Изобретатель из Сибири.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Айболит30
4.06.2020 - 15:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
58
Наткнулся тут на статью. Будет 8 частей.

История о том, как изобретатель из Братска обогнал мировое автомобилестроение на десятилетия.
В Братске об изобретателе Станиславе Коломийце* сегодня помнит только поколение 50+, но в истории его изобретений и попыток внедрить их в реальную жизнь есть много поучительного для тех, кто однажды попытается преодолеть силу притяжения Братска.
Станислав Коломиец мог стать великим ученым-инженером, не только изменить конструкцию автомобилей, но и выработать совершенно иной подход к системе человек-машина. Он мог бы всё это сделать, он пытался, но в значительной степени ему помешали военное время и фронтовое детство, отнявшее возможность обучения. А путь самоучки куда сложнее, тем более, что, например, в отличие от Михаила Калашникова Станислав Коломиец представил свои изобретения, будучи уже в очень зрелом возрасте. Не будь войны - кто знает, может быть, советское автомобилестроение имело бы свой суперавтомобиль - аналог автомата Калашникова.

Изобретатель из Сибири.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
2
В Москву.
Станислав Коломиец:
- Газовые турбины для наддува — они крутятся от выхлопных газов - вместо того, чтобы увеличивать мощность, «давили» двигатель. А сами ломались. У меня 12 штук полетели… Они прямо не дают покоя, эти выхлопные газы... И поставил я, ребята, свой нагнетатель! Когда работал в Усть-Илимске на затяжных подъемах при минус пятидесяти, стал замечать, что бак заправляю все реже и реже. Однажды проверил расход топлива — на 40 процентов меньше...
(здесь и далее прямая речь Станислава Коломийца цитируется по материалу М. Воздвиженского «Испытания Станислава Коломийца» в журнале «Изобретатель и рационализатор» №4 1986 г.)


Пригнал своего МАЗа в Москву. 6000. т км. Милиционеры, как ни странно, рассказали Коломийцу, куда лучше обратиться, с какой стороны подойти к Кремлю, как вызывать нужного человека. И действительно, к Станиславу Михайловичу вышел инструктор ЦК КПСС Борис Петрович Байбородов и внимательно выслушал его.
— Чего только я не перепробовал, - взволнованно объяснял ему Коломиец. — Сначала поставил гидравлическую турбину - не понравилось. Потом - нагнетатель с гидрообъемным приводом. Хотелось идти в гору на 2-3 передаче, и я достиг 25-30 км/ч. Я искал нагнетатель, который был бы доступен. Снял с двухтактного дизеля ЯАЗ-204 и приспособил привод от ведущего вала коробки передач. Эффект сильный. Я взбираюсь на гору на большой скорости. В общем, когда все было сделано, и пошла экономия топлива, главный инженер Усть-Илимского лесопромышленного комплекса говорит: езжай в Иркутск, может, оформят заявку — это же изобретение... Но в Иркутске специалистов не оказалось. Вот и послали меня в Москву... Эксперт ВНИИГПЭ послушал насчет 40 процентов, сказал: «Не может быть!». Этим и кончилось... Но у меня не только наддув изменен, не только стоит новый нагнетатель — на машине иная подвеска, новая система электрообеспечения. И машина у меня уникальная: 950 тысяч километров с одним капремонтом...
На другой день Байбородов попросил Минавтопром, чтобы тот дал распоряжение своему головному Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) провести испытания машины Коломийца.

