Оставлю здесь этот баянище:
В разгар братской помощи Афганистану, Советский союз не только вводил ограниченный контингент на территорию этой страны, брал дворец Амина, готовил их спецслужбы и зачищал кишлаки, но так же обучал гражданских и военных специалистов делая из них следователей.
Будущие следователи прибывали в союз, как правило, от сохи, были не обременены излишними знаниями, но были дисциплинированны, усидчивы и старательны.
Лекции читались через переводчика и иногда возникали весьма забавные ситуации.
Дальше от лица Юры.
- Итак, рассказываю курсантам о падении человеческого тела с высоты, для наглядности пишу формулу, что тело падает с ускорением 9,8 м/c2 .
Жду пока переводчик переведет, и иду дальше. Замечаю по лицам слушателей, что они что-то не понимают. Останавливаюсь, спрашиваю, есть ли вопросы.
Один из пуштунов тянет руку. Задает вопрос, показывая на свои часы. Переводчик переводит:
- О уважаемый преподаватель, тень аллаха на земле (весьма вольный перевод вежливого обращения к старшему) вот я имею часы. Я вижу на них секунду. Вот она прошла.
- Не может ли уважаемый преподаватель, показать мне на часах “ с2 - секунду в квадрате”
С беспокойством понимаю, что попал в сложную ситуацию. Не ответить на вопрос нельзя. Я преподаватель и не могу подорвать свой авторитет не ответив. Однако, как объяснить человеку, видевшему в своей жизни, осла, мотыгу и революцию, что такое математическая формула? Да и не просит он формулу. Он просит показать "секунду в квадрате" на циферблате. И без всякой издевки. Это действительно серьезный вопрос.
Это уже позже я понял, что восточные народы в основной своей массе лишены эвристического мышления. Они понимают факты. И в понимании пуштуна все незатейливо и просто. Если “шурави” имеет секунду в квадрате, то пусть он нам ее покажет.
Но делать что-то надо. Начинаю, объяснять. Рассказываю, как могу наглядно, о земном тяготении, говорю что ускорение свободного падения это, ускорение, которое имел бы центр тяжести любого тела при падении его на Землю с небольшой высоты в безвоздушном пространстве, потом, незаметно увлекшись, привожу в пример спутники, летающие вокруг земли т.е изо всех сил пытаюсь подготовить слушателя к последующему объяснению.
Вдруг на середине объяснения, пуштун вежливо благодарит, говорит, что ему все понятно, садится.
Удивлен, но вида не подаю. Заканчиваю лекцию. Вопросов больше нет. Через переводчика, прошу остаться курсанта задававшего вопрос о секунде.
Естественно, мне интересно, что же, собственно, он понял, если я даже не приступал к объяснениям.
Задаю вопрос и прошу пояснить, что он понял про “секунду в квадрате”.
Курсант внимательно вслушивается в речь переводчика, потом поворачивается ко мне и говорит.
- Уважаемый преподаватель, Вы объяснили мне все очень доходчиво и понятно:
Секунда в квадрате, это такая секунда, которая летает на спутнике!