50


Уважаемый Владимир Владимирович!
Прошу Вас уделить некоторое внимание высшему образованию нашей страны.
Престиж высшего образования, особенно в регионах, опустился ниже нижнего предела, впрочем, как и ценность диплома, и прежде всего это касается высшего образования, получаемого на внебюджетной основе. Практика получения образования за деньги ведёт к тому, что дипломы вузов получают лица, которых в советские времена не взяли бы и в ПТУ по причине их полной деградации, а финансирование вузов за счёт внебюджетных средств ведёт по сути к порочной практике торговли дипломами. К сожалению, такая ситуация характерна не только для негосударственных образовательных учреждений, но и для некоторых государственных. А ведь задача вуза, во всяком случае, государственного, – не приносить прибыль, а готовить квалифицированные и имеющие соответствующие навыки кадры.
Существенную часть средств вузы получают от оплаты обучения студентами по контракту, и исключение студента за неуспеваемость ведёт к сокращению поступления денег в вуз. Поэтому вуз вынужден делать всё, чтобы нерадивый студент ни в коем случае не прекратил учёбу, поскольку отсутствие платы за обучение приведёт к сокращению зарплат профессорско-преподавательского состава, и так весьма невеликих в региональных образовательных учреждениях. Самое печальное при этом – каждая "оптимизация кадрового состава" ведёт к тому, что из вузов увольняют квалифицированных преподавателей, подготовка которых обходилась государству в существенные суммы. Но если до реформы высшего образования учёная степень и должность доцента позволяли преподавателю чувствовать себя социально защищённым и финансово независимым, то в современной ситуации должность ассистента кафедры (это начальная ступень для преподавателя) является абсолютно невостребованной для выпускников вузов, в том числе по-настоящему талантливых, которых ещё очень много даже и в регионах. Таким образом через 10-15 лет, когда уйдёт на пенсию нынешнее поколение преподавателей, высшее образование ждёт жесточайший кадровый голод.
Следующей проблемой является абсолютно необоснованный переход к болонской трёхступенчатой системе образования (бакалавр – магистр – доктор). Сокращение времени подготовки бакалавров по сравнению со специалистами достигается за счёт купирования фундаментальных дисциплин, из которых изымаются целые области знаний, подготовка же в магистратуре предполагает углублённое изучение как раз профессиональных прикладных дисциплин. Таким образом появляются на свет инженеры-механики, не знакомые с теорией вероятности, которая является базовой в теории надёжности узлов и агрегатов.
В советские времена прикладные вузы давали инженерную подготовку, университеты – фундаментальную, партийные школы готовили руководителей, но в них шли люди с опытом работы (пусть это и было связано с нарушением прав беспартийных – результат всё равно оправдывал дискриминацию). Сейчас все вузы переквалифицированы в университеты, но все они (речь идёт о вузах с историей) сохраняют первоначальную специализацию. При этом формально каждый вуз позиционирует себя как образовательное учреждение всеобъемлющего профиля – от от гуманитарных до инженерных специальностей и от прикладных и фундаментальных до менеджмента и управления государством.
Отмена платы за обучение, возврат к полноценной программе высшего образования и разделение всех вузов (ни в коем случае по степени престижности) на прикладные, фундаментальные и управленческие потребует дополнительных средств, но если этого не сделать, через 20 лет высшее образование в России просто умрёт.
К сожалению, перечень проблем в высшем образовании не исчерпывается вышеперечисленными. Но их слишком много для одного обращения, да и их можно решать в рабочем порядке, не привлекая для этого Вас, Владимир Владимирович.