Это сообщение отредактировал Айболит30 - 4.06.2020 - 15:37

Изобретатель из Сибири.
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
3
Друг Станислава Коломийца, братчанин Михаил Иванович Бируля:
- На КамАЗах-лесовозах часто «летел» диск сцепления, но чтоб его снять, надо снять коробку, поменять диск сцепления и всё поставить обратно. У слесарей на всё это уходило два дня. Коломиец посмотрел на это все и сделал коробку на направляющих, которые были прикреплены к раме двигателя. Коробка откручивалась – сдвигалась назад по направляющим, менялся диск сцепления, и на всё это уходило всего несколько часов.
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
4
Коломийцу решили выделить новый на то время МАЗ-5432. Но получил его Станислав Михайлович не сразу. На Минском заводе ему предложили МАЗ-500 (на таком же автомобиле он уже проехал почти миллион километров), объяснив, что МАЗ-5432 идет по строго контролируемым разнарядкам.
Ну, поставьте себя на место завода. К вам приезжает какой-то умелец из глухой Сибири, который собирается доказать, что ваш автомобиль, в котором воплотили всю передовую на то время конструкторскую мысль, требует доработки и, мягко говоря, несовершенен.
Целую неделю Коломиец ходил по Минавтопрому и Минлеспрому, добиваясь, чтобы одно ведомство передало свои фонды другому.
Коломиец перегнал новый МАЗ-5432 в Братск, где должен был переоборудовать его за пять месяцев. Так договорились с НАМИ, так он обещал Байбородову. В своем автохозяйстве ему должны были выделить помощников: слесаря, токаря, сварщика.
Перечень оговоренных с начальством работ он изменил, добавив много новых.
Новый автомобиль МАЗ-5432 Станислав Коломиец оснастил объемным нагнетателем для наддува; клапаном, связанным с педалью сцепления; новой подвеской переднего моста, оснащенной двумя пневмоцилиндрами и парой пружин; новым узлом переключения коробки скоростей; новой системой осушки воздуха; камазовской коробкой передач; новой подвеской сиденья, увеличенным ходом на подшипниках качения; новой системой зарядки аккумуляторов; новым глушителем. В кабине Коломиец установил розетку на 220 вольт для бритья и перед кабиной - ступеньку для мытья передних стекол, подумал даже о том, чтобы вода для мытья была горячей...
- При поддержке НАМИ, его автополигона и, разумеется, профильных министерств, получив новый МАЗ-5432, зимой 1983/84 г. он его переконструировал, и в результате тягово-скоростные параметры модернизированного автомобиля выросли на 18% (горная дорога), осредненный расход топлива снизился на 12%, плавность хода возросла на 25%, - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Справедливости ради надо сказать, что в другой статье получилось найти немного другие цифры уменьшения расхода топлива — на 25% в сравнении с контрольными замерами у серийного автомобиля, но эту разницу можно списать на восторг журналиста.
Станислав Коломиец:
- Проверяли шум двигателя. Сначала было восхищение: не хуже, чем у самых последних зарубежных образцов. Но тут же: «А за счет чего? Как-то не вяжется...». Заставили убрать из кабины не только матрацы, но и простыни, а шум оставался ничтожным.

Это сообщение отредактировал Айболит30 - 4.06.2020 - 15:31

Изобретатель из Сибири.
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
5. Болезнь.
На испытаниях модернизированного им МАЗа-5432 Станислав Коломиец почувствовал, что голос стал садиться, пропадать. Сотрудники НАМИ устроили его в онкологический центр Академии медицинских наук. Там Коломийцу сделали операцию, после которой говорить он больше не смог — голосовые связки вырезали... Ему достали специальный аппарат, но тот не усиливал, а только искажал и без того неразборчивый свист из горла. Коломиец усовершенствовал и этот агрегат, и тот заработал как надо.
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
6. - Эксперты патентного отдела НАМИ детально изучили все технические решения Коломиеца, но подготовить и подать удалось только три заявки на изобретения, касающиеся нагнетателя воздуха, автоматизации отключения его привода на переходных режимах и системы выпуска отработавших газов. По остальным решениям результаты патентного поиска мировую (!) новизну не подтвердили. Но в пределах границ СССР все то, что создал Коломиец, было техническим откровением, удивляющим многих, а иногда вызывающим раздражение, – вспоминает инженер Валентин Ридера.
Так или иначе, было принято решение: переоборудовать пять новых автомобилей МАЗ-5432 уже на Минском автозаводе под руководством самого Коломийца, а заодно изготовить чертежи. Работа с самоучкой-изобретателем была включена в план научно-исследовательских работ Минавтопрома на 1986-1987 годы.
Но для того, чтобы автомобиль МАЗ переконструировать по Коломийцу, потребовалось единогласие Минавтопрома, НАМИ, Минского автозавода и Ярославского моторного. Однако еще на стадии испытаний машины на полигоне представители заводов отказались подписывать акт. Ярославскому заводу выгоднее было выпускать старые, с плохими характеристиками турбокомпрессоры, а Минскому заводу в случае признания новшеств, предложенных Коломийцем, грозит перестройка только что налаженной технологии**.
- Творческий уровень Коломиеца оказался столь высок, что журнал «Изобретатель и рационализатор» присвоил ему звание лауреата конкурса «Техника – колесница прогресса» за 1986 год. В списках лауреатов конкурса за 80-е годы такие изобретатели-гиганты, как оружейник М.Т. Калашников, хирург-травматолог Г.А. Илизаров, компьютерщики Стефан Возняк и Стив Джобс, академик В.П. Глушко и другие. Судите сами – простой «сибирский водила» встал вровень со звездами мировой величины! - вспоминает инженер Валентин Ридера.
Откуда же было знать рядовому водителю, что одновременно с ним в эти же самые годы главный конструктор Ярославского производственного объединения «Автодизель», доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственной премий Г. Чернышев тоже пытался преумножить мощность грузовика. <…> И надо же, в торжественные для главного конструктора <…> энтузиаст из Братска дерзнул приехать в столицу и доказал: ярославский турбокомпрессор - уровень вчерашнего дня.


Изобретатель из Сибири.
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
7 Михаил Бируля:
- Я работал на станции техобслуживания ВАЗа и часто мотался в командировки в Тольятти. Однажды приехал, зашел в управление главного конструктора и сказал, что вот есть такой в Братске изобретатель Коломиец, а мне говорят – знаем его, знаем, было бы хорошо, если бы он к нам приехал, мы бы даже дорогу ему оплатили. И он поехал к ним. Обратно вернулся на белой «Ниве», весь гружённый запчастями, они даже на багажнике у него были. Они ему эту старенькую «Ниву», которая была у них на заводе в качестве заводского автомобиля для разъездов, подарили. Я не так часто общался с ним, а вот мой сын Андрей, вот с ним они чаще встречались. Дело в том, что у Станислава своего сына нет, только дочь и зять, человек от техники далёкий. Вот они с моим Андреем что-то мастерили.

- Глобально на «Ниве» он ничего не поменял. Но приспособил её для всех видов топлива. То есть, она и на низкооктановом бензине ездила, и на солярке. Это было очень простое конструктивное решение. Он карбюратор приподнял, сделал проставку, и в этой проставке у него топливо нагревалось и шло в двигатель уже горячим паром. Дополнительный генератор стоял для этого и регулятор подачи, который менял нагрев. Солярку, понятное дело, надо было греть сильнее. Других конструктивных изменений в двигатель не вносилось
 
[^]
Айболит30
4.06.2020 - 15:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.01.15
Сообщений: 6933
8
Газета «Восточно-Сибирская правда» от 8 июня 1989 года. Статья «Коломиец против Форда»:
- Недавно водитель Братского лесотранспортного предприятия объединения «Братсклес» Станислав Михайлович Коломиец получил ценный совет: подать в суд на известную автомобильную компанию «Форд». <…> Американцы, пользуясь тем, что изобретения С. Коломийца не были запатентованы нашей страной, объявили в журнале «Автомобильная промышленность», издающемся в США, о том, что автокомпания «Форд» приступает к серийному выпуску крупной партии автомобилей, изготовленных по новой технологии. В сообщении, которое опубликовано в №8 названного журнала, нет никаких ссылок на Коломийца, хотя его изобретения взяты, что называется, один к одному.

Изобретения Станислава Михайловича не нашли применения в советском автопроме. Умер Станислав Коломиец в марте 2001 года. Похоронили его рядом с супругой. На похоронах были водители и механики, которые работали с ним.

Изобретатель Станислав Михайлович Коломиец является автором следующих патентов:
1. Авторское свидетельство СССР №1258721, кл. В60К41/02. Устройство для управления сцеплением и наддувом двигателя транспортного средства / Коломиец С.М.; заявитель НАМИ; заявка №3915812 от 03.06.1985; опубл. 23.09.86.
2. Авторское свидетельство СССР №1333791, кл. F01N07/00. Система выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания / автор и заявитель Коломиец С.М.; заявка №3993403 от 19.12.1985; опубл. 30.08.1987.
3. Авторское свидетельство СССР №1495156, кл. В60К41/02. Устройство для управления сцеплением и наддувом двигателя транспортного средства / Коломиец С.М.; заявитель НАМИ; заявка №4327341 от 13.11.1987; опубл. 23.07.1989.


via

Это сообщение отредактировал Айболит30 - 4.06.2020 - 15:34

Изобретатель из Сибири.
 
[^]
u2hunt
4.06.2020 - 15:37
19
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.11.14
Сообщений: 41
Светлая память Русскому Гению!! а сколько таких Партия и бюрократы в СССР загубили....не давали хода....пробились единицы!

Это сообщение отредактировал u2hunt - 4.06.2020 - 15:39
 
[^]
Mistelroy
4.06.2020 - 15:38
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.16
Сообщений: 6942
Как обычно. Внутренняя конкуренция и жадность сгубили не одно изобретение в СССР. А потом нам рассказывают про честность, справедливость и равенство.
 
[^]
БелыйМедведь
4.06.2020 - 15:38
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 28.01.09
Сообщений: 547
Мы до сих пор не имеем ниву на дизеле...
Земля пухом гению.
 
[^]
dfh
4.06.2020 - 15:41
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.14
Сообщений: 1878
Светлая память!

Щедра к счастью на гениев земля Русская
 
[^]
Сивуч
4.06.2020 - 15:42
-3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.04.20
Сообщений: 56
да сказки это все про простого мужичка, поставившего раком институты. Математика, термех, сопромат? Не, не слышал. Но народу нраца biggrin.gif
 
[^]
ПРИМа25
4.06.2020 - 15:45
5
Статус: Online


Дед-пердед

Регистрация: 27.05.13
Сообщений: 17793
Цитата
Он карбюратор приподнял, сделал проставку, и в этой проставке у него топливо нагревалось и шло в двигатель уже горячим паром.

Вообще то в двигатель из карба идёт капельная бензо-воздушная эмульсия .
И она играет немалую роль в охлаждении дна поршня (при впуске).
Даже не знаю что и думать. Горячим охлаждать горячее?
Интересно как долго ездила Нива.
 
[^]
mcloud4477
4.06.2020 - 15:48
5
Статус: Offline


80486-dx4-100

Регистрация: 19.03.18
Сообщений: 878
Цитата (Айболит30 @ 4.06.2020 - 15:26)
История о том, как изобретатель из Братска обогнал мировое автомобилестроение на десятилетия.

Интересно, только не понятно, что именно он изобрёл, тем более на десятилетия вперёд? Всё таки довести конструкцию до ума и изобрести что то новое это принципиально разные вещи. И таких рационализаторов по всему союзу была масса, у которых машины внезапно начинали ехать, экскаваторы копать, а трактора пахать. Единственный момент в этой истории это то, что по всему миру эти усовершенствования производители стремились внедрять, а у нас было по фиг. Есть план и утверждённые "на верху" чертежи, значит будем гнать десятилетиями одно и тоже, всё равно большинству и так сойдёт, а кому надо сами улучшат. Один фиг все конструкции и их косяки наизусть известны.
 
[^]
Bariiga
4.06.2020 - 15:58
8
Статус: Offline


Мимо шел....

Регистрация: 28.04.17
Сообщений: 1579
Отец мой выписывал ...Изобретатель-рационализатор...там треть журнала посвящено проблемам внедрения изобретений в жизнь.А что кому оно сильно надо.Сейчас вроде и строй другой,но ничего не меняется ...Кулибины не сильно нужны

Это сообщение отредактировал Bariiga - 4.06.2020 - 16:00
 
[^]
Spiser
4.06.2020 - 16:16
2
Статус: Offline


Контакт третьего рода

Регистрация: 1.04.12
Сообщений: 7844
Цитата (u2hunt @ 4.06.2020 - 16:37)
Светлая память Русскому Гению!! а сколько таких Партия и бюрократы в СССР загубили....не давали хода....пробились единицы!

такие как горбачев например
 
[^]
Йойа
4.06.2020 - 16:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.02.20
Сообщений: 1740
Познавательно. Спасибо!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ss2000ss
4.06.2020 - 16:26
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.12.13
Сообщений: 1092
Хороший мужик, за Отечество болел
 
[^]
yur1x
4.06.2020 - 17:06
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.06.17
Сообщений: 3473
Цитата (Bariiga @ 04.06.2020 - 15:58)
Отец мой выписывал ...Изобретатель-рационализатор...там треть журнала посвящено проблемам внедрения изобретений в жизнь.А что кому оно сильно надо.Сейчас вроде и строй другой,но ничего не меняется ...Кулибины не сильно нужны

Ещё и сертификацию на каждый пук придумали.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Coyote5L
4.06.2020 - 17:14
1
Статус: Offline


Пахуист

Регистрация: 21.03.16
Сообщений: 720
Старался мужик, но не вписался в планчик.

"Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистют!"
 
[^]
Basanday
4.06.2020 - 17:27
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.13
Сообщений: 2400
Цитата (ПРИМа25 @ 4.06.2020 - 15:45)

Вообще то в двигатель из карба идёт капельная бензо-воздушная эмульсия .
И она играет немалую роль в охлаждении дна поршня (при впуске).
Даже не знаю что и думать. Горячим охлаждать горячее?
Интересно как долго ездила Нива.

Как там в плане термодинамики и долговечности и расхода , не знаю.
Но у меня отец по чертежам в "За рулем" подобную штуку на "Москвич" ставил.
Текстолитовая проставка толщиной 10мм в ней тэн. Сибирь . Зимой, в отличие от соседей, ебли с запуском не было - обычно с пол.тычка.
 
[^]
NalLion
4.06.2020 - 17:38
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 13.01.10
Сообщений: 806
Где то на автофоруме мужик негодовал, почти все косяки конструкции что были у купленой Нивы в 1989 году остались в 2018
 
[^]
DDD63
4.06.2020 - 18:50
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.02.14
Сообщений: 1132
Цитата (Айболит30 @ 4.06.2020 - 15:31)
7
- Глобально на «Ниве» он ничего не поменял. Но приспособил её для всех видов топлива. То есть, она и на низкооктановом бензине ездила, и на солярке. Это было очень простое конструктивное решение. Он карбюратор приподнял, сделал проставку, и в этой проставке у него топливо нагревалось и шло в двигатель уже горячим паром. Дополнительный генератор стоял для этого и регулятор подачи, который менял нагрев. Солярку, понятное дело, надо было греть сильнее. Других конструктивных изменений в двигатель не вносилось

Не знаю за автомобили - не мое это, я на них просто езжу и конструкцию не изучаю, но вот керосиновый карбюратор для бензинового подвесного мотора за рубежом был довольно распространен. Саму конструкцию живьем не видел, но в каталогах и тематических журналах эти переходники, которые монтировались под штатный карбюратор, были. Такой комплект шел с дополнительным баком и шлангом. Встречал много упоминаний про них в журналах 70-80-х годов. Шли эти моторы с керосиновыми проставками в основном в Юго-Восточную Азию. Так что действительно, для уровня развития иностранной техники это было не достижение, а вот в Союзе это был космос... Кстати и в Союзе подобные переделки народ делал для подвесного мотора Вихрь, монтировали в выхлопную часть дейдвуда двигателя змеевик для нагрева керосина.
К сожалению история подобных "кулибиных" типична для плановой советской экономики, как бы гениальны они небыли, не вписывались они в план по валу... Именно из-за стагнации, закостенелости и нежелания развиваться Союз и сдох...
 
[^]
Pavluha27
4.06.2020 - 18:59
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.04.20
Сообщений: 129
Цитата (Сивуч @ 4.06.2020 - 15:42)
да сказки это все про простого мужичка, поставившего раком институты. Математика, термех, сопромат? Не, не слышал. Но народу нраца biggrin.gif

Документальный фильм смотрел про мужика, который в одного самолёт построил.
Продуманности конструкции и качеству оформления техдокументации специалисты очень удивлялись.
Очень хотел летать. Вместо разрешения на него прокуратуру направили.
Он рассказывает, а у самого слёзы на глазах.

Вот ты про него знал? А он есть.

Нахрен никому грамотные люди не нужны. Они обычно знают себе цену и жопу начальству лизать не будут.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4158
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх