Даешь БАМ!

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
timmi00
22.11.2017 - 09:53
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
52
История последнего сверхпроекта Советского Союза

Долгая дорога в тайгу

В общественном сознании Байкало-Амурская магистраль воспринимается главной стройкой именно брежневской эпохи. Действительно, аббревиатура БАМ начиная с середины 1970-х и на протяжении следующих полутора десятков лет не сходила со страниц советских газет и экранов телевизоров, а в 1990-е эту железную дорогу принялись столь же увлеченно ругать. На самом деле к 1974 году, когда дорогой Леонид Ильич назвал БАМ «важнейшей стройкой девятой пятилетки», значительная часть магистрали уже была готова. Строителям предстояло соединить эти участки, но сделать это необходимо было в сложнейших условиях.

Даешь БАМ!
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:54
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Впервые о строительстве железной дороги на Дальний Восток в обход озера Байкал с севера и дальнейшем ее продлении до стоявшего на Амуре Хабаровска задумались еще в 1880-е годы. Однако по здравому размышлению, оценив уровень развития науки и техники на тот период, вариант с северным обходом по практически безлюдным районам признали нереальным. Транссибирская магистраль, эта крупнейшая инфраструктурная стройка Российской империи, прошла по южной оконечности Байкала. Впрочем, развитие геополитической ситуации в регионе вскоре вынудило вновь вспомнить о северном маршруте.

Русско-японская война 1904—1905 годов показала уязвимость транспортного сообщения на Дальнем Востоке. Принадлежавшая Российской империи Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) проходила по территории Маньчжурии, китайской территории. Постоянная угроза ее потери вынудила правительство сначала построить ее дублера уже исключительно на российской земле — Амурскую магистраль, а затем задуматься о возведении дополнительной железной дороги, которая располагалась бы на определенном отдалении от границы страны.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:55
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Впрочем, до 1914 года на этом перспективном северном обходе Байкала успели провести лишь самые начальные изыскания. Из-за Первой мировой, революций, распада империи и Гражданской войны, один из главных очагов которой находился как раз на Дальнем Востоке, на 12 лет о будущем БАМе забыли, но начиная с 1929 года внешнеполитическая ситуация на советско-китайской границе вновь начала обостряться, и проект «второго Транссиба», проходившего бы, в отличие от первого, в глубине территории СССР, вновь реанимировали.

Именно в 1930 году в направленном в Москву предложении дальневосточных краевых властей впервые фигурировало название «Байкало-Амурская магистраль», куда позже ставшее непременным атрибутом советских СМИ. В 1930-е же была определена примерная трасса БАМа, который должен был начинаться на уже существовавшей на Транссибе станции Тайшет в Иркутской области, огибать Байкал с севера и далее идти в восточном направлении, заканчиваясь в Советской Гавани — крупном порте, расположенном на побережье Татарского пролива напротив Сахалина.

Фактически БАМ должен был стать рокадой, особой железнодорожной веткой, проходящей параллельно линии потенциального (или реального) фронта и используемой для снабжения войск, ведущих боевые действия. Транссиб, находившийся вплотную к границе СССР, был для этой задачи слишком ненадежен, особенно в условиях назревающего конфликта с фактически оккупировавшей Маньчжурию Японией. В конце 1930-х Советский Союз уже вступил в два локальных противостояния с японской армией в тех краях (на озере Хасан и у реки Халхин-Гол). Война назревала, и в этой связи вопрос сооружения БАМа приобретал стратегическое значение.



Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:55
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
ервоначально его планировали построить в рекордно короткие сроки (речь шла о трех годах), но даже для сталинской экономики подобные стахановские темпы оказались совершенно невозможными. Байкало-Амурская магистраль должна была пройти в практически неосвоенной, безлюдной горной тайге, пересекая целый ряд крупных хребтов и рек. Трасса будущей дороги была не изучена, и в подобных условиях требовалось возвести более 4000 километров железнодорожных путей, десятки крупных мостов и тоннелей. СССР на том этапе и в указанные сроки просто не смог потянуть этот проект, ведь параллельно по всей стране велись другие масштабные стройки, а рабочей силы, даже с учетом системы ГУЛАГа, в условиях подготовки к грядущей войне на все не хватало.

Тем не менее определенный (и немаленький) объем работ до 1941 года проделали. Были сооружены три соединительные ветви с существовавшим Транссибом: станция БАМ — Тында, Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. Так на будущей Байкало-Амурской магистрали возникли три новых железнодорожных узла (Тында, Ургал и Комсомольск-на-Амуре). От каждого из них в двух противоположных направлениях должно было развернуться параллельное строительство сразу шести участков БАМ. К 1945 году эти фрагменты планировали объединить в единую дорогу, сформировав тем самым задуманную рокаду. Естественно, Великая Отечественная война этот процесс приостановила.
Более того, во время ВОВ уже смонтированные на соединительных ветвях к Транссибу пути были демонтированы и отправлены в европейскую часть страны на куда более нужные в боевых условиях железнодорожные стройки. Только что начатый БАМ был фактически уничтожен. Но это вовсе не значит, что в Москве о нем забыли. Как только в войне наметился коренной перелом, его возведение возобновилось, ведь угроза войны на Дальнем Востоке никуда не делась. В 1943 году благодаря в том числе и американской помощи началось стремительное сооружение одного из шести фрагментов дороги, финального участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. Его завершили как раз к объявлению войны Японии.

Одновременно в 1945-м развернулись работы и на противоположном, западном участке БАМа. Там магистраль успели дотянуть от узлового Тайшета на Транссибе (начальный пункт дороги) до города Усть-Кут. БАМ достиг реки Лены, ворот в Якутию, но дальше работы остановились, и надолго.

Это сообщение отредактировал timmi00 - 22.11.2017 - 09:56

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:56
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Новый этап

После смерти Сталина его бывшие соратники оперативно заморозили многие из проектов, опекаемых лично «вождем народов». Под раздачу попали и Трансполярная магистраль, и тоннель на Сахалин, и ряд других крупных объектов, нужда в которых новой власти была не очевидна, но которые высасывали из бюджета страны гигантские деньги. У Хрущева нашлись свои приоритеты (космическая гонка, целина, «большая химия», гидроэнергетика), обстановка на Дальнем Востоке разрядилась (как оказалось, временно), про БАМ на некоторое время забыли. К тому времени магистраль представляла собой два крайних аппендикса, западный и восточный (Тайшет — Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Центральный, самый протяженный и сложный фрагмент в 3145 километров между Усть-Кутом и Комсомольском-на-Амуре по-прежнему занимало собой «зеленое море тайги». Чтобы о проекте вновь вспомнили, потребовалось сочетание сразу двух важнейших факторов.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:57
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Во-первых, к концу 1960-х донельзя обострились отношения СССР с Китаем. Председатель Мао начал увлеченно бороться не только с воробьями, но и с «социалистическим империализмом» и «советским ревизионизмом». Брежневу и остальному Политбюро, занятому политикой «разрядки» на Западе, в свою очередь, был неприятен радикализм китайских товарищей. Апофеозом напряженности между прежде братскими странами стал конфликт на острове Даманский, где в 1969 году чуть не началась полноценная советско-китайская война. КНР на том этапе еще очень отставала в развитии от Советского Союза, но бойцов в Народно-освободительной армии Китая хватало, а Транссиб проходил все так же вплотную к границе. В головах генералов из советского Министерства обороны вновь замаячило слово «рокада».

