Акт первыйСогласно вахтенным журналам в ночь на 29-ое декабря радиационная обстановка на борту атомной подводной лодки К-314 характеризовалась как нормальная. Впрочем, такая же радиационная обстановка была и все предыдущие неполные десять месяцев боевой службы АПЛ в море. И ничего не предвещало беды.
29-го декабря лодка всплыла в надводное положение в заданном районе. Слева по курсу виднелся остров Путятина, справа - бухта Анна.
Почти дома.
Перекурив, лодка приготовилась преодолеть последние мили до своего пирса в бухте Павловского. Из-за казавшихся на тот момент небольших проблем в «блоке очистки и расхолаживания» реактора левого борта, о которых еще при выходе из Камрани во Вьетнаме было проинформировано командование 4-ой Флотилии ПЛ КТОФ, подводная лодка К-314 «добро» для входа в базу долго не ждала.
На финишной прямой командир БЧ-5 решил уточнить в чем именно заключается некорректная работа отключенного "Блока Очистки и Расхолаживания" реактора левого борта. Для этого главный механик лодки убедил Командира К-314 капитана первого ранга Качанова в необходимости повторного включения неисправного БОИР.
На дворе - 1985-ый год. 31-ое декабря приходится на вторник и считается рабочим днем, только 1-ое января 1986-го объявлено в СССР выходным. Рабоче-крестьянский Советский ВМФ собирается отдохнуть вместе со всем советским народом на Новый Год аж целые сутки! И все это время офицерам и мичманам экипажа К-314 совсем не хочется провести, тем более после продолжительной автономки, за поисками багов в барахлящей матчасти.
Впрочем, помимо предстоящих праздников, проведенных внутри прочного корпуса вдали от жен и детей, подводникам светила передача атомохода в руки сменщиков в лице так называемого "89-ого" экипажа, сформированного еще при строительстве К-314. "89-ый" уже ждал на берегу того момента, когда ему разрешат ступить на борт родной лодки.
Итак, 29-ое декабря 1985-го года. Мотивация командира АПЛ К-314 Качанова и его подчиненных попробовать "запаять" прохудившийся самовар прозрачна. Ему хочется быстрее распрощаться с прочным корпусом и свалить по программе-минимум на праздники в Тихас или Дунай, а по программе-максимум - в отпуск на Большую землю. Тем более у пирса предполагается глушить оба реактора.
Поэтому будет не очень понятно, где происходила утечка воды из первого контура реактора. В результате в час ночи 29-го декабря сброшена АЗ реактора левого борта и начато его расхолаживание.
В 2.20 температура воды первого контура поднялась выше 100 градусов. Была дистанционно с пульта ГЭУ включена система очистки и расхолаживания. После падения давления в первом контуре соответствующие клапана в системе были дистанционно закрыты.
В 2.35 "парогенераторы левого борта поставлены на хранение".
В 7.30 командиром дивизиона движения с целью обнаружения течи закрыта "ручная арматура 3-го контура на систему очистки и расхолаживания в аппаратной выгородке левого борта". На этот момент давление в первом контуре левого борта было около 140 кгс/см2, температура всего 62 градуса.
В 7.38 в доступных отчетах о происшествии впервые упоминается "34-ый" клапан, дистанционно открытый с пульта управления ГЭУ. После манипуляций с "34-ым" клапаном происходит почти моментальное падение давления в первом контуре левого борта. В четыре раза подскакивает "газовая активность в аппаратной выгородке левого борта". Дистанционно закрыть "34-ый" клапан не получается. Попытка перекрыть его вручную также заканчивается безрезультатно. "34-ый" клапан удалось провернуть на полтора оборота вместо положенных пяти.
В 7.39 включены подпиточные насосы первого контура левого борта. Спустя час при давлении в первом контуре 66 кгс/см2 и температуре 80 градусов они остановлены.
В 8.45 АПЛ К-314 проекта 671В швартуется у своего пирса. Десять месяцев боевой службы позади. Можно расслабиться.
Однако в 9.30 отмечен рост температуры в первом контуре и после 10.00 начата проливка активных зон реактора левого борта с помощью подпиточного насоса.
Дальнейшее расхолаживание ППУ до 12.08 велось путем периодического пуска подпиточного насоса для проливки активной зоны реактора левого борта.
В 10.40 давление первого контура упало до нуля, а его температура составила 64 градуса. Спустя час из-за неконтролируемого осушения ректора его температура поднялась выше температуры плавления силуминовых оболочек тепловыделяюших элементов.
И ядерное топливо начало растворяться в расплаве силумина. Реактор левого борта АПЛ К-314 вышел из-под контроля экипажа и, можно сказать, уже находился на пороге взрыва. Никто из экипажа это не заметил, полагая, что ситуация пусть и нештатная, но нормальная работа реактора будет обязательно восстановлена.
На борту АПЛ К-314 в этот момент находились еще один работающий реактор, как минимум две торпеды со "спецбоеприпасом" и, возможно, одна ракета с боеголовкой на пять килотонн.
К слову, разрушающийся реактор от Владивостока отделяло всего 50 километров.
Во второй половине дня на атомной подводной лодке К-314 сложилась странная ситуация. 29-го декабря АПЛ К-314 ошвартовалась у своего пирса в бухте Павловского. Уже через два часа после этого представители береговой Службы Радиационной Безопасности выдали заключение, что обстановка на лодке находится в пределах нормы. Вскоре было начато расхолаживание реактора правого борта, продолжились работы с реактором левого борта.
Около 19.30 атомоход покинули командир БЧ-5 и почти весь экипаж. На лодке остались лишь дежурная вахта и дивизион движения, занятый согласно инструкциям "уходом" за остывающими реакторами.
Это все с одной стороны.
С другой... возможно, уже к 11.40 29-го декабря из-за неконтролируемой утечки воды из первого контура реактора левого борта произошло его осушение с дальнейшим перегревом.
Разумеется, реактор левого борта К-314 окончательно вышел из строя.
Никто не замечал катастрофу до 21.20, когда был в очередной раз включен насос для расхолаживания реактора. При наличие течи в блоке очистки и расхолаживания запуск насоса привел к выбросу воды из реактора левого борта.
Через два часа температура первого контура поднялась с 80 градусов до 104. Насос ЦН-108 в 23.37 был остановлен. Проливка реактора продолжалась подпиточным насосом в соответствии с инструкцией, согласно которой это должно делаться только в рамках штатного "ухода" за остывающим реактором.
30-го декабря 1985-го года последний звонок прозвенел в 3.04, когда было выявлено радиоактивное заражение одежды командира дивизиона движения. На подводной лодке сыграли "радиационную тревогу" и с береговой казармы вернули на борт весь экипаж.
В качестве отступления и чтобы два раза не вставать, стоит остановиться на отсутствующих в источниках важных моментах. А они следующие. Так как внешне ситуация на К-314, которая только 29-го декабря прибыла на базу после десятимесячной боевой службы, выглядела как штатная, не было никаких оснований срочно выгружать боезапас, включающий помимо обычных торпед и мин еще торпеды со спецбоеприпасом и, возможно, не менее "токсичные" ракеты.
Сама по себе перегрузка подобных изделий всегда требует серьезной организации и по щелчку пальцами не делается. А тут еще Новый год на носу.