У кого-то обвалилось само пространство жизни: не стало страны, в которой они родились. И сегодня немало людей, которые убеждены: спуская красный флаг, спустили за пятак самое дорогое - независимость страны, ее мощь и культуру, бесплатное образование и здравоохранение. А для кого-то, наоборот, это - без фанфар и литавр - прорыв в будущее, деловитый проход к решительным действиям вместо болтовни - к отпуску цен, правительству Гайдара, рыночной экономике, полным прилавкам и открытому миру.
Узнать, где сейчас находится последний стяг исследователям удалось у директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина.
Вот выдержка из интервью.
Алексей Левыкин: «В тот вечер спустили два флага. Первый развевался над первым корпусом Кремля, над резиденцией президентов СССР и РСФСР. Именно его и запечатлели фотографы. А второй - был над зданием Совета министров. Это 14-й корпус, которого уже не существует.
Это сейчас законодательно все про знамя прописано: и размер, и статус, и ситуации, когда его поднимают. Допустим, президентский штандарт - только если в Большом Кремлевском дворце находится президент.
А 30 лет назад таких правил не существовало.
Флаг испытывал очень большие нагрузки: ну представьте себе, снег, дождь, жесткие ветра со стороны реки. Поэтому был запас флагов.
Во всяком случае, в Историческом музее их хранится два. Который вы видите - тот самый, символический. Он был нам передан в марте 1992 года. Есть и официальный документ - акт передачи из Управления делами Кремля, которое отвечало за всю хозяйственную деятельность на его территории. А другое знамя поступило в музей несколько позже - когда в состав ГИМ влился в качестве отдела фонд Центрального музея Владимира Ильича Ленина. Этот флаг хранится там. Так что у нас два знамени с флагштоков Кремля»
Алексей Левыкин: «Исторический музей создавался для того, чтобы собирать памятники, которые связаны с главными сюжетами развития нашей страны и государства. Мы храним свидетельства великих эпох, которые существовали и исчезли. А если говорить о флаге, то ряд будет таким. Знаменитый златник Владимира Святого - можно сказать, что это единственный прижизненный его портрет. Перо Александра II, которым было подписано решение об освобождении крестьян. Победные знамена 1812 года. Шинель адмирала Корнилова, обагренная его кровью. Личные вещи Панфилова и Зои Космодемьянской. Вот к такому уровню музейным реликвиям я отнес бы это знамя - символ огромной державы, которая продолжает оказывать влияние на жизнь всего мира, даже исчезнув с карты мира».
Вопрос: Многие говорили, что флаг СССР из Кремля затерялся где-то в частных руках…
Алексей Левыкин: Он перед вами. Главное, что флаг сохранили. И мне было очень приятно увидеть на акте передачи подпись моего отца - он в те времена был директором ГИМ. Думаю, что нужно было выйти на самый верх в Кремле, чтобы получить этот памятник на хранение.
Вопрос: А где флаг находился три месяца до Государственного исторического музея?
Алексей Левыкин: В Управлении делами Кремля есть подсобные помещения.
Вопрос: Какой размер полотнища? Оно огромное, хранитель фонда тканей рассказал, что разместить его даже на столе для развертывания ковров удалось с трудом.
Алексей Левыкин: Три на шесть метров. Плотный искусственный шелк.
Вопрос: Почему флаг в хранилище, а не в действующей экспозиции?
Алексей Левыкин: Сложный вопрос. По правилам мы не можем подвешивать такие музейные экспонаты. Обычно мы их показываем на плоскостной витрине. Можете себе представить, каких она должна быть размеров. Мало того, для нее нужно специальное стекло с определенной степенью светоотражения.
Необходим и определенный уровень наклона. Оптимально - не более 30 градусов. Предел - 45. Поэтому такие предметы, как костюмы, знамена, шитье, церковные облачения, долго в экспозиции находиться не могут. Обычно их выставляют на короткое время и возвращают в фонды, где следят за их состоянием и проводят реставрационные работы.
Мы приступаем к подготовке выставки, посвященной 100-летию СССР. Будем думать, как продемонстрировать посетителям этот уникальный экспонат. Но чтобы показывать историю всего драматического и трагического XX века, нам нужны пространства. А экспонаты, как видите, у нас есть.
Напоследок, анекдот от мэтра. Всё.