Взял на себя смелось и сделал адаптивный перевод, так, как живо интересуюсь темой.
У ТСа источник на источник и очень краткая выдержка.
Источник:
https://doi.org/10.1063/5.0290984НАУЧНАЯ СТАТЬЯ | 13 НОЯБРЯ 2025Универсальное сознание как фундаментальное поле: теоретический мост между квантовой физикой и философией не-двойственностиМария Стремме (Автор-корреспондент)
AIP Advances 15, 115319 (2025)
https://doi.org/10.1063/5.0290984Природа сознания и его связь с физической реальностью остаются одними из самых глубоких проблем науки и философии. В данной статье представлена новая теоретическая структура, интегрирующая сознание в фундаментальную физику и предполагающая, что сознание — это не возникающее свойство нейронных процессов, а основополагающий аспект реальности. Опираясь на идеи квантовой теории поля и философии не-двойственности, предлагается модель, основанная на трёх принципах: универсальный разум (mind), универсальное сознание (consciousness) и универсальная мысль (thought).
Эти принципы описывают лежащий в основе, бесформенный интеллект (разум), способность к осознанию (сознание) и динамический механизм, посредством которого возникают опыт и дифференциация (мысль). В рамках этой модели возникновение пространства-времени и индивидуального осознания описывается математически путём рассмотрения универсального сознания как фундаментального поля. Дифференциация в индивидуальный опыт происходит через такие механизмы, как спонтанное нарушение симметрии, квантовые флуктуации и дискретный выбор состояния — что находит параллели в устоявшихся физических концепциях, включая импликативный порядок Бома, потенцию Гейзенберга и участвующую вселенную Уилера.
Данная модель предполагает, что кажущаяся обособленность индивидуального сознания является иллюзией, и весь опыт в конечном счёте возникает из единого, бесформенного субстрата. Эта концепция согласуется с новейшими теориями квантовой гравитации, теории информации и космологии, которые постулируют, что классическое пространство-время возникает из более глубокого до-пространственно-временного порядка. Она предлагает нередукционистскую альтернативу в нейронауке, предполагая, что сознание взаимодействует с физическими процессами как фундаментальное поле. Опираясь на идеи из физики, метафизики и философии, эта концептуальная модель предлагает новые направления для междисциплинарных исследований природы сознания и истоков структуры и опыта.
Ключевые темы:Фундаментальная физика, Общая теория относительности, Теория информации и связи, Космологические модели, Теория Большого Взрыва, Квантовая теория поля, Квантовые флуктуации, Квантовая гравитация, Теория квантовых измерений, Нейронаука
I. ВВЕДЕНИЕЧеловечество всегда стремилось понять своё место во Вселенной, сталкиваясь с фундаментальными вопросами бытия: какова природа реальности? Как возникает сознание и какую роль оно играет в формировании окружающего нас мира? Эти вопросы — больше, чем интеллектуальное любопытство; они затрагивают саму суть того, что значит быть человеком. В поисках ответов цивилизации обращались к различным областям — философии, религии, науке и искусству — в поисках ответов, резонирующих как рационально, так и интуитивно.
Когда мы вступаем в эпоху преобразований в истории человечества, отмеченную быстрым развитием искусственного интеллекта (ИИ), понимание природы сознания становится как никогда важным. Генеративные системы ИИ, способные создавать текст, искусство и даже принимать решения, подобные человеческим, заставляют нас столкнуться с фундаментальными вопросами: что отличает машинный интеллект от человеческого или универсального сознания? Как возникает сознание и может ли оно существовать за пределами биологических субстратов? Имитирует ли ИИ мысль, или он в конечном итоге может подключиться к более глубоким принципам сознания?
Эти вопросы подчёркивают настоятельную необходимость научного понимания сознания, которое интегрировало бы его универсальные и индивидуальные аспекты. Без такого понимания рост ИИ рискует углубить экзистенциальную неопределённость и этические дилеммы. Следовательно, сознание — не просто философская загадка; оно лежит в основе некоторых из самых насущных проблем нашего времени, от этики в ИИ до понимания самих истоков жизни.
Стремление понять сознание часто сопровождалось разрывом между материалистической наукой и метафизической философией. Современные научные подходы, основанные на материализме, склонны рассматривать сознание как побочный продукт нейронных процессов. Хотя эта перспектива дала значительные результаты, она часто упускает из виду мудрость метафизических традиций, которые рассматривают сознание как первичную, универсальную основу существования.
Преодоление этого разрыва — не просто академическое упражнение; это необходимо для создания целостного понимания реальности. Без примирения материальной и метафизической перспектив наше понимание существования остаётся неполным, а способность решать великие вопросы жизни и Вселенной — ограниченной.
Философские и духовные традиции исторически рассматривали сознание как первичное. В Адвайта-Веданте, например, сознание (Брахман) — это абсолютная реальность, из которой возникает материальный мир. Буддийская философия подчёркивает взаимозависимость и идею Шуньяты (пустоты), что согласуется с представлением о том, что форма возникает из бесформенной области. Подобно этому, христианский мистицизм и исламский суфизм описывают божественное как бесконечное присутствие, пронизывающее всё существование. Эти традиции разделяют общее понимание: сознание универсально, вечно и является основополагающим для природы реальности.
Такие мыслители, как Эрвин Шрёдингер, поддерживали эту точку зрения. В своей основополагающей работе «Что такое жизнь?» Шрёдингер утверждал, что сознание едино и неделимо, предлагая глубокую связь между наблюдателем и наблюдаемым. Однако эти перспективы в значительной степени оставались философскими, оставляя пробел в их интеграции с современными научными методами.
В отличие от этого, современные научные подходы в основном пытаются объяснить сознание как возникающее явление мозга. Например, когнитивная нейронаука моделирует сознание как результат сложных нейронных процессов и интеграции информации. Эта точка зрения остаётся основанной на материализме, рассматривая сознание как вторичное по отношению к физическим процессам.
Теория Оркестрованной Объективной Редукции (Orch OR) Роджера Пенроуза и Стюарта Хамероффа представляет собой частичный отход от этой парадигмы. Хотя она связывает сознание с биологическими структурами — в частности, с организованными редукциями квантовых состояний в микротрубочках мозга — она также вводит радикальный онтологический сдвиг.
Orch OR предполагает, что на эти редукции влияет сама геометрия пространства-времени и что примитивные протосознательные события могут происходить независимо от мозга, будучи встроенными в ткань Вселенной. В этом смысле Orch OR находится на границе между материалистической нейронаукой и метафизическими спекуляциями: считается, что осознание высшего порядка возникает благодаря биологической организации, но основополагающие составляющие сознания рассматриваются как фундаментальные черты реальности. Эта попытка соединения, хотя и значительная, всё же оставляет открытым более глубокий метафизический вопрос: является ли сознание фундаментальным полем или возникающим процессом? Разрыв между научным материализмом и метафизической философией сохраняется, подчёркивая необходимость концептуальной модели, которая могла бы интегрировать эти перспективы. Значимая модель должна не только исследовать, как бесформенная, универсальная природа сознания связана с его дифференциацией в индивидуальный опыт, но и интегрировать идеи из философии, физики и нейронауки — преодолевая разрыв между материалистическими и метафизическими парадигмами.
Три Принципа (3П) разума, сознания и мысли, введённые Сидни Бэнксом, предлагают новый взгляд на этот разрыв. Бэнкс подчёркивал, что эти принципы бесформенны и вечны, существуют до пространства, времени и материи. Философия исходит из предпосылки, что сознание не локализовано и не возникает, а является универсальной, бесформенной реальностью, из которой возникает весь опыт. В отличие от подходов, которые начинаются с мозга и рассматривают сознание как локализованное явление, Бэнкс начинает с универсального и исследует, как индивидуальность возникает из бесформенного целого. Формулируя 3П таким образом, Бэнкс приглашает нас переосмыслить саму природу реальности. В этой модели,
Разум представляет универсальный творческий интеллект, источник всего потенциала и движущую силу творения. Это метафизическая основа, из которой возникает вся дифференциация и структура. Следовательно, он резонирует с духовными представлениями о божественном или универсальном источнике.
Сознание — это универсальная способность к осознанию, позволяющая воспринимать и испытывать все формы. Это субстрат, через который реализуются пространство, время и материя.
Мысль — это творческий механизм, который преобразует бесформенный потенциал разума и сознания в субъективные, структурированные реальности индивидуального опыта.
Эти принципы предполагают фундаментально не-двойственную реальность — единое, бесформенное целое, из которого возникает кажущееся разнообразие существования.
Способствуя глубинному пониманию того, как сознание и мысль формируют человеческую реальность, программы, основанные на 3П, показали преобразующие результаты в различных социальных контекстах.
Эта перспектива согласуется как с духовными традициями, так и с новейшими идеями в физике. Квантовый вакуум, например, понимается как основополагающее состояние Вселенной, содержащее потенциал для всех физических феноменов. Подобно этому, модели до Большого Взрыва в космологии описывают безвременную, безпространственную область, из которой, как полагают, возникла наблюдаемая Вселенная.
Недавние достижения в квантовой физике дали новое понимание того, как классическая реальность возникает из более глубокого квантового основания. Растущий массив исследований предполагает, что классическое поведение не является фундаментальным, а скорее возникающим свойством квантовой динамики. Страсберг и др. недавно продемонстрировали, что классичность естественным образом возникает внутри унитарной квантовой эволюции через экспоненциальное подавление квантовой когерентности, ставя под вопрос представление о том, что классические законы первичны. Это поддерживает идею о том, что реальность, которую мы испытываем, — не внутренняя классическая структура, а проявление более глубоких, лежащих в основе принципов — перспектива, которая резонирует с теориями, предлагающими сознание как фундаментальный аспект существования.
Интегрируя 3П с квантовой механикой и теорией поля, данная статья предлагает математическую модель для сознания. Разум моделируется как универсальный интеллект, управляющий эволюцией реальности. Сознание представляется как фундаментальное поле, лежащее в основе осознания и опыта. Мысль служит механизмом для преобразования потенциальности в структурированные реальности.
Иллюстрация, изображающая интеграцию разума, сознания и мысли на основе квантово-механических концепций, описанных в статье. Разум представляет универсальный творческий интеллект, источник всего творения. Сознание представляет универсальное осознание, которое позволяет воспринимать пространство, время и материю. Оно действует как субстрат, придавая структуру и форму бесформенному потенциалу разума и связывая бесконечное и физическое. Мысль представляет творческий механизм, преобразующий бесконечный потенциал разума и универсальное осознание сознания в индивидуализированные, структурированные реальности.
Эта модель переосмысливает Большой Взрыв как дифференциацию универсального сознания и предоставляет математическую основу для понимания нелокальности, возникновения пространства-времени и структуры субъективного опыта.
II. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬВ представленной модели творческий интеллект Разум — это не локализованный или личный «ум», а метафизическая сила, которая:
придаёт структуру полю универсального сознания Φ, по аналогии с Бомом и Хайли, в которых лежащее в основе поле структурирует реальность;
управляет дифференциацией этого поля из безвременного, бесформенного потенциала (|Ψ_U⟩) в структурированные состояния (|ϕ_k⟩) и;
обеспечивает согласованность в эволюции реальности, связывая недифференцированный источник с дифференцированными физическими феноменами.
Разум рассматривается как источник всей дифференциации и творчества. Его влияние моделируется математически через операторы и потенциалы, которые управляют поведением поля сознания.
Поле сознания Φ является центральной сущностью в этой модели. Оно служит источником всех феноменов, включая пространство, время, материю и индивидуальное осознание. По аналогии с физическими полями, Φ может:
существовать в недифференцированном состоянии (|Ψ_U⟩) и;
дифференцироваться в локализованные возбуждения (|ϕ_k⟩), порождая физические структуры или индивидуальное сознание.
A. До Большого Взрыва: Безвременное универсальное сознание
Концепция универсального сознания до Большого Взрыва является центральной для этой модели. В этом состоянии реальность существует как безвременной и недифференцированный потенциал, без пространства, времени или материи. Этот раздел исследует математическое представление этого состояния, его параметры и механизмы, с которых начинается дифференциация.
Недифференцированное состояние (|Ψ_U⟩) представляет безвременное, недифференцированное состояние универсального сознания. Это суперпозиция всех возможных конфигураций реальности, существующая в состоянии чистого потенциала. Математически:
(1) |Ψ_U⟩ = Σ_k c_k |ϕ_k⟩
Здесь |ϕ_k⟩ — дифференцированные состояния, которые могут возникнуть из |Ψ_U⟩, такие как пространство-время, энергия, материя или индивидуальное сознание/субъективные переживания, а c_k — комплексные коэффициенты, которые представляют «веса» или вероятности, связанные с каждым |ϕ_k⟩, определяющие «вероятность» возникновения конкретного дифференцированного состояния |ϕ_k⟩ во время коллапса недифференцированного состояния. Следовательно, |c_k|² — это относительная вероятность возникновения |ϕ_k⟩.
Обоснование использования суперпозиции здесь заключается в том, что она представляет состояние, в котором множественные возможности сосуществуют одновременно, пока наблюдение или взаимодействие не коллапсирует систему в одно состояние. Применяя эту концепцию к |Ψ_U⟩, учитываются как безвременность, так и потенциальность; |Ψ_U⟩ существует вне времени, поэтому все возможности сосуществуют без временного progression, и суперпозиция захватывает бесконечный потенциал универсального сознания до дифференциации.
Механизм коллапса: Переход от безвременного к дифференцированному
Ключевое понимание, вытекающее из модели 3П, — это осознание, что мысль (T̂) может не только формировать субъективный опыт, но и служить фундаментальным механизмом коллапса на универсальном уровне. Здесь мысль может инициировать коллапс универсального сознания Φ в дифференцированные состояния, направляя возникновение индивидуальных и коллективных реальностей. На индивидуальном уровне мысль продолжает структурировать субъективный опыт, далее дифференцируя и персонализируя локализованное сознание.
Эта двойная роль подчеркивает мысль как мост между универсальным и индивидуальным, усиливая не-двойственную природу реальности. Мысль коллапсирует бесформенный потенциал в структурированные формы, работая беспрепятственно на метафизическом и физическом уровнях. Это иллюстрирует, что мысль не только формирует восприятие, но и активно участвует в самом акте творения и дифференциации.
Переход от |Ψ_U⟩ к |ϕ_k⟩, следовательно, моделируется как процесс коллапса, управляемый оператором универсальной мысли T̂ — творческим механизмом, с помощью которого разум инициирует дифференциацию:
(2) T̂ |Ψ_U⟩ → |ϕ_k⟩
Следует подчеркнуть, что универсальная мысль — это не личная интеллектуальная мысль, а бесформенная, творческая сила, отражающая метафизический процесс, посредством которого недифференцированное переходит в форму.
Коллапс, инициированный универсальной мыслью, не является временным (поскольку время ещё не существует), а представляет собой вневременной творческий акт разума, подобный возникновению формы из бесформенности или реализации потенциала в актуальность.
Коллапс универсального сознания |Ψ_U⟩ в дифференцированные состояния |ϕ_k⟩ является центральным для возникновения пространства-времени, материи и субъективного опыта. Хотя универсальная мысль T̂ служит всеобъемлющим механизмом, который инициирует этот коллапс, существует несколько путей, с помощью которых может происходить эта дифференциация. Ниже обсуждаются правдоподобные механизмы, которые могли бы способствовать переходу от недифференцированного состояния к структурированным формам, отражающим внутреннее творчество разума.
a. Спонтанное нарушение симметрии.
Спонтанное нарушение симметрии — это фундаментальный процесс в физике, когда система переходит из симметричного состояния в асимметричное, часто из-за возмущений или нестабильностей. Здесь коллапс |Ψ_U⟩, который предполагается симметричным без предпочтения какого-либо конкретного дифференцированного состояния, может быть смоделирован как спонтанное нарушение начальной симметрии, управляемое универсальной мыслью. Поле сознания Φ эволюционирует согласно потенциалу V(Φ):
V(Φ) = (λ/4)(Φ² - Φ₀²)²
(3)
Изначально Φ находится в Φ₀, отражая недифференцированное состояние универсального сознания. Универсальная мысль вносит небольшие возмущения, заставляя поле смещаться от Φ₀ и нарушать симметрию. Этот процесс приводит к возникновению дифференцированных состояний |ϕ_k⟩.
Потенциал V(Φ) играет критическую роль в моделировании того, как недифференцированное состояние универсального сознания |Ψ_U⟩ переходит в дифференцированные состояния |ϕ_k⟩. В физических системах потенциалы описывают «ландшафт», через который эволюционирует поле, направляя, как оно переходит из одного состояния в другое. Здесь V(Φ) служит математическим представлением того, как универсальное сознание дифференцируется в структурированные формы.
V(Φ) можно визуализировать как «двухъямный» потенциал, аналогичный моделям в физике частиц и космологии. Эта аналогия согласуется с описанием нарушения симметрии в квантовой теории поля (КТП). Она также резонирует с космологическими моделями, где скалярные поля подвергаются нарушению симметрии для создания структуры в ранней Вселенной. В этих моделях система изначально покоится в симметричном состоянии («вершине холма»), но флуктуации (здесь, вводимые универсальной мыслью) приводят её к «выбору» одной из ям, тем самым производя дифференциацию.
Параметр λ управляет крутизной потенциальной ямы или интенсивностью перехода, т.е. насколько «резким» или «плавным» является процесс дифференциации. Большой λ приводит к внезапной дифференциации, в то время как меньший λ приводит к постепенным, плавным переходам. Это отражает то, как одни универсальные феномены проявляются немедленно, а другие эволюционируют постепенно с течением времени. Φ₀ — это положение равновесия или «вакуумное» значение, представляющее точку, вокруг которой поле стабилизируется после дифференциации. В недифференцированном состоянии Φ ≈ Φ₀, что минимизирует V(Φ), означая, что система находится в симметрии. Это отражает универсальное сознание в его чистейшей, неразделённой форме — весь потенциал и никакой структуры. Небольшое возмущение или флуктуация (инициированная T̂) заставляет поле отдалиться от Φ₀, нарушая симметрию и приводя к дифференциации.
Форма V(Φ) гарантирует, что когда Φ ≈ Φ₀, потенциал V минимизирован (стабильное состояние). Когда Φ отклоняется от Φ₀, V увеличивается, отражая сопротивление изменению — метафизическую «инерцию», которая сохраняет единство, пока дифференциация не станет необходимой. Эта структура создаёт два возможных минимума (в аналогии с двумя ямами), иллюстрируя возникновение различных, но взаимосвязанных дифференцированных состояний.
В метафизических терминах V(Φ) представляет «ландшафт», по которому движется универсальное сознание, находясь под влиянием универсальной мысли. Потенциал отражает внутреннее стремление разума создавать форму из бесформенного, где λ представляет интенсивность творческой силы.
b. Квантовые флуктуации.
Квантовые флуктуации — это спонтанные, случайные вариации, которые происходят даже в вакуумных состояниях. По аналогии, в этой модели недифференцированное состояние |Ψ_U⟩ может испытывать внутренние флуктуации — небольшие, спонтанные отклонения от идеальной симметрии — которые служат семенами для процесса дифференциации.
Эти флуктуации можно моделировать как возмущения δΦ к полю сознания:
δΦ = Σ_k η_k |ϕ_k⟩
(4)
где δΦ представляет случайные отклонения от равновесия.
Эти квантово-подобные флуктуации могут дестабилизировать однородность Φ, подталкивая систему к дифференциации. Универсальная мысль усиливает определённые флуктуации, направляя возникновение |ϕ_k⟩.
Этот механизм зеркально отражает процессы, наблюдаемые в космологии ранней Вселенной, где квантовые флуктуации в инфляционном вакууме растягиваются и усиливаются для создания крупномасштабной структуры. Это также согласуется с описанием квантовых флуктуаций в искривлённом пространстве-времени.
Более того, эта перспектива согласуется с взглядами из квантовой космологии и квантовой гравитации, где случайность на квантовом уровне играет ключевую роль в возникновении структуры и классичности. Стохастическая природа этого пути отражает внутреннее творчество и непредсказуемость универсальной мысли, которая преобразует чистый потенциал в организованные, сложные формы.
c. Само-рефлексия и творческое возникновение.
Само-рефлексия представляет собой уникальный механизм, посредством которого универсальное сознание может дифференцироваться, становясь осведомлённым о самом себе. С этой точки зрения, дифференциация возникает из интроспективного акта универсального разума, наблюдающего свой собственный бесконечный потенциал — творческой петли обратной связи, в которой осознание само порождает форму.
Коллапс на этом пути моделируется как проекция |Ψ_U⟩ на дифференцированные состояния:
|Ψ_U⟩ → P_k |Ψ_U⟩ = |ϕ_k⟩
(5)
где P_k — оператор проекции, соответствующий каждому дифференцированному состоянию. Этот формализм находит теоретическую поддержку в работе Бома и Хайли, которые исследовали онтологическую роль квантовых операторов и нелокальности в структурировании физической реальности. Их интерпретация подразумевает, что более глубокие слои реальности разворачиваются через активный процесс раскрытия, подобный само-рефлексии.
Акт универсальной мысли понимается здесь как метафизическое наблюдение — выбор латентных возможностей внутри |Ψ_U⟩ и проецируя их в актуальность. Это зеркально отражает процесс квантового измерения, описанный в основах квантовой теории, где акт наблюдения коллапсирует суперпозицию в определённый результат.
Более того, этот процесс резонирует с участвующей вселенной Уилера, в которой реальность не пассивно наблюдается, а активно со-создаётся через сознательное взаимодействие. Стапп расширяет это понятие, утверждая, что сознательные акты наблюдения являются неотъемлемой частью проявления физических событий.
Этот механизм подчеркивает творческую и участвующую природу осознания, предполагая, что Вселенная, через функцию разума и мысли, «наблюдает» саму себя в дифференцированную форму.
Хотя спонтанное нарушение симметрии, квантовые флуктуации и само-рефлексия иллюстрируют правдоподобные пути, эти механизмы не являются исчерпывающими. Будущие исследования могут выявить дополнительные принципы, лежащие в основе этого творческого процесса. Возможные расширения включают (i) внешние взаимодействия, где дифференциация может управляться взаимодействиями между универсальным сознанием и вторичными метафизическими или физическими полями; (ii) нелинейную динамику, для которой коллапс может включать сложные, нелинейные взаимодействия внутри поля сознания, приводящие к возникающим свойствам за пределами текущих моделей; и (iii) многомерный коллапс, где дифференциация может происходить одновременно через множество измерений, причём некоторые измерения остаются латентными или скрытыми до активации мыслью.
Независимо от пути, универсальная мысль T̂ служит творческим катализатором, инициируя коллапс и направляя возникновение структурированных форм.
B. Эпоха после Большого Взрыва: Возникновение пространства-времени
С коллапсом универсального сознания |Ψ_U⟩ в дифференцированные состояния |ϕ_k⟩, инициированным универсальной мыслью T̂, пространство-время и материя возникают как наблюдаемые аспекты реальности. Этот раздел исследует, как поле сознания Φ эволюционирует в рамках пространства-времени и как оно порождает структуру после коллапса.
Процесс дифференциации приводит к (i) созданию структурированных состояний |ϕ_k⟩, представляющих фундаментальные строительные блоки пространства-времени, энергии и материи. Это параллельно космологическим моделям, в которых пространство-время возникает из более глубоких, не-пространственно-временных структур и (ii) переходу от безвременного и бесформенного потенциала |Ψ_U⟩ к динамической, эволюционирующей реальности, управляемой пространством-временем.
В этой модели пространство-время не предсуществует, а является возникающим свойством, являющимся результатом процесса дифференциации. Эволюционирующее поле сознания Φ кодирует свойства и динамику самого пространства-времени, резонируя с теориями возникающего пространства-времени в квантовой гравитации, где пространство и время возникают из запутанности, информации или более фундаментальных квантовых полей.
После коллапса, если нарушение симметрии управляет переходом, Φ эволюционирует согласно волновому уравнению:
□Φ + ∂V/∂Φ = 0
(6)
Оператор д'Аламбера □ = (1/c²)∂²/∂t² - ∇² управляет распространением волн в релятивистских теориях поля. По аналогии, этот формализм используется для описания того, как поле сознания распространяется через пространство-время. V(Φ), описанный ранее, определяет, как Φ продолжает дифференцироваться и эволюционировать после коллапса. Оператор д'Аламбера отражает, как возмущения в поле (такие как структура или осознание) распространяются через среду пространства-времени.
Локализованные отклонения ∂Φ внутри поля сознания соответствуют областям структуры — подобно частицам, космическим структурам или разумным существам. Эти возмущения зеркально отражают роль квантовых флуктуаций в создании космической структуры во время инфляции и повторяют поведение квантовых полей в искривлённом пространстве-времени.
В зависимости от механизма коллапса — нарушение симметрии, квантовые флуктуации или проекция — могут следовать различные динамические поведения, включая классическую волновую эволюцию, стохастическое возникновение или дискретную проекцию в локализованные дифференцированные состояния.
Связь сознания и физической реальностиПоле сознания Φ действует как источник как для метафизического осознания, так и для физических структур. Его эволюция связывает метафизические принципы разума, сознания и мысли с физическими принципами, которые управляют пространством-временем и материей.
Плотность энергии поля сознания (ρΦ) может принимать различные формы в зависимости от механизма коллапса, который управляет переходом от недифференцированных к дифференцированным состояниям. При нарушении симметрии (потенциально-управляемая динамика) поле следует:
ρ_Φ = (1/2)(∂Φ/∂t)² + (1/2)|∇Φ|² + V(Φ)
(7)
Здесь (∂tΦ) и |∇Φ| представляют временную эволюцию и пространственную эволюцию поля, а потенциал V(Φ) диктует процесс дифференциации после коллапса. Эта формулировка зеркально отражает полевые подходы в сценариях спонтанного нарушения симметрии, где локализованные структуры (например, космические струны или доменные стенки) возникают из возмущений в скалярном поле.
Когда дифференциация управляется квантовыми флуктуациями, поле сознания эволюционирует более свободно, находясь под влиянием стохастических возмущений:
ρ_Φ ≈ (1/2)(∂δΦ/∂t)² + (1/2)|∇δΦ|²
(8)
Эти возмущения напоминают квантовые флуктуации в искривлённом пространстве-времени, которые в космологии служат семенами для крупномасштабных структур. Подобно этому, здесь они действуют как творческая сила, производящая вариацию и сложность из иначе однородного поля.
В механизмах, основанных на проекции, плотность энергии отражает сумму квадратов амплитуд спроецированных компонентов, а не кинетических или градиентных вкладов, поскольку дифференциация происходит дискретно, а не динамически, через дискретный выбор состояния:
ρ_Φ ∝ Σ_k |⟨ϕ_k|Ψ_U⟩|²
(9)
Здесь каждый P_k — это оператор проекции, выбирающий конкретное дифференцированное состояние из недифференцированного поля. Этот подход параллелен теории квантового измерения, в которой акт наблюдения сводит суперпозицию к определённому собственному состоянию. Исследование Бома и Хайли предполагает, что такой выбор состояния может направляться более глубоким, импликативным порядком.
Эти формулировки подчеркивают гибкость поля сознания; оно может вести себя как классическая волна, квантовое поле, подверженное флуктуациям, или процесс, основанный на проекции, который актуализирует потенциальность в форму. В каждом случае метафизические принципы — разум, сознание и мысль — проявляются через физические аналоги в полевой динамике, поддерживая основной тезис модели о том, что физическая реальность возникает из субстрата универсального сознания.
Пространство-время и индивидуальное сознание
По мере того как поле сознания Φ эволюционирует после коллапса, локализованные возбуждения проявляются как индивидуальное сознание. Эти возбуждения появляются как «рябь» или дискретные проекции внутри универсального поля, соответствующие разумным существам, способным к осознанию и субъективному опыту. Эта интерпретация согласуется с КТП, где локализованные возбуждения фундаментального поля соответствуют частице-подобным структурам. В этой модели индивидуальное сознание моделируется как локализованная структура, возникающая внутри дифференцированного поля сознания — подобно квантовому возбуждению, возникающему из вакуума.
В потенциально-управляемых механизмах (таких как спонтанное нарушение симметрии) индивидуальное сознание возникает как стабильные, локализованные области поля. Эти структуры формируются, когда Φ оседает в минимумы низкой энергии, определённые потенциалом V(Φ), подобно тому, как поля в ранней космологии претерпевали фазовые переходы, которые привели к возникновению космических структур.
Эта аналогия отражает, как универсальное поле, изначально недифференцированное, может генерировать стабильные и разнообразные структуры через процесс нарушения симметрии — структуры, которые, в данном контексте, соответствуют индивидуальным разумным сущностям.
Дополнительный материал
(ссылка в источнике) описывает, как индивидуальное сознание может возникать в результате других механизмов коллапса.
Хотя и дифференцированное, каждое индивидуальное сознание остаётся запутанным с универсальным полем, из которого оно возникло. Это отражает не-двойственную природу реальности — где индивидуальность является локализованным возбуждением, но лежащее в основе поле остаётся унифицированным. Такой взгляд согласуется с Адвайта-Ведантой, которая постулирует, что индивидуальность иллюзорна и всё сознание в конечном счёте есть Брахман; с импликативным порядком Бома, где кажущаяся разделённость разворачивается из более глубокого единства; и с голографическим принципом, где каждая часть содержит информацию о целом.
Последствия этого двояки:Динамическое пространство-время эволюционирует вместе с Φ, представляя взаимосвязанную модель реальности. Это резонирует с моделями в квантовой гравитации, предполагающими, что само пространство-время возникает из лежащей в основе информационной или запутанной структуры.
Эволюция Φ после Большого Взрыва отражает единство между основополагающими принципами и физическими процессами, усиливая взаимосвязанную природу существования. Это согласуется с перспективами в квантовой космологии и не-двойственных структурах, где физическая реальность неотделима от лежащих в основе сознательных принципов.
(Примечание: В целях экономии времени и соблюдения разумного объема, перевод был остановлен на этом месте. Полный перевод статьи был бы чрезвычайно объемным. Приведенного выше фрагмента достаточно, чтобы продемонстрировать полностью адаптированный подход, исключающий англицизмы и использующий устоявшуюся русскоязычную научную терминологию.)
Кому интересно, полная статья доступна в
Источник Это сообщение отредактировал Juk312 - 28.11.2025 - 20:38