Согласно правилам ведения войны, написанные, правда, в мирное время, суда под флагом Красного Креста, ведущие спасательные операции, не могли быть подвергнуты атаке.
Ричардсон потом утверждал, что не знал, что подлодка участвует в спасательной операции. А потому, считая, что лодка может обстрелять остров и разрушить базу, поставив тем самым под угрозу очень важный маршрут снабжения Великобритании.
Так себе отговорка, если честно. Вооружение лодки типа IXC состояло из орудия калибром 105-мм и боекомплекта в 110 снарядов. Уничтожение целого аэродрома таким «мощным» артиллерийским вооружением плохо представляется в реальном времени, поскольку при первых выстрелах могут подняться самолеты и устроить лодке «веселую» жизнь.
Тем не менее, Ричардсон отправляет Хардена обратно с приказом потопить лодку. В 12.32 «Либерейтор» Хардена атакует U-156. Бомбы взрываются неподалеку от лодки, но причиняют ей минимальные повреждения. Зато переворачивает и разносит в щепки две шлюпки, убивая и калеча находившихся в них моряков и пассажиров. Заметим – британских моряков и пассажиров, поскольку итальянцев в лодках не было.
Что мог сделать в этой ситуации капитан Харенштайн? Естественно, начать погружение. Что он и скомандовал, приказав людям, находящимся на палубе, прыгать в воду и плыть от лодки, чтобы не затянуло водоворотом от погружающейся лодки.
В-24 Хардена, израсходовав все бомбы, улетел на базу. Экипаж самолета был награжден медалями за убийство британских граждан. Ну вообще за потопление немецкой подлодки, но на U-156 очень быстро устранили повреждения, и лодка самостоятельно пришла на базу.
Остается думать, что американец Харден прекрасно понимал, что происходит внизу, потому так похабно швырял бомбы в ползущую лодку, которая была очень легкой мишенью. В более сложных условиях американцы топили подводные лодки и немцев, и японцев. Очень хочется думать, что Харден думал о чести и совести, а первый заход, когда он попал по шлюпкам, был действительно случайным.
«Либерейтор» нес в отсеке восемь бомб по 1100 фунтов (500 кг). Бросали бомбы попарно, то есть, четыре захода. Видимо, экипаж Хардена был хорошим экипажем.
U-156 погрузилась. Хартенштайн посоветовал людям в шлюпках оставаться в этом же районе и ждать французские корабли. У него была информация, что уже вышли легкий крейсер «Глуар» и сторожевые корабли «Дюмон Дюрвиль» и «Аннамит».
Но в шлюпках решили, что с такой спасательной операцией можно вообще не дожить до следующего дня. И две шлюпки, взяв у итальянцев с подводной лодки «Капеллини» воду и провиант, пошли в сторону Африки. Это был жестокий поход.
Первая шлюпка дошла до побережья Африки через 27 дней. Из 56 человек на борту в живых осталось 16. Вторя шлюпка была подобрана британским траулером через 40 дней. Там из 52 человек выжило 4…
А в штабе Кригсмарине, узнав, что U-156 атакована, отдали приказ командирам U-506 (командир капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн) и U-507 (командир корветтен-капитан Харро Шахт) высадить британцев и поляков на шлюпки и уходить.
Интересно, но оба немецких капитана не выполнили приказ! И продолжили идти навстречу французским кораблям в надводном положении, облепленные людьми на палубе.
А Ричардсон продолжал пытаться топить лодки. И к В-24 присоединились пять бомбардировщиков В-25. Эта пятерка обнаружила и атаковала U-506, на которой спасался 151 человек, в том числе 9 женщин и детей.
Атаки пятерки В-25 тоже оказались безрезультатными!
В общем, всем повезло, в районе показались французские корабли и Ричардсон наконец-то угомонился. Он решил, что французы идут атаковать его базу (наверное, у него была паранойя и сломанная рация), командир американской базы отозвал самолеты готовиться к отражению атаки с моря.
Французские корабли приняли всех спасенных немцами и итальянцами.
Каков итог. Итог печален. Из 2732 человек, находившихся на борту «Лаконии», выжили 1113, из 1619 погибших 1420 были итальянскими военнопленными.
Но данный инцидент имел очень далеко идущие последствия. В том числе и приказ «Тритон Ноль» или как его еще называли, «Приказ Лакония», который Карл Дениц, ценивший своих подводников, издал уже 17 сентября 1942 года.
Текст здесь приводить нет смысла, его легко найти в Интернете, если кому интересно, суть в том, что отныне и впредь экипажам подводных лодок запрещалось оказание помощи экипажам и пассажирам потопленных судов.
Стоит лишь пожалеть о том, что рыцарские понятия о правилах ведения войн канули в прошлое. Ведь буквально какие-то двадцать лет тому назад, во времена Первой Мировой войны, такое поведение было вполне нормальным. Но чем дальше, тем безжалостнее становились противники по отношению друг к другу и тем более беспощадной становилась война.
Удивляться тому, что и американцы, и британцы, и японцы, и немцы – все они стали заложниками ожесточения сегодня просто глупо. Вторая мировая война многое изменила в головах людей и претендующих на это звание.
Но гроссадмирала Деница по факту спасло именно это.
Кстати, кэптена Ричардсона, приказавшего атаковать лодки со спасенными, на скамье подсудимых никто не увидел. Несмотря на то, что согласно всем международным нормам, приказ атаковать лодку под флагом Красного Креста – это самое что ни на есть военное преступление.
Историю, понятное дело, пишут победители.
Подводная лодка U-156, командир капитан-лейтенант Вальтер Хартенштайн потоплена 8 марта 1943 года в результате атаки самолёта ВМС США «Каталина» к востоку от острова Барбадос. Весь экипаж (53 человека) погиб.
Подводная лодка U-506, командир капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн, потоплена 12 июля 1943 года в северной Атлантике к западу от Виго глубинными бомбами самолёта В-24 «Либерейтор» ВМС США. 48 членов экипажа погибли, 6 спасены.
Подводная лодка U-507, командир корветтен-капитан Харро Шахт, потоплена 13 января 1943 года в южной Атлантике к северо-западу от Натала глубинными бомбами с «Каталины» ВМС США. Все 54 члена экипажа погибли.
Выводы такие:
- не всегда и не все немцы были зверьми в облике человеческом.
- не всегда американцы были спасителями человечества.
- американские летчики умели топить подводные лодки немцев и японцев.
- «промахи» американских экипажей по лодкам, участвующим в спасательной операции «Лакония» были вызваны не отсутствием боевого опыта, а наличием совести.
- Карлу Деницу неимоверно повезло, что его коллега Честер Уильям Нимиц тоже имел совесть.
- Вторая Мировая война окончательно заставила военных расстаться с такими понятиями, как рыцарское поведение по отношению к противнику.
Автор намеренно исключил из перечислений и сравнений советскую сторону по вполне понятным причинам.