357


Коллеги, всегда считал себя продвинутым и подвох чувствующим за версту. Работаю в IT-сфере, возраст до 40. Смеялся на другими, как это дураки ведутся и переводят деньги со своих счетов непонятно кому по телефонному звонку. Так вот, вчера получил щелчок по носу.
Схема следующая, с такой я впервые столкнулся, и нигде про неё не читал:
Звонит мужчина якобы из банка ВТБ24 (там у меня зарплатный проект и пара кредиток). Обращается по имени-отчеству, знает место проживания.
Диалог:
- Ваша карта выпущена, приходите, куда вам её доставить?
- Какая карта, которая зарплатная? (а она действительно была перевыпущена и лежит в отделении, не успел забрать)
- Нет, кредитная мультикарта.
- Я таких карт не заказывал, но в курсе, что её могли навязать (меня предупредили на работе, что при визите за перевыпущенной зарплаткой насильно всучивают кредитку)
- Ну как же, вот у вас заявка из личного кабинета через чат с оператором.
- Не было такого, я ничего не заказывал.
- Вы вчера не общались в личном кабинете? Тогда это похоже на мошеннические действия, сейчас передам заявку в службу безопасности, они в приоритетном порядке свяжутся с вами.
Звонит девушка, также обращается по имени имени-отчеству.
Ненавязчиво упоминает, что дебетовая карта находится на перевыпуске и уточняет, что ей передали, что кредитку я не заказывал.
Далее также ненавязчиво выясняет у меня дату последнего входа в личный кабинет (а это дня три назад), и тут же говорит, что вот же 20 минут кто-то пытался войти со стороннего IP-адреса из города Сочи (а я ни разу не в Сочи). И вот у вас еще ряд попыток перевода на QIWI, но к счастью, служба безопасности их пока заблокировала по подозрению в мошенничестве и они находятся "на удержании". На вопрос, почему же я не получал СМС об этих операциях, сказала, что СМС-оповещения были отключены третьими лицами, которые получили доступ к личному кабинету.
Обосновав тем, что требуется зафиксировать баланс карты, начиная с которых нужно заблокировать мошеннические операции, вытянула из меня список последних транзакций по картам и баланс, который должен быть на данный момент, по моему мнению. Потом тут же сообщает размер мошеннических операций "на удержании", примерно сходящийся с озвученным мной балансом.
А дальше говорит - карты нужно немедленно заблокировать и непременно сейчас по телефону, т.к. если сделаете сами через личный кабинет, то вы тем самым подтверждаете операции "на удержании" и берете всю материальную ответственность на себя. А для того, чтобы заблокировать, надо сказать номер карты вслух.
Наконец, в голове что-то щёлкнуло, я сказал, что я позвоню сам на горячую линию и заблокирую карты сам. В ответ получил - доступ к счетам скомпрометирован, а ответ на горячей линии может долго занять. Если не доверяете - давайте я вам дам свой табельный номер и ФИО свои, вам придёт обратный звонок сразу же и вам из банка подтвердят, что я являюсь его сотрудником, а потом он соединит со мной.
Паззл сложился, разговор прекратил. Перезвонил на официальный номер ВТБ24 - подтвердили, что это попытка мошенничества.
Что хочу сказать - речь поставлена исключительно грамотно, без ошибок, без неправильных ударений, без запинок, голоса приятные. Понять, что это мошенники, а не из банка звонят по стилю общения невозможно.
Обращаются по ФИО, в курсе места проживания, знают, что карта зарплатная на перевыпуске, из чего делаю вывод, что это утечка из банка.
Повторюсь, речь непрерывная, никаких запинок, сообразить что-либо времени не дают.
Очень тонко играют на психологии - если не заблокируете прямо сейчас, то потеряете кучу денег.
Ориентируются прямо на ходу - узнав от меня доступный баланс карты тут же по порядку величины озвучили размер якобы мошеннических операций.
Звонки с московских стационарных номеров.
Доклад закончил.