Вторым немаловажным фактором стало желание правительства СССР начать освоение бескрайних забайкальских просторов. Ко второй половине 1960-х годов бородатые геологи в толстых свитерах уже установили, что в недрах края находится практически вся таблица Менделеева. Были открыты богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа. При этом наслаждались всем этим богатством лишь медведи: крупных баз для их освоения у Союза не было. А вот деньги были.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:57
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Западносибирские углеводороды исправно шли на экспорт, цены на них были на пике, поток валюты в страну казался неиссякаемым. О БАМе вновь вспомнили не только генералы, но и чиновники из других министерств. В Совете министров разработали план создания по его трассе сразу девяти так называемых «территориально-производственных комплексов». Новые месторождения, нанизанные на железную дорогу, должны были стать базой для новой промышленности, новых комбинатов, заводов и фабрик, а вокруг тех должны были родиться и новые города.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:58
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Начиная с 1967 года работы по БАМу возобновились. Проводились новые изыскания, уточнялась трасса, шло проектирование инженерных сооружений. Весной 1974 года Брежнев объявил БАМ «важнейшей стройкой», через месяц на съезде ВЛКСМ ей присвоили статус «всесоюзной ударной комсомольской», после чего прямо со съезда в Забайкалье отправился первый стройотряд. Проект, рассчитанный на 10 лет, был вновь запущен.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:58
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
АМ строили действительно всей страной. Молодежных стройотрядов и железнодорожных войск не хватало — за большинством разъездов, станций, создаваемых пристанционных поселков и городков была закреплена та или иная республика или область. Московские строители строили узловую Тынду, ленинградцы — Северобайкальск, армяне — станцию Кухельбекерская, украинцы — Новый Ургал, литовцы — Новый Уоян. В архитектуре этих вокзалов и населенных пунктов отражались национальные особенности «кураторов». Сейчас москвичи с удивлением видят в Тынде знакомые серии панельных домов, а армяне наслаждаются вокзалом Кюхельбекерской из родного вулканического туфа.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:59
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
11

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 09:59
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
12

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:00
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Была своя станция и у белорусов. Зоной нашей ответственности должны были стать станция Муякан и поселок при ней. К сожалению, в отличие от прочих национальных проектов БАМ, белорусский так и не был реализован. Муякан остался всего лишь железнодорожным разъездом, а проект вокзала несостоявшейся станции, рожденный в недрах института «Белгоспроект», сохранился лишь в виде макета и на соответствующем памятном значке.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:00
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Денег на БАМ поначалу не жалели. Одних строительных грузовиков было закуплено больше 10 тыс. штук, причем контракт был подписан с немецкой компанией Magirus-Deutz. Купленные более чем за миллиард немецких марок «Магирусы» были способны работать и при морозе до минус 45 градусов, и при 30-градусной жаре. Они оказались столь надежными, что отдельные экземпляры этой техники продолжают бороздить просторы Сибири и сегодня, спустя 40 лет после выпуска.



Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:01
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
По нынешним меркам это звучит странно, но строители, комсомольцы, военные практически уложились в первоначально заявленные сроки. БАМ успели достроить за объявленные в 1974-м десять лет. 1 октября 1984 года на станции Куэнга в Читинской области в торжественной обстановке в полотно дороги были уложены символические «золотые» звенья. Конечно, магистраль еще не была готова, ее достраивали еще пять лет — сквозное движение началось лишь в 1989-м, но тем не менее, учитывая масштабы проекта и стремительно развитие «кризисных явлений» в советской экономике, это все равно был выдающийся результат.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Впрочем, строительство БАМа продолжалось и далее. Лишь в 2003 году был наконец сдан в эксплуатацию Северомуйский тоннель, самый сложный объект дороги. Его строили под одноименным хребтом, строили мучительно долго, больше четверти века. Пятнадцатикилометровый гигант (самый длинный железнодорожный тоннель России) возводился в сложнейших геологических условиях, пересекал тектонические разломы и плывуны, отнял у проходчиков немало жизней, а у государства — бог знает сколько денег, но все-таки был закончен.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
С 1984 года в качестве временной замены ему использовался Северомуйский обход — череда серпантинов и тоннелей длиной 64 километра, на которые поезда порой приходилось в буквальном смысле заталкивать. При всей сложности его преодоления это красивейший участок магистрали, а главным и самым эффектным его объектом является знаменитый «Чертов мост» — изогнутый виадук высотой 35 метров.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:03
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
По некоторым данным, именно БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом за всю советскую историю. Его ввод в эксплуатацию пришелся на период распада СССР, тяжелые годы для истории магистрали. Загрузка была значительно меньше ожидаемой, дорога год за годом приносила убытки, месторождения, ради освоения которых она в основном и строилась, в 1990-е оказались никому не нужны. Не появилось ни новых комбинатов, ни новых крупных промышленных городов.

Даешь БАМ!
 
[^]
timmi00
22.11.2017 - 10:04
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.08.11
Сообщений: 326
Однако страна, ради борьбы с которой БАМ реанимировали, может стать страной, для которой он существует и развивается. Ненасытный Китай требует ресурсы, у России они есть, а пропускной способности Транссиба, которому сейчас уже ничто и никто не угрожает, просто не хватает. Байкало-Амурская магистраль — отличная альтернатива: это более короткий выход к портам, через которые очень удобно вывозить на экспорт тот же уголь. Российское правительство уже строит планы по его расширению, прокладыванию второго пути, а какие-то работы (например, строительство второй ветки Байкальского тоннеля) уже ведутся. Возможно, БАМу, «прожорливому бессмысленному долгострою», который проклинали в 1990-е, еще суждено обещанное ему в начале прошлого века светлое будущее.

ВСЕ.
Оригинал Onliner.by

Это сообщение отредактировал timmi00 - 22.11.2017 - 10:05

Даешь БАМ!
 
[^]
Похмеляка
22.11.2017 - 10:06
4
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 29.08.15
Сообщений: 70
Можно многое оспорить про БАМ, но это долго вложение в первую очередь в производство! А теперь вложения страны в олимпиаду, да в несколько стадионов, которые неизвестно на какие деньги обслуживать надо!
 
[^]
AiMos
22.11.2017 - 10:07
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.14
Сообщений: 1976
Привет с Тынды - столицы БАМа!!!
Можно сейчас много спорить об целесообразности стройки, но одно нельзя отрицать - БАМ реально объединял людей! Сейчас у моих родителей, да и у меня практически в каждом регионе России, есть знакомые/приятели/друзья с тех времён!
Обязательно всей семьёй приезжаем на каждое празднование юбилея БАМа!

Это сообщение отредактировал AiMos - 22.11.2017 - 10:07
 
[^]
snake76
22.11.2017 - 10:12
7
Статус: Offline


Рупор позитива

Регистрация: 3.11.17
Сообщений: 1257
Яркий пример того, что если строить что то "всем миром", то и трудности похуй.

Это сообщение отредактировал snake76 - 22.11.2017 - 10:12
 
[^]
warmly12
22.11.2017 - 10:17
1
Статус: Offline


ярила

Регистрация: 7.08.11
Сообщений: 125
Есть кто с Дипкуна?

Это сообщение отредактировал warmly12 - 22.11.2017 - 10:19

Даешь БАМ!
 
[^]
Rice
22.11.2017 - 10:20
8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.03.15
Сообщений: 490
Все что сделано в СССР работает и служит людям до сих пор...А сейчас бакланы стадион ломают запросто...Наверное что то не так идет в стране...
 
[^]
Цельный
22.11.2017 - 10:22
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.09.11
Сообщений: 1470
Хороший пост!
Про Ж/Д всегда зелень.
А тут ещё и интересно повествуется)))
 
[^]
Vankhelsing
22.11.2017 - 10:25
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.07.14
Сообщений: 2467
Как мне батя рассказывал, он всю студенческую молодость был в стройотрядях. И однажды, когда я уже учился в школе я спросил его: "пап, а ты БАМ строил?" На что он мне сказал: - была возможность туда поехать, но я видел тех разочарованных, которые возвращались обратно со словами "БАМ - Брежнев Абманул Молодежь" не платили там так, как обещали, поэтому и не поехал. А так были готовы в любой момент сорваться в любую точку СССР, лишь бы без дела не сидеть летом. А поехал в итоге тянуть электрические провода на опоры в степи Херсонщины вдоль северокрымского оросительного канала. И нормально они тогда зарабатывали, за лето по две -три тыщи рублей.



Это сообщение отредактировал Vankhelsing - 22.11.2017 - 10:33
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 7098
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх