«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:51
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
117
Когда боевой счёт асов люфтваффе приближался к красивым «круглым» цифрам, немецкие лётчики вдруг начинали заявлять воздушные победы, за которыми в реальности ничего не стояло. О том, как проявлял себя этот недуг, прозванный «шейной чесоткой» — на примере воздушных боёв при освобождении Крыма осенью 1943 — весной 1944 года.

15 фото
Иван Лавриненко

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:52
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Повышенное внимание со стороны органов пропаганды, и, как следствие, всего общества к успехам лётчиков-истребителей в годы Второй мировой войны привело к появлению в Германии культа воздушных асов. Широкое освещение их достижений в прессе и киножурналах, придание им вида соревнования, а также установление чётких критериев по количеству воздушных побед, необходимых для получения высших наград, привели к тому, что асов люфтваффе при приближении к заветным цифрам буквально выкашивала беспощадная болезнь. На фронтовом жаргоне она называлось Halsschmerzen, что на русский язык можно перевести как «болезнь горла», «шейная чесотка» или «ангина» — словом, то, что приносит дискомфорт в области шеи, на которую в скором времени должны водрузить высшую награду Третьего рейха, Рыцарский крест. Кроме наград, сам по себе красиво «округлённый» счёт воздушных побед способствовал повышению статуса лётчика.

Нередко асы становились заложниками своих успехов: механики и штабисты могли заранее в ожидании очередного «абшусс’юбилеума» (Abschussjubiläum, что можно перевести как «юбилейная победа») заготовить дубовые венки, плакаты с поздравлениями и шампанское, тем самым поторапливая лётчика «привезти» из очередного вылета столь долгожданный повод для праздника. По этой причине стремление к заветной цифре в 50, 100 или 200 побед могло приобретать самые причудливые формы, и многие «эксперты», одержимые жаждой победы, начинали не только с удвоенными силами рваться в бой, но и записывать на свой счёт поверженных врагов, которые об этом даже не подозревали.

Попробуем на примере боевых действий на самом южном участке советско-германского фронта проиллюстрировать реальное содержание успехов немецких асов, заявивших свои «абшусс’юбилеумы» в небе Крыма 1943–1944 годов. Прежде чем перейти непосредственно к описанию воздушных боёв, необходимо сделать одно важное замечание: чтобы не утомлять читателя самостоятельными подсчётами, немецкое время везде в тексте приведено к московскому.

Фото: Немецкие асы истребительной авиагруппы II./JG 52 Генрих Штурм, Герхард Баркхорн, Вильгелм Батц, Отто Фённекольд

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:54
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Восточный Крым

С ноября 1943-го по апрель 1944 года основные события в воздухе над Крымом происходили в небе Керченского полуострова, от Феодосии и Ак-Монайского перешейка на западе до Керченского пролива и берегов Тамани на востоке. При этом большинство воздушных боёв происходило над восточной оконечностью полуострова и непосредственно над Керчью.

Противниками немецких истребителей были лётчики 4-й воздушной армии генерал-полковника авиации К. А. Вершинина и большая часть ВВС Черноморского флота, которыми командовал генерал-лейтенант авиации В. В. Ермаченков. В состав 4-й ВА входили 230-я и 214-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, 132-я БАД, а также отдельные разведывательные и корректировочные полки и эскадрильи. У моряков в разное время и разными силами принимали участие в боях на этом участке фронта 11-я ШАД, 1-я МТАД, 4-я ИАД, 30-й ОРАП и отдельные эскадрильи

С немецкой стороны основным истребительным соединением на востоке Крыма была авиагруппа II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) в составе эскадрилий 4./JG 52, 5./JG 52 и 6./JG 52. Лишь в первой половине ноября 1943 года и несколько дней третьей декады января 1944 года ей оказывала помощь группа I./JG 52 (эскадрильи 1./JG 52, 2./JG 52 и 3./JG 52). Также периодически действовала здесь хорватская эскадрилья 15.(kroat.)/JG 52, но после окончания Керченско-Эльтигенской десантной операции, с декабря 1943 года, основным районом действия хорватов стала северная часть Крымского полуострова. Поэтому своих «юбилейных» побед в небе восточного Крыма удалось добиться только подопечным гауптмана Баркхорна.

Кроме того, в активных воздушных боях принимали участие лётчики штурмовой авиагруппы II./SG 2 на «Фокке-Вульфах» Fw 190A/F/G. Увы, об их успехах над Крымом подробных данных почти не сохранились — известны лишь некоторые победы, а также то, что всего весной 1944 года лётчики группы претендовали на 247 сбитых советских самолётов. Эта сильно завышенная цифра, хотя и говорит об агрессивных действиях немецких штурмовиков, пока не позволяет углубиться в изучение конкретных эпизодов.

Фото:Командир истребительной авиагруппы II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (справа) со своим механиком. Крым, аэродром Багерово, февраль 1944 года

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:56
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
«Юбилеи» уходящего 1943 года

Спустя месяц после начала боёв за Крым, 30 ноября 1943 года, своего первого «юбилейного» успеха в керченском небе добился гауптман Герхард Баркхорн. По немецким данным, в бою над западной окраиной посёлка Колонка в 11:50 после его точных очередей на землю упал истребитель Як-1. При этом свидетелей успешной атаки аса не было, но победа была засчитана.

Фото: В числе встречающих Герхарда Баркхорна после его 200-й победы была непролазная грязь аэродрома Багерово: поздней осенью 1943 года были мало пригодны для полётов аэродромы по обеим сторонам Керченского пролива

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:57
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Баркхорн стал пятым лётчиком люфтваффе, которому удалось преодолеть планку в 200 побед. По возвращении на свой аэродром его ждала торжественная встреча, а 2 декабря в ежедневной сводке Верховного командования Вермахта сообщалось:

«Над Восточным фронтом в ноябре месяце было сбито 865 советских самолётов, в том числе 54 — армейскими частями. Командир группы одной из истребительных эскадр гауптман Баркхорн одержал свою 200-ю победу».

По советским данным, немецкий ас вёл бой с лётчиками 249-го истребительного авиационного полка. Прикрывая свои войска в районе Керченского полуострова, в период с 11:35 до 12:15 10 истребителей ЛаГГ-3 полка провели воздушный бой с восьмёркой Bf 109. В результате боя старший лейтенант Г. Г. Гришаев и младший лейтенант С. И. Харламов подбили по одному «Мессершмитту». Немецкие лётчики ответили тем же: повреждения получили «ЛаГГи» майора Ф. Н. Кулякина, лейтенанта П. М. Батырева и младшего лейтенанта С. И. Харламова. Все три истребителя были вскоре отремонтированы силами техсостава полка и вошли в строй, поэтому заявку Баркхорна на победу можно считать сильно завышенной.

Спустя неделю, 7 декабря, первого «юбилея» добился фельдфебель Хайнц Заксенберг (Fw. Heinz Sachsenberg) из 6./JG 52. В бою в районе Таманского полуострова в 16:50 и 16:55 он заявил две «Аэрокобры», якобы упавшие в воду южнее косы Тузла и северо-западнее Тамани соответственно. Это были 49-я и 50-я победы немецкого аса, которые засвидетельствовали другие лётчики.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что немцы вели бой с «Аэрокобрами» 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии. Четвёрка капитана Н. Г. Сидорова в период с 16:05 до 17:00 прикрывала плавсредства в районе Эльтиген — коса Тузла — Кротков — Тамань. В 16:30–16:40 лётчики провели бой с шестёркой Bf 109 и без ущерба для себя заявили два «Мессершмитта» сбитыми (капитан Н. Г. Сидоров, младший лейтенант В. С. Иванов) и ещё один подбитым (младший лейтенант Н. В. Радченко). Однако, если судить по немецким документам, в действительности бой закончился «нулевой ничьей».

Фото: Лётчики 2-й эскадрильи 66-го ИАП 329-й ИАД, зима 1943–1944 гг. В центре в кожаном реглане — комэск капитан Н. Г. Сидоров, правее него участники боя 7 декабря 1943 года: младший лейтенант В. С. Иванов, лейтенант М. Н. Андрианов, младший лейтенант Н. В. Радченко

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 14:59
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
250-я победа гауптмана Баркхорна

В новом 1944 году главный повод для праздника всей группе II./JG 52 вновь преподнёс её командир гауптман Баркхорн. 13 февраля в бою с советскими истребителями в районе Аджим-Ушкай он в 14:46 заявил сбитым Як-1, ставший 250-й личной победой аса. Её по всем правилам подтвердил ведомый Баркхорна унтер-офицер Хайнц Эвальд (Uffz. Heinz Ewald). После Вальтера Новотны (Hptm. Walter Nowotny) из I./JG 54 и Гюнтера Ралля (Maj. Günther Rall) из III./JG 52, добившихся успеха 14 октября и 28 ноября 1943 года соответственно, Баркхорн стал третьим лётчиком в истории воздушных войн, кому покорилась эта магическая цифра. Примечательно, что в этом же бою свою 25-ю победу заявил будущий кавалер Рыцарского Креста лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum).

По возвращении на аэродром Баркхорна ждала пышная церемония: перед командным пунктом группы в честь этого события даже собрали оркестр. В течение дня «юбиляру» стали поступать поздравительные телеграммы от друзей из других эскадр и командования. В телеграмме командующего люфтваффе Германа Геринга говорилось:

«Дорогой Баркхорн, сообщение о Вашей 250-й победе наполняет меня восхищением и гордостью за Ваши грандиозные успехи в боях на Восточном фронте. По такому редкому случаю в истории войны в воздухе выражаю Вам, образцовому, отважному и с радостью выполняющему боевые задания лётчику-истребителю, мою искреннюю благодарность. Такой боец и командир, как Вы, служит на наивысшую честь не только моих люфтваффе, но и всего немецкого народа. Желаю Вам всего самого лучшего в Ваших дальнейших боях».

Отдали должное результативности аса и в ежедневной сводке верховного командования вермахта от 14 февраля 1944 года, а 2 марта Герхард Баркхорн был награждён Мечами к Рыцарскому кресту.

