вне стен школы я не могла работать вследствие незнания местного эстонского языка. В стенах же школы мне было слишком тяжело, тяжело не физически, но морально. Все занятия нужно было вести на русском языке. Тяжело было видеть, как малютка ученик такими жалкими, беспомощными глазами смотрел на меня. «Отчего в этих стенах я не могу говорить на своем родном языке?» — читала я в этих грустных глазах”.
Обстановка была безрадостной. Зато в 1900 году Зинаиду перевели в училище села Гостилицы Петергофского уезда под Петербургом. Девушка ожила, стала активно работать и общаться с коллегами. Вот тут-то и началось.
Её слишком свободные взгляды — на власть, церковь и крестьян — никому не понравились. И вскоре на Коноплянникову стали строчить доносы.
“Перед школой жил жандарм, позади школы урядник, на соседней горе поп, рядом с ним псаломщик, и все четверо писали на меня доносы. Заведу ли беседы и чтения для народа невинного характера, псаломщик доносит инспектору, что «учительница занимается сторонними школьными занятиями, беседами и толкованиями», поп пишет по своему ведомству, что учительница секты насаждает, толстовщину распространяет, юношество развращает”.
Хотя был и светлый лучик — в селе Зинаида повстречала Эрнеста Каппеля и у них завязался роман. Но давление окружающих было таким, что девушке пришлось оставить работу и покинуть Гостилицы. Каппелю она тогда заявила, что дело её жизни — служение народу. Ей исполнилось 22 года.
Позже во время следствия он дал на неё показания:
“Коноплянникова производила на меня сильное впечатление тем, что она живо, с любовью и энергией относилась к делу школьного обучения, и я после нескольких встреч и разговоров с нею стал к ней неравнодушен, почти что влюбился. Коноплянникова отвечала мне так же — симпатией, ввиду чего я и решил жениться на Зинаиде. Когда я ей об этом сказал — это было летом 1901 года, она отказала мне, так как цель ее жизни — служение народу, в жертву коему она готова принести себя”.
В 1902 году девушку взяли “на карандаш”. Как записал один из жандармов:
“У Коноплянниковой имеется большое количество книг, в которых говорится, что Бога нет, а потому не может быть и земного царя, а кроме книг печатных, у Коноплянниковой есть и рукописные сочинения такого же рода”.