Как Баба-Яга Злодейкой стала

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
insaider
13.04.2018 - 19:56
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
143
- Почему ты им помогаешь? - спросил Баюн, когда Богатырь вышел из избушки, - Ты же Злодейка.

Баба-Яга собрала со стола книги и расставила их на полке.

- Для разнообразия, - ответила она, - Молодым супротив нас тяжело, мы-то уже опытные и сильные. А так я им какой-никакой шанс да даю.
- Да? - Баюн прищурился, - А мне показалось, что тебе это даже в радость.
- Тебе показалось, - отмахнулась Яга.

Она смахнула со стола крошки и взяла в руки метлу. Баюн смотрел на неё, не моргая.

- Ну чего тебе, ирод? - не выдержала Баба-Яга.
- Расскажи, - потребовал Баюн, - Почему ты стала Злодейкой?

Яга вздохнула и отложила метлу.

- Когда я была молодая…
- Чего? - удивился Баюн, - Ты была молодая?
- Конечно была, - обиженно ответила Яга, - Что я, по-твоему, всегда была такой ст… Великовозрастной женщиной?

Как Баба-Яга Злодейкой стала
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
insaider
13.04.2018 - 19:56
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Баюн подумал и кивнул.

- Ну да. Я же тебя только такой и знаю.

Яга оглянулась в поисках чего-нибудь для броска, но ничего подходящего под рукой не оказалось.

- Вот представь себе, - злобно сказала она, - Была молодая. И красивая. Гораздо красивее, чем сейчас.
- Куда уж красивее, - ухмыльнулся Баюн.
- Чего сказал? - прищурилась Яга, - Опять хвост узлом завязать?

Баюн испуганно обхватил хвост лапами.

- Не надо. Так что там дальше-то?

Яга погрозила ему кулаком и села в кресло, мечтательно глядя в окно.

- Познакомилась я как-то с мужчиной, - заговорила она, - Красивый, умный и высокий. С пышными такими усами. Да ещё и Богатырь, как оказалось. В то время, как и сейчас, каждая девушка о муже-Богатыре мечтала. Ну и я исключением не была.
- Ты мечтала выйти замуж за Богатыря? - захохотал Баюн, - Ты меня разыгрываешь, да?

Поймав тяжёлый взгляд Яги, он понял, что она его не разыгрывает.

- Что было дальше? - невинным голосом спросил Баюн.
- А как всегда и бывает, - улыбнулась Яга, - Цветы, прогулки да леденцы на палочке. И так всю весну. На седьмом небе от счастья была. А потом его с другой увидала.
- Да ты что! - охнул Баюн, - И ты их того, да?
- Ничего не того. Я ж не умела ничего.
- То есть ты ничего не сделала?
- Сделала, почему же. Пошла и поступила в Институт Злодеяний. Думала, увидит этот негодяй, до чего меня довёл, да одумается. А он меня совсем замечать перестал. Тогда решила стать Злодейкой, научится всяким злым штукам и отомстить.
- Отомстила? - спросил Баюн.
- Не-а, - Яга зевнула, - Через полгода меня отчислили из Института, всему пришлось самой учиться. А та девица, с которым я того Богатыря видала, его роднёй оказалась. Сестрой, кажется.
- Так, а почему ты сначала с ним не поговорила, прежде чем в Злодейки подаваться?
- Я же говорю, молодая была. Ума у меня не особо много в те времена было, а гордости хоть отбавляй. Потом злодеяния от обиды творить начала, отыгрывалась за свою глупость. Потом втянулась, даже нравиться начало. А потом злодейская жизнь стала обыденностью.

Баюн сидел с ошарашенным видом, переваривая услышанное.

- Ну и дела, - пробормотал он, - Жалеешь, что так вышло?
- Ни капли, - фыркнула Яга, - У этих добрых знаешь, как всё сложно? Законы всякие, обязанности, правила. Тьфу! Нет уж, тот Богатырь, пусть и хорош, но того не стоит.
- Так я всё же не понял, - Баюн облизал лапу, - Почему ты Богатырям-то помогаешь?
- Почему-почему, - Яга вздохнула, - Как их вижу, сразу свою молодость да ту весну вспоминаю. Так и хочется помочь.
- Ясно. А в печи их порой зажариваешь почему?

Яга заулыбалась и подмигнула.

- По той же причине, - сказала она, - Смотрю на Богатыря и вспоминаю, как мне было обидно, когда того Богатыря с девицей увидала.
- Женщины, - понимающе кивнул Баюн.
- Женщины, - с гордостью кивнула Баба-Яга.


© Роман Седов
 
[^]
Gudvin74
13.04.2018 - 19:59
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.08.14
Сообщений: 5256
Женщины-народ коварный!!! old.gif

Это сообщение отредактировал Gudvin74 - 13.04.2018 - 19:59
 
[^]
dinulya
13.04.2018 - 20:57
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.12.09
Сообщений: 2702
Цитата
© Роман Седов


блин, а я подумал Чеширко
 
[^]
Курвавроде
13.04.2018 - 22:38
9
Статус: Offline


.

Регистрация: 25.09.11
Сообщений: 7102
Цитата (dinulya @ 13.04.2018 - 22:57)
Цитата
© Роман Седов


блин, а я подумал Чеширко

У Чеширко, на мой взгляд, язык побогаче.

Хотела по привычке возмутиться, чё сразу "женщины", "женщины"?
А вы...А вы...
Мужики тоже, мол хороши, руки рубят, енг коксом мажут.
Да вспомнила Медею и контраргументы улетучились. upset.gif
 
[^]
CrazyMk
13.04.2018 - 22:55
2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 30.06.09
Сообщений: 580
А Баюн ещё тот троль.
 
[^]
WoodAndFarm
13.04.2018 - 23:10
19
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 26.08.17
Сообщений: 753
Утраченный образ Бабы Йоги, коей является Ягиня – это образ доброй и мудрой женщины, светлой Богини, указывающей правильный путь. Русская баба Яга (так, как это описано в поздних сказках) отличается тем, что она представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей. Славянская Баба Яга – красавица, умудренная великими знаниями Вед и опытом жизни, обладающая магическими навыками и умеющая сострадать.

Как Баба-Яга Злодейкой стала
 
[^]
thetis
14.04.2018 - 00:18
21
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.10.09
Сообщений: 86
ну так то побояним, вдруг кто не видел

 
[^]
Липски
19.04.2018 - 14:28
1
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 19.08.15
Сообщений: -2
""Татарская" гипотеза возникновения Бабы Яги, пожалуй, самая простая.
Бабай Ага (Ага - уважительная приставка, Бабай - мужчина старшего возраста, строго говоря, скорее дедушка, но условно дядя).
Во время взимания дани по дворам сборщиками дани бесерменами (отсюда, кстати, русское "басурмане")руководил назначенный старший сборщик. Очевидно человек в годах с намётанным глазом и умением командовать. Вполне возможно, что его так уважительно и называли сами татары. Конечно, это был не какой-то конкретный старший, а старший вообще - имя нарицательное. Свой уважаемый "старший дядя" был в каждой "бригаде".

Возможно также, что старший "уважаемый дядя" это оккупационный администратор рангом выше, баскак - татарский наместник, которому сборщики-бесермены относили собранные подати. Тогда получалось ещё страшнее - про какого-то бабая, которому всё относят, и который всё себе забирает, все слышали (от тех же татар), но никто его не видел. Вот и думай, насколько страшно он выглядит.

Соответственно, кто бы не был наречён уважаемым бабаем, поскольку во время ига ходили по домам беззащитных жителей басурмане нередко, забирали много, а за неподчинение наказывали строго, матери пугали маленьких детей "старшим сборщиком", а попросту татарским злым дядей:

- Вот придёт Бабай Ага и заберёт тебя!

После монголо-татарского ига от бабая остались лишь воспоминания, как о чём-то смутно страшном, чем пугают детей, как раз в "сказках про серую бабайку" (бабаку, бабая). Но кто это такой, чётко объяснить было уже некому.
Со временем забылся контекст, потому из злого дядьки-бабая получилась и осталась в сказках не менеее злая, но гораздо более загадочная и отталкивающая баба Баба Яга."
 