Фото: После приземления юбиляру была преподнесена табличка с надписью «Поздравляем с 250-й воздушной победой». Надпись «Christl» на борту «Мессершмитта» — имя невесты лётчика, присутствовавшее на большинстве его самолётов. Надпись непосредственно связана с событием — вскоре Баркхорн женился в отпуске, предоставленном по случаю 250-й победы

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:00
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Что говорят по поводу этого эпизода советские документы? В этот день бои в районе Керченского полуострова вели только лётчики-истребители 4-й воздушной армии. Прежде всего в указанное время по одной воздушной схватке довелось выдержать лётчикам 42-го гвардейского истребительного авиационного полка и 249-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии.

Тройка Як-1 (четвёртый лётчик вернулся на аэродром по причине плохого самочувствия), ведомая Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом Ф. З. Калугиным, в период с 14:23 до 15:08 прикрывала плавсредства в Керченском проливе. Западнее Керчи лётчики заметили четвёрку «Фокке-Вульфов» Fw 190, которые после атаки гвардейцев ушли пикированием на запад. После этого «Яки» юго-западнее Керчи на высоте 4000 метров провели ещё один безрезультатный воздушный бой с двумя Bf 109 и двумя Fw 190.

Фото: Командир эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Фёдор Захарович Калугин

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:01
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Лётчики патрулировавшей в 14:15–15:05 четвёрки «Аэрокобр» лейтенанта А. С. Глобы из 66-го ИАП были наведены на группу «Мессершмиттов», ведущих бой с Як-1. При приближении нового противника немцы предпочли уйти восвояси.

Примерно в это же время, в 14:25–15:03, задание по вызову радиостанции наведения выполняла тройка ЛаГГ-3 249-го ИАП, ведомая лейтенантом Н. А. Кистаевым. Над Керченским проливом лётчики встретили шестёрку Fw 190. После первой лобовой атаки три вражеских истребителя ушли на запад, а второе звено приняло бой. Отбивая атаку «Мессершмитта» на младшего лейтенанта И. В. Стрельцова, ведущий советской группы короткой очередью подбил один «Фокке-Вульф», который с дымящим мотором ушёл на свою территорию. Ещё один Fw 190 пытался атаковать младшего лейтенанта В. В. Сладкевича, но был контратакован Стрельцовым, подбит и тоже ушёл в сторону аэродрома Багерово. За ним последовал и оставшийся «Фоккер».

В итоге без ущерба для себя советские лётчики подбили два Fw 190. Возможно, конечно, что они неверно идентифицировали немецкие самолёты и вели бой с группой Баркхорна, но правдоподобнее выглядит версия, что с парами Баркхорна и Вольфрума сражались гвардейцы 42-го Гв.ИАП, а группа Кистаева схватилась с лётчиками II./SG 2.

Фото: Лётчики 3-й эскадрильи 66-го ИАП лейтенант Алексей Глоба и его ведомый младший лейтенант Николай Устюжанинов на фоне «Аэрокобры», Тамань, зима 1943–1944 гг.

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:02
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Это было ещё не всё. В 14:23–14:35 в двух последовательных стычках сначала с группой пикировщиков Ju 87 в районе Булганак — Мама Русская, а потом с четвёркой Fw 190 над Керчью участвовала четвёрка «Аэрокобр» 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Её ведущий Гвардии младший лейтенант С. С. Иванов заявил сбитым один «Юнкерс», а подбитый им «Фокке-Вульф», по докладу лётчика, с дымом ушёл на запад. Похоже, спутав «Аэрокобру» с «Яком», именно в этом бою в 14:25 в районе Керчь — Аджим-Ушкай победу над Як-9 заявил будущий лучший воздушный ас штурмовой авиации лейтенант Аугуст Ламберт (Ltn. August Lambert) из 6./SG 2. Высота боя (2000 метров) также совпадает в советских и немецких источниках.

Наконец, по вызову наземного пункта наведения для прикрытия своих войск в районе Керчи в воздух была поднята четвёрка ЛаГГ-3 из 979-го ИАП 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую вёл младший лейтенант И. Ф. Рубцов (будущий Герой Российской Федерации). В районе прикрытия звено было внезапно атаковано парой немецких истребителей, подбивших самолёт младшего лейтенанта В. У. Крышнева. Лётчик благополучно посадил самолёт на колёса на площадке Опасная на плацдарме, а остальные три «ЛаГГа» вернулись на свой аэродром. Вскоре повреждённый самолёт был восстановлен и вернулся в строй.

Детали этого вылета в документах различного уровня несколько расходятся, но в любом случае они подтверждают лишь то, что 250-я победа аса №2 в истории авиации Герхарда Баркхорна являлась плодом его воображения. Так, в журнале боевых действий 230-й ШАД время взлёта четвёрки Рубцова указано как 14:48 — то есть уже позже заявки Баркхорна. Пара «Мессершмиттов», упомянутая в этом документе, — очевидно, лейтенант Вольфрум с ведомым, который в 15:03 заявил свою вторую победу над Як-1 в этом вылете. В журнале учёта боевой работы 979-го ИАП значится время взлёта 14:59, а в качестве противника указана пара «Фокке-Вульфов». В этом случае атака по «ЛаГГу» Крышнева могла быть проведена лётчиками II./SG 2.

Фото: В честь 250-й победы Баркхорна сослуживцы организовали настоящий праздник — был даже собран духовой оркестр

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:04
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
По примеру командира

17 марта 1944 года своей 50-й победой отметился один из наиболее результативных в этот период лётчиков II группы лейтенант Петер Дюттманн (Ltn. Peter Düttmann) из 5./JG 52. В этот день штурмовики 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота наносили удар по немецким торпедным катерам в порту Феодосии. На выполнение задания в 11:20 вылетело 27 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП и 47-го ШАП с мощным эскортом из более чем 60 истребителей. В непосредственном прикрытии шли 26 ЛаГГ-3 из 25-го ИАП и 13 Як-9 из 6-го Гв.ИАП, ударной группой были 12 ЛаГГ-3 из 9-го ИАП, а ещё 10 ЛаГГ-3 из 3-го ИАП были выделены для подавления зенитной артиллерии немцев.

Часть немецких истребителей из II./JG 52 в этот день действовала в районе советских переправ на Сиваше в северной части Крыма, поэтому противодействие в небе Феодосии оказало, по докладу советских лётчиков, не более 10 «Мессершмиттов», с которыми «ЛаГГи» и «Яки» успешно провели бой, заявив две победы. В свою очередь, немецкие истребители не поскупились и посчитали сбитыми четыре Ил-2 и шесть истребителей, среди которых была и невесть откуда взявшаяся «Аэрокобра».

При этом три ЛаГГ-3 и один Ил-2 (немецкий историк Бернд Барбас ошибочно указывает на четыре «ЛаГГа») были записаны на счёт лейтенанта Дюттманна — это были его победы №№49–52, на которые асу понадобилось всего шесть минут. Согласно «Книжке достижений» Дюттманна, свою 50-ю победу он увидел так: атакованный им в 11:20 ЛаГГ-3 получил попадания в радиатор и кабину, после чего за ним появился шлейф чёрного дыма, и он отвесно рухнул в воду в 13 километрах восточнее Феодосии. Эта убедительная победа Дюттманна, как и, по всей видимости, остальные в этом бою, состоялась лишь в воображении немецкого лётчика.

Единственной безвозвратной потерей моряков в этом налёте стал один Ил-2 из 47-го ШАП. В оперативной сводке ВВС Черноморского флота отмечено предположение, что он был подбит зенитками, после чего совершил вынужденную посадку на воду в 50–100 метрах от мыса Чауда. К сожалению, экипаж младшего лейтенанта С. А. Бёма и младшего сержанта Н.А. Алешковского утонул вместе с самолётом. Даже если эта потеря была вызвана атакой истребителя, то ближе к ней находится заявка фельдфебеля Андреаса Штерля (Fw. Andreas Sterl), который мог проследить за судьбой подбитого штурмовика: указанный в его заявке квадрат примерно соответствует месту приводнения штурмовика Бёма. Ещё один Ил-2 был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку на аэродроме Бугаз. Через две недели он вернулся в строй.

Фото: Асы II группы эскадры JG 52 Петер Дюттманн, Хайнц Заксенберг и Герхард Хоффманн, отличившиеся над Крымом

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Север Крыма и Севастополь

С середины марта 1944 года боевые действия сместились в северную часть полуострова, а затем в район Севастополя, где основным противником немецких лётчиков была 8-я воздушная армия — прежде всего части 7-го ШАК, 3-го ИАК, 1-й Гв.ШАД, 6-й Гв.БАД и 6-й Гв.ИАД, а также вошедшая в состав армии уже к финальным боям 230-я ШАД. По-прежнему активно действовали и части ВВС Черноморского флота.

С 11 апреля и до самого конца боевых действий в мае 1944 года помощь II группе JG 52 оказывали лётчики перебазировавшейся на аэродром Херсонес III группы. Её возглавлял майор Гюнтер Ралль, но уже 19 апреля его сменил гауптман Вильгельм Батц (Hptm. Wilhelm Batz). В последний месяц боёв на Крымском полуострове лётчики двух групп эскадры JG 52 также отметились несколькими юбилейными победами.

Фото: Обер-лейтенант Генрих Штурм у своего «Мессершмитта»

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:05
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
8 апреля 1944 года, в день начала наступления войск 4-го Украинского фронта, командир 4./JG 52 обер-лейтенант Генрих Штурм (Oblt. Heinrich Sturm) в вечернем бою в период с 18:31 до 18:47 в районе ныне исчезнувшего посёлка Асс-Найман, он же Днестровка, заявил сбитыми три советских истребителя: два Як-1 и один Р-39. Для Штурма это были победы №99–101. На уничтожение ещё одного «Яка» в том же бою претендовал унтер-офицер Харальд Вагнер (Uffz. Harald Wagner).

Всего в этот день истребители II./JG 52 в боях в северной части Крыма заявили сбитыми 12 советских истребителей, в то время как 8-я воздушная армия потеряла лишь один Як-1 из 73-го Гв.ИАП. В воздушном бою в районе полуострова Тюй-Тюбе в период с 17:00 до 17:50 был подбит истребитель Гвардии младшего лейтенанта А. И. Кузнецова, и лётчик совершил вынужденную посадку. Эту победу можно отнести на счёт вышеупомянутого лейтенанта Петера Дюттманна, который заявил Як-1 в 17:29 в районе восточнее Ан-Найман, или лётчика 6./SG 2 обер-фельдфебеля Хельмута Мишке (Ofw. Helmut Mischke), претендовавшего на уничтожение двух Як-9 в районе Перекопа в период с 17:25 до 17:30. «Юбилей» же Штурма оказался результатом большого желания достичь магического трёхзначного числа: всего в этот день он заявил восемь побед.

Фото: Лётчики 73-го Гв.ИАП 6-й Гв.ИАД 8-й ВА, 1944 год. На крыле в шлемофоне — младший лейтенант А. И. Кузнецов

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:07
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Последней «круглой» победы в небе Крыма лётчики II./JG 52 добились 22 апреля. В утреннем бою западнее Севастополя между 09:35 и 09:43 фельдфебель Герхард Хоффманн (Fw. Gerhard Hoffmann) из 4./JG 52 записал на свой счёт три сбитых Ил-2, а ещё один штурмовик стал жертвой унтер-офицера Райхштайна (Uffz. Wolfgang Reichstein). Для Хоффманна это были победы №№99–101.

В этот день активно действовали штурмовики 8-й воздушной армии. Так, 1-я Гв.ШАД потеряла от зенитного огня один Ил-2, ещё два требовали ремонта. В 289-й ШАД безвозвратных потерь не было, но повреждения получили целых 11 «Илов». В любом случае, это произошло вечером, в 18:15–18:30, и к заявкам лётчиков 4./JG 52 отношения не имело. Немцы же имели дело с лётчиками 11-й ШАД ВВС ЧФ, которые в 9:30–9:50 двумя группами (13 Ил-2 из 47-го ШАП и 18 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП) под прикрытием 15 «Яков» 6-го Гв.ИАП наносили удар по конвою западнее Севастополя. Помимо зенитного огня с кораблей, штурмовики подверглись атаке четырёх Fw 190 и двух Bf 109.

По советским данным, штурман эскадрильи лейтенант Ф. П. Удовиченко из 47-го ШАП сбил «Фокке-Вульф», а его однополчанин воздушный стрелок младший сержант Л. Н. Петер — «Мессершмитт». Огнём зениток был подбит штурмовик младшего лейтенанта Н. Ф. Спорыхина и младшего сержанта И. К. Чемисова. Ил-2 приводнился северо-западнее конвоя, экипаж перебрался в надувную спасательную шлюпку, и с тех пор о лётчиках ничего не известно. Два «Ила» из 8-го Гв.ШАП, пилотируемые Гвардии младшими лейтенантами А. П. Штоколовым и М. Н. Казаковым, получили повреждения от огня истребителей и зениток. Лётчики дотянули до своего аэродрома и совершили вынужденные посадки на фюзеляж. Экипажи не пострадали, но машины нуждались в ремонте в стационарных авиамастерских. Судя по советским данным, в бою участвовали и Fw 190 из II./SG 2, которые также могли заявить победы, но даже если повреждение одного из «Илов» стало результатом атаки именно Хоффманна, то своей 100-й победы он в любом случае в этом бою не добился.

Завершая рассказ о «юбилейных» победах немецких лётчиков в небе Крыма, стоит упомянуть ещё об одной «круглой» цифре успехов группы III./JG 52. 6 мая 1944 года своей 100-й победы добился ветеран эскадрильи 8./JG 52 фельдфебель Карл Гратц (Fw. Karl Gratz). В 14:02 в воздушном бою в районе Бельбека его жертвой стал советский истребитель, идентифицированный как ЛаГГ. Если ВВС ЧФ потерь среди истребителей не имели, то 8-я воздушная армия за день лишилась семи машин: пяти Як-1, одного Як-9 и одного ЛаГГ-3. Ещё один ЛаГГ получил повреждения, но благополучно совершил посадку. Все эти потери были понесены либо в первой половине дня, с 8:00 до 13:13, либо в период с 15:15 до 16:20, что откровенно не совпадает со временем заявки Гратца.

К сожалению, автор не располагает подробными документами частей 8-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота за этот период, поэтому пока невозможно сказать, с кем вёл бой Гратц. В данном случае это не играет большой роли: главным остаётся факт достижения магической цифры побед без реальных на то оснований. Любопытно, что это был последний успех лётчика в небе Крыма: видимо, в ходе боёв в небе полуострова он задался целью любой ценой добиться здесь заветной 100-й победы.

Фото: Лётчики 6-го Гв.ИАП ВВС Черноморского флота изучают полётные карты на фоне истребителей Як-9, май 1944 года


«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
ustalotvseh
10.12.2016 - 15:07
24
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.09.16
Сообщений: 162
У них сильно отличалась система подсчета "побед". Если наши насчитывали себе только подтвержденные другими летчиками или постами ВНОС упавшие вражеские самолеты, то у них было так-" я атаковал, он задымил и со снижением ушел. Полагаю считать сбитым" (рисуйте мне крестик). Оттуда и счета такие.
То что самолет мог с высокой степенью вероятности дотянуть до своего аэродрома- их не волновало..

Ай тс, прости прости, сломал- обсчитался фото.. pray.gif

Поломка подборки. 1х3
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:08
3
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Итоги

Подводя итоги, стоит справедливости ради добавить, что приведённые примеры иллюстрируют далеко не все «абшусс’юбилеумы», заявленные немецкими лётчиками в Крыму. Некоторые их успехи находят реальное подтверждение в советских документах, другие же невозможно гарантированно подтвердить или опровергнуть. Чтобы у читателя не сложилось ложного представления о реальной результативности упомянутых немецких лётчиков-истребителей, можно добавить, что многие успехи некоторых асов II./JG 52 (Баркхорна, Заксенберга, Хоффманна) действительно имели место. Упомянутый лётчик III./JG 52 Карл Гратц также часто добивался реальных успехов, в том числе в боях за Крым — к примеру, чего стоит его успешная атака по «Аэрокобре» дважды Героя Советского Союза Гвардии майора А. В. Алелюхина из 9-го Гв.ИАП, после чего советскому асу пришлось покинуть самолёт с парашютом.

Фото: Последним пристанищем немецких истребителей на крымской земле стал аэродром Херсонес. Все «Фокке-Вульфы» SG 2 и «Мессершмитты» JG 52, не способные долететь до румынских аэродромов, в виде обломков достались Красной армии


«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 15:09
0
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Реальная результативность всех указанных немецких лётчиков — тема для отдельных исследований. Тем не менее на основании описанных случаев можно сделать вывод, что желание отпраздновать красивый «абшусс’юбилеум» или важную для получения высокой награды победу порой приводило к тяжёлым приступам «боли в горле» и толкало немецких асов, даже не склонных в обычных условиях к вранью, на явный подлог.

У меня всё...

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
OBrian
10.12.2016 - 15:27
18
Статус: Offline


Себастьян Перейро ТорговецЧернымДеревом

Регистрация: 20.02.12
Сообщений: 14355
Ну я 250 самолетов не сбивал, но за сутки 15 палок кидал... А еще у меня 48см... В лежачем положении... Под холодной водой...

Это сообщение отредактировал OBrian - 10.12.2016 - 15:28
 
[^]
waps
10.12.2016 - 15:30
9
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 953
давно подозревал, что фашисты пиздели много о своих победах и смущённо молчали об опиздюливании. Так же и в танковых боях на Курской дуге было. Они на голубом глазу считают там себя победившими под Прохоровкой. Спасибо за развёрнутую информацию!
 
[^]
Lelik72RUS
10.12.2016 - 15:37
14
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 1191
Пиздоболы, уровень "ас люфтваффе".
А уж как они "воевали"-тоже интересно будет почитать тем, кто считает, что немецкие асы-лучшие в небе Второй мировой:
Цитата
Историкам авиации известно, что наиболее результативной истребительной эскадрой люфтваффе, воевавшей на Восточном фронте, была элитная 54-я авиагруппа «Зеленое сердце», в которой накануне войны были собраны лучшие асы Германии. Так вот, из 112 летчиков 54-й эскадры, вторгшихся 22 июня 1941 года в воздушное пространство нашей Родины, до окончания войны дожили только четверо! В общей сложности 2135 истребителей этой эскадры остались лежать в виде металлолома на огромном пространстве от Ладоги до Львова. А ведь именно 54-я эскадра выделялась среди других истребительных эскадр люфтваффе тем, что за годы войны имела самый низкий уровень потерь в воздушных боях.


Цитата
Изучение архивных документов периода Второй мировой войны убедительно доказало, что абсолютно все рода войск во всех странах мира грешили приписками. Не случайно в нашей армии вскоре после начала войны был введен принцип строжайшего учета сбитых самолетов противника. Самолет считали сбитым лишь после того, как наземные войска обнаруживали его обломки и тем самым подтверждали воздушную победу.

У немцев же, как, впрочем, и у американцев, подтверждения наземных войск не требовалось. Летчик мог прилететь и доложить: «Я сбил самолет». Главное, чтобы кинопулемет зафиксировал хотя бы попадание пуль и снарядов в цель. Иногда это позволяло набрать массу «очков». Известно, что в ходе «Битвы за Англию» немцы заявили о 3050 сбитых британских самолетах, в то время как англичане реально потеряли только 910.

Отсюда следует сделать вывод: нашим летчикам засчитывались реально сбитые самолеты. Немцам — воздушные победы, порой даже не приводящие к уничтожению вражеского самолета. И зачастую победы эти были мифическими.


Это сообщение отредактировал Lelik72RUS - 10.12.2016 - 15:39
 
[^]
скунс2222
10.12.2016 - 15:47
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.02.15
Сообщений: 1238
Число побед немецких асов надо делить на 2, а то и на 3. Но все равно цифры впечатляют. Надо сказать, что многие асы относились к воздушным боям как к спорту, то есть не ввязывались в свалку, а сбивали одиночные, отставшие, подбитые самолеты. Действовали, короче, как свободные охотники. И тут вступают в действие два важных обстоятельства.
1 Поле битвы выбираешь ты, обычно это воздушная засада.
2 Раз ты один, то никто не опровергнет твою победу
п.с. да, еще младшие, до определенного момента, отдавали своих сбитых старшим, такая вот "дедовщина"
 
[^]
Trianon
10.12.2016 - 16:46
12
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 13.12.15
Сообщений: 479
Так полагаю, этот "эффективный менеджмент" в выполнением-перевыполнением "персональных планов" по фрагам и сыграл с фашистами злую шутку. Пока они там такие красивые, на красивых самолетах делали себе личные счета, - наши бомберы крошили их объекты. И никто никакими трындюлями не мог донести до лыцарей неба, что их первая обязанность - не допустить бомберы до объекта, а не устраивать персональные поединки для щекотания чувств. Всё, как сейчас бывает в бизнесе - у всех вице-президентов по направлениям - рост в 100500%, премии и бонусы, но компания почему-то загибается...
 
[^]
KROVLJ
10.12.2016 - 16:56
4
Статус: Offline


Тушили правильно, сгорело полностью!

Регистрация: 6.07.13
Сообщений: 33159
Интересная информация про упоминаемого в статье Героя Советского Союза Фёдора Захаровича Калугина


Фёдор Калугин родился в 1920 году в деревне Знаменье Знаменского района Орловской области в семье крестьянина. В 1928 году семья Калугиных переехала в Тулу. Здесь Фёдор учился в 20-й средней школе, затем окончил Тульский аэроклуб и Качинское лётное училище. С 1939 года он в рядах Красной Армии.

Великая Отечественная война застала его на западной границе, в одной из авиационных частей. В боях с немецко - фашистскими захватчиками Фёдор Калугин участвовал с первых и до последних дней войны. От рядового лётчика до штурмана авиационного полка - таков его боевой путь.

Летая на истребителе И-16, совершил 105 боевых вылетов, 27 штурмовок, сбил лично 1 и в группе 2 самолёта противника.

Первым орденом Красного Знамени он был награждён 25 Мая 1942 года за героические подвиги в сражениях под Смоленском и Москвой. Но более всего запомнились Калугину бои 1941 года, когда он участвовал в ликвидации вражеской группировки под Ельней. По 5 - 6 раз тогда вылетал на штурмовку: только на аэродроме Боровское уничтожил вместе со своими товарищами 15 фашистских самолётов.

С Июля 1942 года он сражался в рядах уже 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка, вооружённого самолётами Як-1.

14 Августа 1942 года, вылетев в паре с Героем Советского Союза А. Л. Приказчиковым, он обнаружил движение главных сил танков и мотопехоты противника в районе Боксаненок на Северном Кавказе. Наведённые Калугиным самолёты 4-й Воздушной армии разгромили колонну врага. Тем временем наши части перегруппировались и заняли оборону на реке Терек.

20 и 23 Августа 1943 года в районе Моздока он сбил 2 особенно досаждавших пехоте корректировщика артогня - FW-189. В последнем бою и его самолёт был подбит, он был вынужден приземлиться в расположении войск противника. Калугин сжёг свой истребитель, сумел скрыться от преследования и через 4 дня, перейдя линию фронта и преодолев реку Терек, вернулся в родную часть.

Вот что пишет в своих воспоминаниях известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Василий Васильевич Исаев, служивший в 42-м Гвардейском полку вместе с Фёдором Калугиным:

"...Наши товарищи, оставшиеся на аэродроме, увидели в небе разведчик - корректировщик FW-189, окрещённый летчиками за двойной фюзеляж "рамой". Крадучись, разведчик шёл с запада на высоте 2000 метров курсом на Моздок. Дай "раме" благополучно уйти, и серьёзных неприятностей не оберёшься: жди после неё появления в воздухе вражеских самолётов, имеющих уточнённые разведчиком данные для бомбометания.

Вблизи города немецкий самолёт развернулся вправо. Пользуясь отсутствием в воздухе советских истребителей, он начал петлять над нашим аэродромом. Всё ясно: "рама" решила произвести обстоятельную воздушную разведку. В воздухе над аэродромом патрулировал единственный "Як", остальные ушли громить фашистскую мотопехоту. Да и на этом самолёте Лейтенант Ф. Калугин проверял новый мотор. В довершение всего, на машине не было рации. Но "раму" ни в коем случае нельзя было отпустить подобру - поздорову.

Калугин пилотировал свой самолёт на высоте 3000 метров. "Рама" шла на 1000 метров ниже. Это создавало "Яку" выигрышное положение для атаки. Однако Калугин, увлекшись испытанием машины, всё ещё не видел противника. По тому, как нагло вёл себя противник, продолжавший летать над нашим аэродромом, можно было предположить, что и фашист не замечает Калугина.

Задрав головы, все, кто был на аэродроме, не жалея глоток, взволнованно кричали в небо, будто Калугин мог их услышать:

- Да атакуй же, наконец, Калугин, эту чёртову "раму". Уйдёт же, проклятая !

Подполковник Я. А. Курбатов недолго наблюдал за этой картиной. Бросив сквозь зубы несколько крепких слов в адрес ничего не ведавшего Феди Калугина, он приказал поднять в воздух второй "Як", оказавшийся у капонира.

- Разрешите, товарищ Подполковник, выполнять боевую задачу ? - буквально взмолился один из опытнейших лётчиков полка Герой Советского Союза Михаил Михайлович Осипов, в группе с которым мне много раз доводилось сражаться с фашистскими истребителями. - Позвольте показать этой самой "раме", где раки зимуют !

Курбатов поощрительно кивнул головой:

- Давай, Миша, показывай !

Не успел Осипов запустить мотор и устремиться ввысь, как на аэродроме послышались дружные аплодисменты и восторженные возгласы:

- Молодец, Калугин ! Врежь ему, Федя, чтоб знал наших !

Показавшись из-за жидкого облачка, "Як" Калугина стремительно шёл на сближение с "рамой". Фашист уклонился от боя, отвернув в сторону, стал уходить на запад. Пушки и пулемёты "Яка" ударили по "раме". Разведчик продолжал удирать. Калугин молниеносно развернул машину для новой атаки. Пытаясь оторваться от советского истребителя, фашистский лётчик до отказа выжал сектор газа. Но уйти от возмездия ему не удалось. К месту боя подоспел Михаил Осипов. Объятый огнём и дымом FW-189 врезался в землю неподалёку от нашего аэродрома.

Спустя недолгое время Лейтенант Фёдор Калугин сбил очередной фашистский самолёт. Это произошло в скоротечном, особенно хорошо запомнившемся мне воздушном бою неподалёку от Моздока, над населённым пунктом Шефатов. В том бою, течение 10 минут, Николай Наумчик, Иван Горбунов, Фёдор Калугин и я сбили каждый по одному "Мессеру".

В полку он дружил с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Ахмед - Ханом Канкошевым, кабардинцем по национальности. Как-то в беседе с ним Калугин вспомнил тот случай.

- Я всю жизнь буду помнить твой Терек, - сказал он.

Несколько дней пробирался он к своим. В одном селении старик в черкеске накормил его, дал гражданскую одежду и показал, как идти дальше. В казачьей станице до наступления темноты советского лётчика прятали в кузнице. С тех пор Калугин хранил в душе благодарность к землякам Канкошева, которые помогли ему выжить и добраться до своих.

В боях на Северо - Кавказском фронте лётчик одержал 9 личных и 1 групповую победу.

С Мая 1943 года Фёдор Калугин сражается с врагом на Киевском направлении. 28 Мая он в составе группы из 4 истребителей атаковал 60 вражеских бомбардировщиков, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В результате стремительных и дерзких атак советских лётчиков вражеские бомбардировщики были рассеяны, они беспорядочно сбросили бомбы и предпочли ретироваться.

К лету 1943 года Ф. 3. Калугин уже произвёл 252 боевых вылета, участвовал в 56 воздушных боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Став впоследствии штурманом 42-го ГвИАП ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) Гвардии капитан Ф. З. Калугин участвовал в освобождении Крыма, Белоруссии, братской Польши. Свой победный путь воздушный ас завершил в поверженной фашистской Германии. Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил около 350 успешных боевых вылетов, провёл более 80 воздушных боёв, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. ( Некоторые источники указывают на 21 личную и 6 групповых побед. )

После войны он окончил Военную академию и продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1962 года, уволившись в запас, жил и работал в городе Жуковском. Ветеран проводил большую военно - патриотическую работу среди молодёжи. Умер Ф. 3. Калугин в 1976 году.

Сейчас одна из улиц города названа именем отважного лётчика. В Мае 1980 года в память о Герое Советского Союза Ф. 3. Калугине на фасаде дома № 2 по улице, носящей его имя, установлена мемориальная доска


п / п Д а т а Сбитые
самолёты Место воздушного боя
( одержанной победы ) Свои
самолёты
1 18.05.1942 г. 1 Ме-109 Маяки И-16, МиГ-3,
Як-1, Як-7, Як-9.

2 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) Маяки
3 20.05.1942 г. 1 Ме-109 Студенок - Долгенькая
4 20.08.1942 г. 1 FW-189 Балтийский Рабочий
5 23.08.1942 г. 1 FW-189 Моздок
6 13.03.1943 г. 1 Ju-52 Запорожская
7 10.05.1943 г. 1 Ме-109 сев. Нижнебаканская
8 27.05.1943 г. 1 Ме-109 сев. Киевское
9 03.06.1943 г. 1 Ме-109 юж. Киевское
10 04.06.1943 г. 1 Ме-109 юж. Киевское
11 05.11.1943 г. 1 Не-111 ( в группе - 1 / 4 ) юго - зап. Керчь
12 13.11.1943 г. 1 Ju-87 зап. Керчь
13 21.11.1943 г. 1 Ju-87 Булчанск
14 1 Ме-109 Булчанск
15 27.11.1943 г. 1 Ме-109 зап. окр. Керчь
16 10.01.1944 г. 1 Ju-87 отм. 88,5 ( Крым )
17 12.01.1944 г. 1 Ме-109 сев. - вост. Тархан
18 27.01.1944 г. 1 FW-190 сев. Катерлез

Всего сбитых самолётов - 17 + 4 [ 16 + 2 ]; боевых вылетов - 340; воздушных боёв - 81.

На фото: Ф.З.Калугин в кабине своего И-16.

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
P376
10.12.2016 - 16:56
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Пропаганда работала, люфты были одним из любимых сюжетов.
Ну этого пузана все знают.

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
P376
10.12.2016 - 16:57
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Bundesarchiv_Bild_146-2006-0123, Adolf Galland тоже известный чел.

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
P376
10.12.2016 - 16:59
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Каммхубер. Генерал при Гитлере, тут уже генерал при Аденауэре. Основатель системы ПВО Рейха, создатель бундеслюфтваффе

Это сообщение отредактировал P376 - 10.12.2016 - 17:16

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 43812
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх