Курский «Маресьев» бил фашистов в крымском небе.Летчик-истребитель Иван Степанович Любимов – один из выдающихся асов Великой Отечественной войны. Воевал в небе над Крымом, участвовал в легендарной обороне Севастополя, освобождал Тамань, Черноморское побережье. Несмотря на то, что в одном из боев потерял ногу, летал с протезом, подобно легендарному Алексею Маресьеву.
9 октября 1941-го Любимов, Авдеев и еще несколько истребителей прикрывали группу советских бомбардировщиков. Те, отработав по вражескому аэродрому, возвращались домой. По дороге на хвост сели «Мессершмитты», силы были неравны – 1 к 5. «Любимов услышал сухой треск у правого борта кабины, второй с короткой вспышкой – за приборной доской, у мотора. Обожгло ногу, ударило мелкими осколками стекла в лицо, – пишет Авдеев. – Две вспышки, два попадания в самолет командира. «Запятые» – дымовые штрихи трассы – подбирались к моей машине. Я выскочил вправо и круто полез вверх перехватить противника на выходе из пикирования, но не успел. «Мессершмитты» вышли из атаки раньше, чем удалось развернуться в их сторону, и ушли с принижением на север».
Что последнее мелькнуло у Любимова перед глазами, это цифра «21» и нарисованный дракон, смотревший с вражеского фюзеляжа. Немцы пытались добить «Як» капитана, но Авдеев принял удар на себя, пошел в лобовую, и они спасовали. Любимов совершил вынужденную посадку.
«Я видел, как комэск выбрался из кабины, отстегнул парашют и направился, прихрамывая, к стоявшей рядом копне. Бензин в моих баках был на пределе, и надо было поспешить домой, чтобы быстрее выслать машину за командиром».
Дважды на Ивана Степановича заходили «мессеры», стреляли по нему, но попадали в подбитый самолет. Любимов приподнялся на руках, пополз и в этот момент увидел, что левой ноги ниже колена нет, из культи била кровь. Перетянув рану ремнем, лег рядом с колесами, туда и забросил ноги, чтобы хоть как-то остановить кровотечение.
На степь опускалась ночь, никто не шел на помощь, капитан провалился в сон. Очнулся от фырканья лошади, в горячке дважды выстрелил из пистолета в воздух, чтоб уж наверняка заметили и спасли. К раненому подошел мальчик с кобылой, он и отправился за помощью в ближайшую деревню.
– Не беспокойся, Степаныч, все в порядке, – говорил тот. – Вот тебя только подлечим...Любимов ждал отправки в Севастопольский госпиталь, с ним в землянке сидел полковой комиссар.
– Не утешай, Иван, – отозвался летчик. – Плохо мое дело. У меня же левой ноги нет. Хирург грозился и правую отрезать... Ваня, милый, как же я без авиации? На одной-то еще, а без двух куда? Умру, а вторую ногу резать не дам!
Севастопольский врач не питал надежд, говорил об ампутации: «Напрасно упрямитесь. Перебиты сухожилья, порваны сосуды, ступня начинена мельчайшими осколками, извлечь которые абсолютно невозможно. Начнется гангрена – отхватим до коленки».
К Любимову приехал комполка Павлов. Иван Степанович попросил его поговорить с доктором, пусть все-таки спасет ногу – курянин не видел себя без неба. Тем более, в конце октября началась оборона Севастополя, родной полк нес потери, каждый пилот был на счету. Командир обратился к врачу, тот не ручался за позитивный исход. Тем не менее операция прошла успешно.
Пришлось полежать еще несколько месяцев, после длительное время привыкать к протезу. Любимов не сидел на месте, ежедневно наматывал пешком по 10 километров, крутил педали на велосипеде. Через девять месяцев вернулся в родной полк.
Сослуживцы встретили тепло, начальство же решило проверить, сможет ли капитан летать. Курянин трижды поднялся в воздух, сделал несколько «бочек», «штопор», бросил истребитель в пике, потом спокойно посадил машину. Все как обычно, будто бы и не было травмы.
В тот же день пришла шифрограмма от командующего ВВС: «Поздравляю Любимова с возвращением в строй», а следом и вторая, в которой сообщалось, что Ивану Степановичу присвоено звание майора. Вновь он был в строю, каждый раз рвался в бой наравне с рядовыми пилотами. Как-то разведка заметила два вражеских истребителя неподалеку от Новороссийска. Вылетела группа Любимова.
«Даю сигнал к атаке, – приводит слова Ивана Степановича курский журналист Михаил Лейбельман. – Гляжу и не верю своим глазам: на фюзеляже «мессера» – дракон. И цифра 21! Старый знакомый! Иду на встречных курсах. Нажимать на гашетку не спешу – жду более выгодного момента. Первым открывает огонь немец. Я предусмотрительно даю педаль вперед, и белые шнуры проходят стороной».
Контратака, самолет фрица загорелся и устремился к земле...
Гвардии подполковник И. С. Любимов благодарит техника за сконструированные им ручные тормоза и управление на американском истребителе "Аэрокобра". Июль 1943 года.
Это сообщение отредактировал blackdrv - 11.12.2016 - 11:29