[^]
KovS
19.04.2018 - 16:55
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.13
Сообщений: 4462
Вот та же история, в песне:

 
[^]
KSS7
19.04.2018 - 17:10
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.12.16
Сообщений: 1991
У нее что в руках, фаустпатрон?
 
[^]
KovS
19.04.2018 - 17:20
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.13
Сообщений: 4462
Цитата (KSS7 @ 19.04.2018 - 17:10)
У нее что в руках, фаустпатрон?

Классику надо знать. Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет...

Эта хрень в руке - ПЕСТ

 
[^]
mrPitkin
19.04.2018 - 17:23
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 52367
Цитата (WoodAndFarm @ 14.04.2018 - 01:10)
Утраченный образ Бабы Йоги, коей является Ягиня – это образ доброй и мудрой женщины, светлой Богини, указывающей правильный путь. Русская баба Яга (так, как это описано в поздних сказках) отличается тем, что она представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей. Славянская Баба Яга – красавица, умудренная великими знаниями Вед и опытом жизни, обладающая магическими навыками и умеющая сострадать.

Вы ошибаетесь. В русской демонологии Яга отрицательный персонаж, так же как Чернобог, Чур
 
[^]
KovS
19.04.2018 - 17:25
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.12.13
Сообщений: 4462
Цитата (mrPitkin @ 19.04.2018 - 17:23)
Цитата (WoodAndFarm @ 14.04.2018 - 01:10)
Утраченный образ Бабы Йоги, коей является Ягиня – это образ доброй и мудрой женщины, светлой Богини, указывающей правильный путь. Русская баба Яга (так, как это описано в поздних сказках) отличается тем, что она представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей. Славянская Баба Яга – красавица, умудренная великими знаниями Вед и опытом жизни, обладающая магическими навыками и умеющая сострадать.

Вы ошибаетесь. В русской демонологии Яга отрицательный персонаж, так же как Чернобог, Чур

Упоминание Вед в тексте про славян - "маркер Доблослава". То есть видишь "Веды", остальное можешь не читать.
 
[^]
mrPitkin
19.04.2018 - 17:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 52367
Цитата (Липски @ 19.04.2018 - 16:28)
""Татарская" гипотеза возникновения Бабы Яги, пожалуй, самая простая.
Бабай Ага (Ага - уважительная приставка, Бабай - мужчина старшего возраста, строго говоря, скорее дедушка, но условно дядя).
Во время взимания дани по дворам сборщиками дани бесерменами (отсюда, кстати, русское "басурмане")руководил назначенный старший сборщик. Очевидно человек в годах с намётанным глазом и умением командовать. Вполне возможно, что его так уважительно и называли сами татары. Конечно, это был не какой-то конкретный старший, а старший вообще - имя нарицательное. Свой уважаемый "старший дядя" был в каждой "бригаде".

Возможно также, что старший "уважаемый дядя" это оккупационный администратор рангом выше, баскак - татарский наместник, которому сборщики-бесермены относили собранные подати. Тогда получалось ещё страшнее - про какого-то бабая, которому всё относят, и который всё себе забирает, все слышали (от тех же татар), но никто его не видел. Вот и думай, насколько страшно он выглядит.

Соответственно, кто бы не был наречён уважаемым бабаем, поскольку во время ига ходили по домам беззащитных жителей басурмане нередко, забирали много, а за неподчинение наказывали строго, матери пугали маленьких детей "старшим сборщиком", а попросту татарским злым дядей:

- Вот придёт Бабай Ага и заберёт тебя!

После монголо-татарского ига от бабая остались лишь воспоминания, как о чём-то смутно страшном, чем пугают детей, как раз в "сказках про серую бабайку" (бабаку, бабая). Но кто это такой, чётко объяснить было уже некому.
Со временем забылся контекст, потому из злого дядьки-бабая получилась и осталась в сказках не менеее злая, но гораздо более загадочная и отталкивающая баба Баба Яга."

Вообще то Яга-баба была в русском пантеоне богов до татар ещё. В Рязани например поклонялись медному идолу Бабы-Яги.

Читайте "Сказания русского народа". ТЫЦ

Это сообщение отредактировал mrPitkin - 19.04.2018 - 17:40
 
[^]
viku
19.04.2018 - 18:35
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.01.16
Сообщений: 3528
Цитата (thetis @ 14.04.2018 - 00:18)
ну так то побояним, вдруг кто не видел


Как же я люблю польские легенды! Спасибо!
 
[^]
Pardsu335
19.04.2018 - 19:14
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.05.17
Сообщений: 1892
ЕМНИП, Баба Яга у славян работала проводником душ умерших из царства живых в царство мертвых
 
[^]
Dimedrall
19.04.2018 - 20:18
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.17
Сообщений: 7175
Ну или вот ещё вариант, в котором, кстати, упоминается, что Баба Яга не всегда была старой и страшной.

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени этого персонажа достоверно не установлено, однако есть несколько версий:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями». Там ребенок "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации.Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая"» (Даль).

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

КНЯГИНЯ - «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Имя главного черта "цмок" ("змей").

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер» насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, "ега" в старосербском - болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки.

Владимир Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния»[9].

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).

Лес - символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни - смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

"Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса. Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга - «костяная нога»? Почему ее нос» в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга - не человек, а мертвец. Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».

Бабу-Ягу можно считать некой "привратницей", стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и "порталом" между этими мирами.

Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она - покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Основные характеристики описания Бабы-Яги:

- она родоначальница (см. баба).

- она обладает каким то древним знанием (см. бабка).

- она «управляет» мистическими и природными силами.

- она косвенно связывается с рождением и повитухами.

- внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.

- она живет в избушке на курьих ножках.

- её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).

- вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.

- во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).

- она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).

- у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.

- она прядет (веретено судьбы).

- в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.

- что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.

– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.

- сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.

- дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).

- она имеет отношение к змеям.

- она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.

- она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.

- после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Однако Баба-Яга не всегда была Бабулей. Пробуя разузнать побольше какой же была Яга в молодости находим следующие строки:

В тридевятом царстве-государстве,

В чаще непролазной и глухой,

В своей сказке, мыслях и мытарстве

Живет бабка с костяной ногой…

Ох, красавицей была-то молодая,

Умница, да с русою косой,

Добрая душа и золотая,

С детства занималась ворожбой…

Полюбила девица Кощея,

Парня молодого — колдуна,

С красотой и хищным взглядом змея,

Кровожадного и злого ведуна.

Измотал он душу, измочалил,

Даже ногу как-то ей сломал,

Изменял красавице, печалил,

И предел терпению настал!

Постарела дева, поседела,

На судьбу с годами обозлилась,

Колдовством умело овладела,

И в лесу, в избушке поселилась…

От людей ушла, состригла косы,

Завела чернющего кота,

И не отвечая на вопросы,

Поживает бабушка-Яга…

Травы собирает и коренья,

По утрам — зарядка, даже йога,

Из грибов и ягодок — варенье,

Ковыляет бабка однонога…

(Автор неизвестен)

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма)

Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.

Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает "добрых молодцев" к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна - получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет - останется у ней навсегда. Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она "выпивает" их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают. По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: - Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого. Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем ("не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки"!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой "весёлой вдовы" и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

"Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню. Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета" (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина. Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость. Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина - уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

"Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней" (Зинкевич-Евстигнеева).

Также в легендах Баба-Яга является связующим звеном перехода в потусторонний мир (тридевятое царство). Она стоит на границе этих миров (костяная нога) и позволяет, либо не позволяет проникнуть героям в мир мертвых, совершая колдовские ритуалы.
- - - - - - - - -
Такое вот собирательное сочинение получилось.) http://getalife.ru/nedetskie-skazki-baba-yaga

Баба Яга моего детства

Как Баба-Яга Злодейкой стала
 
[^]
Психбольница
19.04.2018 - 21:37
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.05.17
Сообщений: 3090
Интересная гипотеза

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Aidaxo
19.04.2018 - 21:49
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 14.08.15
Сообщений: 46
С литовского -яга (йега) означает, -сила.
Но как ни странно в фолькрёлле такой персонаж не упоминается.
 
[^]
arilliant
20.04.2018 - 03:25
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 996
Вот тут нраится
 
[^]
Talos
20.04.2018 - 23:35
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.01.17
Сообщений: 604
Семь раз видосик пересматривал, архизачётная видосина.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17074
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх