Айсберг или оверкиль?
"Это судно - наше новое приобретение, и это был первый рейс "Дальнего Востока" в нашей компании, - сообщил представитель судовладельца. - В декабре судно прошло основательный техосмотр. 3 января траулер вышел в рейс и 1 мая должен был вернуться в порт".
По словам менеджера, за время, проведенное в рейсе, экипаж выходил на связь практически каждый день и ни о каких проблемах не докладывал.
Однако друг погибшего капитана Александра Притоцкого и сам бывший сахалинский рыбак Владимир Бочагов в интервью изданию "Комсомольская правда" утверждал, что "Дальний Восток" находился в плохом состоянии.
Технические данные траулера проекта 1288
Назначение судна: - лов рыбы донным и разноглубинным тралами; переработка рыбы в мороженую продукцию; выработка консервов из печени трески и полуфабриката медицинского жира; переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку и технический жир; хранение и передача вырабатываемой продукции на транспортные рефрижераторы или транспортировка в порт
Длина: 103.7 м
Ширина: 16 м
Высота от ватерлинии до верхней палубы:10,2 м
Средняя осадка: 5.87 м
Водоизмещение: 5720 тонн
Двигатели: 2 дизеля общей мощностью 7000 лошадиных сил
Суточная производительность: 60 тонн мороженой рыбы, 6000 банок консервов, 35 тонн рыбной муки, 2,4 тонны рыбьего жира
Скорость: 16 узлов
Скорость при тралении: 3,8-5,2 узла
Экипаж: 94 человека
район плавания: неограниченный
"Он [капитан] звонил мне 23 февраля и жаловался, что на судне полная разруха, оно еле-еле работает. Корабль пришел в район вылова недоремонтированным. Экипаж собран с миру по нитке", - сказал Бочагов.
"Рассматриваются все возможные версии крушения траулера. На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения", - заявил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Под препятствием, очевидно, подразумевается, плавающий лед.
Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Камчатского края Сергей Хабаров высказал иное предположение.
"По предварительным данным, произошел оверкиль [опрокидывание судна] в результате подъема трала с рыбопродукцией на верхнюю палубу", - заявил он в ходе селекторного совещания.
Аналогичной точки зрения придерживается временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко.
"Произошло нарушение балансировки судна во время перегруза, что привело к внезапному переворачиванию и не позволило даже подать сигнал SOS", - сказал он в эфире телеканала "Россия 24".
Вес полного трала составляет около 100 тонн.
По словам Василия Вельмескина, генерального директора рыбопромышленной компании "Пиленга", чьи суда участвовали в спасательной операции, второй механик "Дальнего Востока" тоже назвал причиной катастрофы неудачный подъем трала.
"Второй механик говорил членам нашего экипажа, что льда не было. Судно было нагружено 1150 тоннами рыбной продукции. Топлива всего было тонн 50. А это потеря устойчивости. Погода была свежая, ветер 10-15 метров в секунду, волна метра три. Судно легло на борт, вода хлынула в машинное отделение. Генераторы встали. Часть плотов при таком крене не удалось раскрыть", - пересказал Вельмескин свидетельство очевидца.
Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский склонен полагать, что "Дальний Восток" все-таки разделил судьбу "Титаника".
"Я бы пока даже не рассматривал версию, что капитан якобы ошибся, выбирая трал. Эти пароходы достаточно устойчивые, чтобы не утонуть от выборки трала, даже если там была какая-то ошибочная вещь произведена. А вот столкновение со льдиной - вещь достаточно распространенная, вполне реальная и по сезону, и по месту нахождения судна", - заявил он корреспонденту "КП".
Многолюдье на борту
Больше всего вопросов пока вызывает то обстоятельство, что на борту траулера находились 132 человека, тогда как штатный экипаж БАТМ составляет 94 человека, и именно столько, согласно техническому описанию, имеется спальных мест в каютах.
"Удивляет, что на "Дальнем Востоке" было так много людей. Ведь 100 человек на БАТМе - это уже плотно", - указывает Василий Вельмескин.
"Согласно судовой роли, когда судно выходило из Владивостока, на нем находилось 56 человек. Всего должно быть не более 112 человек", - высказал аналогичную мысль в эфире "Русской службы новостей" руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
В сообщении МЧС, которое цитируют информагентства, говорится о 78 членах экипажа, включенных в судовую роль, и 54 пассажирах. Какие пассажиры могут быть на промысловом корабле? При этом их количество точно совпадает с числом иностранцев.
Согласно опубликованному списку, россияне, украинцы и латвийцы в основном были судовыми специалистами, мотористами и матросами, а граждане Бирмы и Вануату все как один числились "технологами-консультантами".
Наем для обработки рыбы большого количества низкооплачиваемого персонала из стран Юго-Восточной Азии, который российские моряки называют "малайцами" - обычная практика, говорят отраслевые эксперты.
"Такое обычно происходит в компаниях, которые экономят на зарплатах, так как малайцам платят немного. Вот и набирают. Некоторые судовладельцы, увы, на такое идут", – говорит Вельмескин.