Таганрогская трагедия: как советские лётчики по ошибке сели на немецкий аэродром

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) 1 [2] 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
adder38
9.05.2021 - 17:01
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Командир немецкого гарнизона генерал Рекнагель оказался относительно приличным человеком и приказал похоронить погибших лётчиков с почестями. Подробности их гибели реально не известны, но, видимо, было за что им почести отдавать. Обидно, что своё командование их никак посмертно не отметило. Это зря.
 
[^]
МорскаяМина
9.05.2021 - 17:11
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.15
Сообщений: 3837
Цитата (smpgmu @ 9.05.2021 - 16:28)
Цитата (Скользящий @ 15.02.2021 - 19:50)
не все немцы были паскудами, но и те кто придерживался воинского кодекса

На эту тему у Юрия Никулина, в его книге «Почти серьёзно», есть история. Как они (Никулин с товарищами) вечером возвращались с задания и встретили немцев, один из которых случайно, когда все разбежались по разные стороны дороги, попал к нашим бойцам. И наши и немцы уже вдоволь в этот день настрелялись, так наши выкинули этого солдата через дорогу к немцам и каждый пошёл в расположение своей части.
История необычная, но я почему-то верю ветерану Никулину, прошедшему и финскую, и Отечественную, от первого до последнего дня.

Опять недосказанность.
Эта история рассказывалась Никулиным в юмористическом плане, т.к. немец, когда его наши перекидывали, громко пустил ветры. И обе стороны заржали.
 
[^]
SteelThunder
9.05.2021 - 17:16
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.07.16
Сообщений: 13235
Почитайте книгу Пстыго лётчик герой, тоже интересно

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
KViGius
9.05.2021 - 17:56
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.10.19
Сообщений: 208
Это в книге А. И. Покрышкина было, давным давно. Там из-за разлива Кубани штурман запутался и привёл самолёты на другой аэродром, где немцы были.
Сам Як-1, по некоторым данным, сбил потом именно Покрышкин, когда в один день все полёты этого типа самолётов отменили, а потом этот Як попытался зайти в хвост Покрышкину.
Правда или нет, не знаю. В мемуарах Покрышкина есть о том, что Як немцев пытался его сбить.
 
[^]
adder38
9.05.2021 - 18:05
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
По мотивам этих событий была целая повесть написана. К сожалению, не помню ни названия, ни автора. Впрочем, для большего драматизма автор слегка отклонился от истины. Например, у него бомбардировщик бросил всю группу и улетел на дальний аэродром, куда остальные истребители не дотягивали. На самом деле "пешка" вроде бы всё же привела своих в Ростов.
 
[^]
KViGius
9.05.2021 - 18:30
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.10.19
Сообщений: 208
Цитата (KViGius @ 9.05.2021 - 17:56)
Это в книге А. И. Покрышкина было, давным давно. Там из-за разлива Кубани штурман запутался и привёл самолёты на другой аэродром, где немцы были.
Сам Як-1, по некоторым данным, сбил потом именно Покрышкин, когда в один день все полёты этого типа самолётов отменили, а потом этот Як попытался зайти в хвост Покрышкину.
Правда или нет, не знаю. В мемуарах Покрышкина есть о том, что Як немцев пытался его сбить.

Перепутал. Тогда П. П. Крюков запутался, с эскадрильей Фадеева, но там всё нормально было, они просто сели на другом аэродроме. Про Яки же дальше в книге:
"В дни, когда прибыло подкрепление, в небе над Таманским полуостровом царило затишье. Летчики нашего полка в основном прикрывали катера, когда те поутру возвращались из разведки. Ночные рейды моряков к северному побережью Азовского моря вызывали большой переполох во вражеском тылу. Мы искренне радовались успехам катерников, но прикрывать эти малые суда было довольно скучно.

В период непродолжительного затишья только один полет запомнился мне своей необычностью. Как-то Краев отозвал меня в сторону и, раскрыв карту, сказал:

— Полетите во главе восьмерки. Вот на этом аэродроме должен стоять наш ЯК. Надо его сжечь во что ни стало. Одна четверка будет подавлять зенитный огонь, другая — выполнять задачу.

— Есть уничтожить ЯКа,- ответил я, хотя такое задание меня крайне удивило. Как мог оказаться на вражеском аэродроме наш новенький истребитель? Командир, к сожалению, ничего не сказал об этом.

Прикрываясь облачностью, наша группа скрытно подошла к указанному пункту и выскочила на аэродром. Но на нем, к моему удивлению, вообще не оказалось никаких самолетов.

Когда я по возвращении доложил об этом Краеву, он сокрушенно заметил:

— Успели спрятать, черти. Теперь глядите в оба, немцы постараются использовать нашу машину.

Его предупреждение я воспринял со всей серьезностью. Ведь сам когда-то летал на "мессершмитте". Фашисты, конечно, не станут закрашивать звезды.

В тот же день, а точнее, вечером за ужином, я узнал, наконец, как попал наш самолет в руки противника. Случай этот невероятно нелепый и печальный. ЯКи летели на Кубань с Дальнего Востока. Каждую группу лидировал летчик, хорошо знающий прифронтовые аэродромы. Не долетая Ростова, одна группа попала в сплошную низкую облачность и сбилась с курса. Заметив внизу большой аэродром, летчики приняли его за ростовский и пошли на посадку. Когда два самолета уже приземлились, кто-то заметил на аэродроме немецкую автомашину с крестом и солдат. Группа прекратила посадку и ушла на свою территорию."
 
[^]
adder38
9.05.2021 - 18:40
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Цитата (KViGius @ 9.05.2021 - 18:30)
ЯКи летели на Кубань с Дальнего Востока. Каждую группу лидировал летчик, хорошо знающий прифронтовые аэродромы.

Пишут, что там никто и ничего толком не знал. Кое-чего немножко обычно знал один штурман в группе. Приказ маршала Новикова перечисляет косяки авиаторов и делает вывод:
Цитата
В корпусе и дивизиях вошло в систему при полетах в группе ориентироваться одному ведущему, все остальные штурманы представляют собою мертвый и неполезный груз.
Во всех этих безобразиях при перелете вина ложится и на самих истребителей, которые шли за лидером с завязанными глазами, но которые обязаны, были и каждый из них во всех случаях любого полета ориентироваться самостоятельно. И если бы истребители ориентировались в исключительно простом происходящем перелете, тогда бы не было никаких блужданий, потерь в людях и самолетах.
 
[^]
Yggdrasill
9.05.2021 - 18:43
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.19
Сообщений: 3759
Очень странная ремарка, что РОА запрещена в РФ, ведь ее символы повсюду.
 
[^]
KViGius
9.05.2021 - 18:44
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.10.19
Сообщений: 208
Цитата (adder38 @ 9.05.2021 - 18:40)
Цитата (KViGius @ 9.05.2021 - 18:30)
ЯКи летели на Кубань с Дальнего Востока. Каждую группу лидировал летчик, хорошо знающий прифронтовые аэродромы.

Пишут, что там никто и ничего толком не знал. Кое-чего немножко обычно знал один штурман в группе. Приказ маршала Новикова перечисляет косяки авиаторов и делает вывод:
Цитата
В корпусе и дивизиях вошло в систему при полетах в группе ориентироваться одному ведущему, все остальные штурманы представляют собою мертвый и неполезный груз.
Во всех этих безобразиях при перелете вина ложится и на самих истребителей, которые шли за лидером с завязанными глазами, но которые обязаны, были и каждый из них во всех случаях любого полета ориентироваться самостоятельно. И если бы истребители ориентировались в исключительно простом происходящем перелете, тогда бы не было никаких блужданий, потерь в людях и самолетах.

Так это мемуары. Может Покрышкин потом чего узнал, может просто в мемуарах по памяти добавил, кто его знает?
 
[^]
AndyMurray
9.05.2021 - 18:46
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.12.13
Сообщений: 350
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)
Цитата
в Таганроге как бы море...

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин. Единственное оправдание - зимой залив замерз и его засыпало снегом, равно, как и прилегающие поля. Но погода ведь нормальная была why.gif

Дело было 17 апреля, Залив этот в январе не всегда замерзает, а уж в апреле там купаться можно, юг всё таки, так что 17 апреля залив не мог замёрзнуть и поля вокруг Ростова не могли быть в снегу...
 
[^]
ENRIQUE
9.05.2021 - 18:54
0
Статус: Online


forever young

Регистрация: 9.12.05
Сообщений: 5374
Цитата (Reichstag @ 15.02.2021 - 17:30)
Горбачев опять предатель. Не родственник меченого случайно?

Какие вы все щедрые за чужой счёт. Особенно когда сидите на диванчике.
Человек попал в плен, и ему поставили выбор вилкой в глаз или в...раз. Лагеря с расстрелом, или переходи к нам в родную гавань, по крайне мере не расстреляем. Выбор в общем то очевиден.

Это сообщение отредактировал ENRIQUE - 9.05.2021 - 18:57
 
[^]
CutPaste
9.05.2021 - 18:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7034
Цитата (Tudum @ 15.02.2021 - 21:33)
Цитата (Скользящий @ 15.02.2021 - 19:50)
Цитата (ZmeyUA @ 15.02.2021 - 19:23)
Немцы оценили мужество советских летчиков и похоронили капитана Алексея Егорова и старшего лейтенанта Ивана Единархова на городском кладбище с воинскими почестями

не все немцы были паскудами, но и те кто придерживался воинского кодекса

А не могло быть такого, что летчики старой закалки уважительно относились к вражеским пилотам? Ну типа не добивали парашютистов сбитых самолетов и в том роде? Может традиции такие у летчиков

Немцы старой закалкали начали войну в 41 и сплошь и рядом расстреливали выпрыгнувших с парашютом или севших на вынужденную.

Выживший пилот вернется в часть и продолжит летать имея ценный опыт за плечами. Железку дадут новую, а вот опытные пилоты на пересчёт. Поэтому важно уничтожить именно пилота. И все это понимали.
 
[^]
adder38
9.05.2021 - 19:02
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Цитата (AndyMurray @ 9.05.2021 - 18:46)
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)
Цитата
в Таганроге как бы море...

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин. Единственное оправдание - зимой залив замерз и его засыпало снегом, равно, как и прилегающие поля. Но погода ведь нормальная была why.gif

Дело было 17 апреля, Залив этот в январе не всегда замерзает, а уж в апреле там купаться можно, юг всё таки, так что 17 апреля залив не мог замёрзнуть и поля вокруг Ростова не могли быть в снегу...

Говорят, что бывают штурманы, которые умеют пользоваться всякими навигационными штучками, и даже ночью как-то ориентируются.
 
[^]
CutPaste
9.05.2021 - 19:03
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7034
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин.

К примеру облачность или туман. Средств навигации нет. У Пе-2 может быть радиополукомпас, но насколько точно выставлена частота на нем и соответсвует ли передатчику на аэродроме проверяли только при вылете непосредственно с аэродрома.

Неоднократно возвращался в Питер самолетом, на финальном этапе когда снижается до низкой высоты. Очень часто пока в поле зрения не попадет скажем Нева или залив - хрен поймешь где ты. Внизу все серое - елки, да избушки.
 
[^]
CutPaste
9.05.2021 - 19:12
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7034
Цитата (adder38 @ 9.05.2021 - 19:02)

Говорят, что бывают штурманы, которые умеют пользоваться всякими навигационными штучками, и даже ночью как-то ориентируются.

Часы, скорость, курс. Если есть точные наземные ориентиры - отлично. Если ориентиров не видно, а скажем есть попутный ветер то внезапно можно за то же расчетное время улететь дальше километров на 40.

А "всякие штучки" в те годы - радиополукомпас который хорошо если есть, ещё лучше если работает и просто отлично если аэродром назначения оборудован приводной радиостанцией. Или скажем противник не врубил свой передатчик на той же частоте чисто по приколу.
 
[^]
AndyMurray
9.05.2021 - 19:32
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.12.13
Сообщений: 350
Цитата (CutPaste @ 9.05.2021 - 19:03)
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин.

К примеру облачность или туман. Средств навигации нет. У Пе-2 может быть радиополукомпас, но насколько точно выставлена частота на нем и соответсвует ли передатчику на аэродроме проверяли только при вылете непосредственно с аэродрома.

Неоднократно возвращался в Питер самолетом, на финальном этапе когда снижается до низкой высоты. Очень часто пока в поле зрения не попадет скажем Нева или залив - хрен поймешь где ты. Внизу все серое - елки, да избушки.

Радиокомпас ? что то я не слышал что бы аналог VOR навигации использовали в войну, помоему там летали только визуально ну и по штурманскому расчёту., хотя этот момент нужно проверить.
 
[^]
Лякса
9.05.2021 - 19:37
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.01.17
Сообщений: 12481
Цитата (CutPaste @ 9.05.2021 - 18:56)
.... Немцы старой закалкали начали войну в 41 и сплошь и рядом расстреливали выпрыгнувших с парашютом или севших на вынужденную.

Выживший пилот вернется в часть и продолжит летать имея ценный опыт за плечами. Железку дадут новую, а вот опытные пилоты на пересчёт. Поэтому важно уничтожить именно пилота. И все это понимали.

То же самое правило было в отношении танкистов - в плен их не брали, расстреливали прямо "на выходе" из машин. Именно как ценных специалистов, которые имели опыт ранее, и получили опыт в нынешнем неудачном бою. И смогут использовать весь этот опыт в последующих боях.
 
[^]
CutPaste
9.05.2021 - 19:38
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7034
Цитата (AndyMurray @ 9.05.2021 - 19:32)
Цитата (CutPaste @ 9.05.2021 - 19:03)
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин.

К примеру облачность или туман. Средств навигации нет. У Пе-2 может быть радиополукомпас, но насколько точно выставлена частота на нем и соответсвует ли передатчику на аэродроме проверяли только при вылете непосредственно с аэродрома.

Неоднократно возвращался в Питер самолетом, на финальном этапе когда снижается до низкой высоты. Очень часто пока в поле зрения не попадет скажем Нева или залив - хрен поймешь где ты. Внизу все серое - елки, да избушки.

Радиокомпас ? что то я не слышал что бы аналог VOR навигации использовали в войну, помоему там летали только визуально ну и по штурманскому расчёту., хотя этот момент нужно проверить.

Радиополукомпас РПК-2 являлся самолетным радиопеленгатором полуавтоматического действия, позволявшим производить пеленгацию наземных радиостанций в диапазоне от 167 кГц до 1000 кГц, разбитом на два поддиапазона - длинных волн (167...410 кГц) и средних волн (410...1000 кГц).

Помимо приемника, в комплект РПК-2 входила выносная пеленгационная рамка, заключенная в обтекатель, индикаторы курса, механизмы дистанционного управления настройкой приемника и поворотом рамки, устройства энергопитания и т.д.

Приемник РПК-2 был выполнен по супергетеродинной схеме на лампах металлической серии 6К7 (5 шт.), 6А8(1), 6Ф6(1), 6Л7(1), 6С5(3) и 6Х6(3). Из 14 радиоламп восемь входили в схему приемника, а шесть обеспечивали работу компасной части. Габариты приемника 247 х 210 х 430 мм, вес - 10,5 кг. Общий вес комплекта РПК-2 составлял 24 кг.

Дополнительные сведения о радиополукомпасе РПК-2 можно найти в документе 1-48-01 из раздела "Архивные и справочные материалы" нашего сайта.

Наш приемник был найден среди останков сбитого пикирующего бомбардировщика Пе-2
 
[^]
adder38
9.05.2021 - 19:40
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Пишут, что в Пе-2 был только гиромагнитный компас с креноскопом. Уж не знаю, что это такое...
 
[^]
AndyMurray
9.05.2021 - 19:44
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.12.13
Сообщений: 350
Да но если бы в Ростове стояла станция на которую они летели , то они ни как бы не могли оказаться в Таганроге, значит средства радионавигации не использовались
 
[^]
CutPaste
9.05.2021 - 19:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 7034
Цитата (adder38 @ 9.05.2021 - 19:40)
Пишут, что в Пе-2 был только гиромагнитный компас с креноскопом. Уж не знаю, что это такое...

В каком именно Пе-2? В том что завел группу не туда или вообще?

Пе-2 вики

Цитата
У штурмана установлен радиополукомпас РПК-2" Чайка" (РПК-10).




Выше ссылка с РПК-2 с места гибели Пе-2 на Волховском фронте в 1942ом.
 
[^]
adder38
9.05.2021 - 19:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.16
Сообщений: 7281
Цитата (Лякса @ 9.05.2021 - 19:37)
То же самое правило было в отношении танкистов - в плен их не брали, расстреливали прямо "на выходе" из машин. Именно как ценных специалистов, которые имели опыт ранее, и получили опыт в нынешнем неудачном бою. И смогут использовать весь этот опыт в последующих боях.

Просто танкистов, снайперов и лётчиков пехотинцы особо ненавидели и поэтому кончали на месте. Оно и понятно: один раз увидишь, как танк по людям проехал — будешь потом танкистов живьем рвать. moderator.gif
 
[^]
grey71
9.05.2021 - 22:01
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.11.15
Сообщений: 9301
Цитата (Tudum @ 15.02.2021 - 21:33)
Цитата (Скользящий @ 15.02.2021 - 19:50)
Цитата (ZmeyUA @ 15.02.2021 - 19:23)
Немцы оценили мужество советских летчиков и похоронили капитана Алексея Егорова и старшего лейтенанта Ивана Единархова на городском кладбище с воинскими почестями

не все немцы были паскудами, но и те кто придерживался воинского кодекса

А не могло быть такого, что летчики старой закалки уважительно относились к вражеским пилотам? Ну типа не добивали парашютистов сбитых самолетов и в том роде? Может традиции такие у летчиков

Есть известная фотография как немецкие летчики зашивали рану нашему сбитому пилоту.
 
[^]
amerikanec
9.05.2021 - 22:20
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.02.14
Сообщений: 1025
Цитата (AndyMurray @ 9.05.2021 - 19:32)
Цитата (CutPaste @ 9.05.2021 - 19:03)
Цитата (zubilo2 @ 15.02.2021 - 20:25)

Достаточно посмотреть на карту. Как можно ошибиться? Штурманы, блин.

К примеру облачность или туман. Средств навигации нет. У Пе-2 может быть радиополукомпас, но насколько точно выставлена частота на нем и соответсвует ли передатчику на аэродроме проверяли только при вылете непосредственно с аэродрома.

Неоднократно возвращался в Питер самолетом, на финальном этапе когда снижается до низкой высоты. Очень часто пока в поле зрения не попадет скажем Нева или залив - хрен поймешь где ты. Внизу все серое - елки, да избушки.

Радиокомпас ? что то я не слышал что бы аналог VOR навигации использовали в войну, помоему там летали только визуально ну и по штурманскому расчёту., хотя этот момент нужно проверить.

Радиополукомпас это не VOR а ADF, настраивается на частоту радиостанции и указывает на нее. Совсем другая технология, но при умелом использовании вполне работает.
 
[^]
Zabijaka
10.05.2021 - 08:59
0
Статус: Offline


Кочегар

Регистрация: 10.01.14
Сообщений: 111
Цитата (adder38 @ 9.05.2021 - 23:05)
По мотивам этих событий была целая повесть написана. К сожалению, не помню ни названия, ни автора. Впрочем, для большего драматизма автор слегка отклонился от истины. Например, у него бомбардировщик бросил всю группу и улетел на дальний аэродром, куда остальные истребители не дотягивали. На самом деле "пешка" вроде бы всё же привела своих в Ростов.

Анфиногенов.Мгновение-вечность.
Отличная книга о наших летчиках которые защищали Сталинград.
В ней этот случай подробно описывается.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25262
0 Пользователей:
Страницы: (3) 1 [2] 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх