Иран_1Я сознательно откладывала анализ ситуации в Иране на «потом». Эта страна для меня всегда представляла большой интерес, а сейчас, учитывая геополитическую ситуацию, и подавно. Иран у нас находится в эпицентре всевозможных опасных разборок и конфликтов – это и война в Сирии, и ИГИЛ, и арабо-израильский конфликт, и иранская ядерная программа, и события в Афганистане.
Ирану будут посвящены два главы. В первой я постараюсь детально рассмотреть отношения Ирана с талибами, понять его стратегию относительно Афганистана в целом.
Вторая глава будет посвящена отношениям официального Кабула и Тегерана, а так же некоторым другим связям Ирана с соседями.
Весьма интересно проследить то, как складывались отношения между Ираном и талибами, как они менялись со временем и во что они трансформировались в конечном итоге.
Как всегда начну с небольшого исторического экскурса – так будет легче разобраться в ситуации.
Во время советско-афганской войны в 1979-1989 годах Иран, наряду с Пакистаном, Саудовской Аравией, США, странами Запада и даже Китаем, поддерживал моджахедов.
После того, как правительство Наджибуллы пало, и между союзниками по антисоветской борьбе вспыхнула междоусобица, Иран тут же вступил в соперничество с Пакистаном за региональное лидерство в этом регионе. Тегеран сделал основную ставку на хазарейцев-шиитов, которые были настроены проирански, а так же на персоязычное население Афганистана.
После прихода к власти талибов ситуация изменилась, при чем не в пользу Ирана.
Талибы с самого начала не скрывали своих антииранских чувств и настроений, обусловленных в первую очередь тем, что иранцы у нас шииты, а талибы - представители радикального ислама суннитского толка. Разницу между шиитами и суннитами каждый может самостоятельно изучить, порывшись в тырнете, я не буду на этом заострять внимание.
Логично, что Иран изначально талибов не поддерживал и выступал на стороне их противников (России, Индии, Узбекистана и Таджикистана). Ирано-афганская граница была превращена в сплошной укрепрайон с буферной полосой из родственных иранцам племен, отнюдь не дружественных талибам.
В 1998 году враждебность между талибами и Ираном достигла своего апогея. Продвигаясь на север, боевики устроили резню хазарейцев-шиитов (традиционные иранские союзники в Афганистане), не щадя ни женщин, ни детей. Потом талибы захватили генконсульство ИРИ в Мазари-Шарифе, взяли в плен 25 граждан Ирана, а 10 человек убили (включая 9 дипломатов). По некоторым данным было убито 12 человек – 11 дипломатов и 1 журналист. Ну, и наконец, талибы взорвали усыпальницу лидера афганских шиитов Абдул Али Мазари, талибами же замученного.
Возникает вопрос – нахера они все это сделали? Есть мнение, что талибы действовали по указке наших западных друзей, которые очень хотели втянуть Иран в полномасштабную религиозную войну. 7 сентября 1998 года The Washington Post даже объявила о том, что "Иран вынашивает планы вторжения на территорию Афганистана". Слава яйцам что-то не срослось и никакой войны не случилось.
После поражения антиталибской коалиции Ирану не оставалось ничего другого, как попытаться наладить неофициальные контакты с талибами (влияние-то в Афганистане сохранить хотелось).
«В конце 1999 года Иран открыл границы с Афганистаном для приграничной торговли, а весной 2000 года в городе Турбете-Джам (иранская провинция Хорасан) стало работать неофициальное представительство «Талибана». Иранские представители различного уровня регулярно посещали Афганистан, где встречались с высокопоставленными талибскими функционерами.
Иранскому руководству, безусловно, импонировали антиамериканизм и, вообще, антизападничество талибов, и оно, вероятно, считало целесообразным иметь в лице «Талибана» если не союзника, то, по крайней мере, не врага».
После 11 сентября 2001 года Иран, не желая лезть на рожон, конечно же, поддержал США в их прекрасной и светлой идее по борьбе с мировым терроризмом. Более того - даже предложил свою помощь «в свержении власти талибов и ликвидации сети «Аль-Каиды» на афганской территории», а так же поделился разведданными о местонахождение боевиков.
«В дальнейшем Тегеран также стал участником усилий ООН и международного сообщества по постконфликтному политическому урегулированию в Афганистане. Иран содействовал достижению Боннских соглашений в декабре 2001 года и поддержал создание временной администрации во главе с Х. Карзаем, которую ИРИ в числе первых признала в качестве легитимной власти в стране. Не случайно, афганский лидер один из первых своих зарубежных визитов совершил именно в Тегеран».
В апреле 2003 года американцы вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. По сути, американцы оказались у западных границ Ирана, что по понятным причинам крайне напрягало Тегеран. Нарастала напряженность вокруг иранской ядерной программы, Иран начал опасаться, что в случае вооруженного конфликта, он окажется между Сциллой и Харибдой. С запада ему будет угрожать Ирак, а с востока – Афганистан. Думаю, что иранское правительство при таком раскладе решило действовать по принципу «враг моего врага – мой друг». Появилась идея по превращению талибов в эффективное средство борьбы с американцами.
В прессе начали появляться сообщения, что Тегеран не препятствует передвижению талибов по юго-восточным провинциям Ирана. Утверждалось, что «едва ли не с 2001 года талибы начали проходить подготовку на иранской территории под началом инструкторов из элитных подразделений «Аль-Кудс» и Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Отмечались случаи посещения Ирана некоторыми полевыми командирами и представителями талибов. Подчеркивалось, что в Афганистане Иран действует примерно по такой же схеме, как и в Ираке, где ему удалось создать на базе территорий, населенных шиитами (главным образом, на юге Ирака), практически подконтрольный Тегерану район. В Афганистане такой базой служат территории, заселенные шиитами-хазарейцами в провинции Герат».
В 2007 году между Ираном и официальным Кабулом наметился серьезный разлад.
Точкой разлома большинство экспертов считают 26 октября 2007 года, когда президент Хамид Карзай побывал в Лондоне с официальным визитом. После лондонской встречи Карзай выразил озабоченность появлением множества сообщений в средствах массовой информации о причастности Тегерана к поставкам оружия талибам. При этом, правда, афганский президент отметил, что пока у афганских властей нет сведений, подтверждающих эти опасения.
Наконец, 29 октября 2007 года сразу в нескольких государственных афганских СМИ появилась информация о том, что на территории Ирана, неподалеку от афганских городов Герат и Фарах существуют тренировочные базы по подготовке боевиков-террористов. Государственная афганская пресса со ссылкой на анонимные источники в правоохранительных структурах страны, сообщила также об участившихся случаях посещения Ирана некоторыми полевыми командирами и лидерами талибов. Следует отметить, что случаи поездок представителей Талибана в Иран фиксировались и ранее. В конце июня 2007 года американский генерал Карл Айкенберри на конференции Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП) НАТО в македонском городе Охриде подтвердил, что несколько командиров талибов на протяжении длительного времени ведут диалог с влиятельными политиками в Тегеране.
Заявления афганских и западных политиков о тесном контакте ряда лидеров Талибана и иранских властей были дополнены резким обострением военно-политической обстановки в провинции Фарах осенью 2007 года. Активность и успешность действий боевиков-талибов в этой западной афганской провинции, граничащей с Ираном, фиксировалась уже в сентябре. Именно в Фарахе боевая активность талибов была наиболее эффективной: при минимальных потерях они наносили максимальный урон силам НАТО и афганской национальной армии. В октябре эта тенденция сохранилась: талибам удалось овладеть одним им районов провинции Фарах – городом Гулистан и прилегающей к нему территорией, которые расположены в непосредственной близости от провинции Гельманд.
Было очевидно, что усиление боевой активности талибов на афганской территории вдоль ирано-афганской границы объективно выгодно Ирану с учетом возможного американского удара. Поэтому юго-западный и западные фронта талибов, сформированные, по мнению некоторых специалистов, не без помощи Тегерана в провинциях Гильменд, Фарах и Герат, можно опять же рассматривать как своеобразную буферную зону, прикрывающую Иран с востока. Кроме того, по некоторым данным, Иран поставлял талибам такое же оборудование для производства бомб, каким он снабжал иракских шиитов. Например, материалы, необходимые для бронебойных мин класса ЕFP (Explosively Formed Penetrator).
С одной стороны Западу было выгодно усиление антииранской риторики и пропаганды, а с другой – они не могли допустить полного разлада в отношениях Кабула и Тегерана, поскольку опасались, что в таком случае Кабул неизбежно станет искать поддержку у других своих соседей (поскольку только на ограниченный западный контингент опираться он не может). И тогда вместо Тегерана роль «доброго соседа» для Кабула могут начать играть Китай, Россия, союзный им Казахстан или даже ШОС в целом (американцам всего этого ой, как не хотелось).
Тем временем, начиная с 2009 года, международные силы резко активизировали боевые действия против вооруженной оппозиции. Увеличилось число наземных операций по захвату и уничтожению лидеров боевиков. Из-под контроля экстремистов были выведены значительные территории в Герате, Гильменде и Кандагаре. Немаловажной проблемой стало падение престижа «Талибана» среди афганцев, изнуренных бесконечной войной. На этом фоне талибы стали усиленно сигнализировать о своей готовности к сотрудничеству с Ираном.
В частности, участившиеся случаи гибели мирных жителей из-за минирования дорог талибами явно не добавляли популярности экстремистам. Все это заставило талибов искать новые ресурсы. Традиционно талибы ориентируются на Пакистан, ведь именно пакистанские спецслужбы, собственно, и создали «Талибан», весьма долго выступая в качестве основного куратора и спонсора движения. Но бесконечно такое положение сохраняться не могло – США дали понять, что больше не намерены мириться с двурушничеством своего «союзника» и стали оказывать на Исламабад все возрастающее давление. Пакистан был вынужден сокращать поддержку талибам. Кроме того, пакистанские «коллеги» афганского «Талибана» превратились в серьезную угрозу стабильности для самого Исламабада. В пакистанской элите, судя по всему, усилились разногласия относительно дальнейшей поддержки талибов.
Да, и внутри «Талибана» тотальный пакистанский контроль нравился далеко не всем, особенно он не нравился полевым командирам. Все последние годы тенденция к достижению большей независимости от пакистанцев отчетливо усиливается. Так, несколько лет назад один из лидеров «Талибана» мулла Барадар попытался было наладить взаимодействие с другими региональными державами. Однако Пакистан поломал это дело, арестовав в 2010 году муллу и ряд его соратников. Тем не менее, сомнительно, чтобы репрессиями можно было эту самую тенденцию искоренить.
Талибы заинтересованы в большей самостоятельности по объективным причинам – подконтрольность пакистанским спецслужбам сужает пространство для маневра. Талибы в этих условиях не могут эффективно добиваться своих собственных целей, в том числе и в отношениях с Кабулом и Вашингтоном. Но вынуждены следовать указаниям из Исламабада, у которого собственный интерес, далеко не всегда совпадающий с интересами «Талибана». Поэтому взаимодействие с Ираном не только предоставляет талибам новый источник финансирования и вооружения, но и создает противовес пакистанскому доминированию.
Мощный всплеск разоблачений, связанных с возможным сотрудничеством Ирана с «Талибаном» и «Аль-Каидой», произошел в 2010 году.
Непосредственным поводом к этому послужил мартовский визит Ахмадинежада в Кабул – его первый после переизбрания президентом Ирана официальный зарубежный визит. Тогда министр обороны США Роберт Гейтс обвинил Иран в ведении «двойной игры» в Афганистане и заявил: «Иранцы хотят, чтобы афганское правительство было дружелюбно с ними, но не желают, чтобы оно добилось успеха». При этом министр утверждал, ссылаясь на американскую разведку, что Тегеран снабжает «Талибан» оружием и деньгами.
Ахмадинежад, понятное дело, категорически отверг обвинения Вашингтона, вернув Гейтсу упрек в «двойной игре»: «США сами создали «Талибан» и «Аль-Каиду», финансировали их и оказывали им всяческую поддержку. Теперь же используют термин «терроризм» для оправдания своего присутствия в 12 тысячах километров от Америки, на противоположной стороне планеты!»
Поскольку более-менее конкретных фактов в заявлении Гейтса приведено не было, многие эксперты отнеслись к американским обвинениям с недоверием и даже расценили их, как «информационную атаку на Иран, начатую месяц спустя после того, как Тегеран заявил, что располагает сведениями о поддержке американцами и британцами антиправительственной суннитской группировки «Джундалла» в иранском Белуджистане». Тезис о невозможности сотрудничества Ирана с «Талибаном» и «Аль-Каидой» обосновывался, прежде всего, шиитско-суннитским антагонизмом и известными «историческими» аргументами.
Однако уже в апреле того же года британская газета Sunday Times опубликовала интервью двух полевых командиров «Талибана», которые заявили, что сотни боевиков проходят обучение в Иране. Трехмесячные курсы действуют в зимний период и оплачиваются иранской стороной. Следом представитель армии США подполковник Эдвард Шолтис сообщил, что «Иран предоставлял талибам в Афганистане как материально-техническое обеспечение, так и подготовленных боевиков». Отметив, правда, при этом, что неизвестно, проводится ли обучение террористов «при поддержке Тегерана» или же «осуществляется вне правительственного контроля».
Наконец, в июле 2010 года знаменитый сайт Wikileaks обнародовал десятки тысяч документов, свидетельствующих, что сотрудничество между Ираном, «Аль-Каидой» и другими суннитскими экстремистскими группировками гораздо более интенсивно, чем полагала общественность. Эти документы, в частности, сообщали о непосредственных контактах между иранскими чиновниками и руководством «Талибана» и «Аль-Каиды», о контрабандных поставках Ираном оружия «Талибану», а также о посреднической роли, которую Тегеран мог играть в оружейных поставках из других источников -- от Северной Кореи до Алжира. Как подчеркивала газета Wall Street Journal, ссылаясь на афганских и западных высокопоставленных чиновников, сотрудничая подобным образом с талибами и прочими суннитскими радикалами, Иран готовится к ответным действиям в случае удара Израиля или США по его ядерным объектам и рассчитывает ускорить вывод войск коалиции из Афганистана.
Интересно, что, несмотря на все опровержения, конкретные действия иранских властей как бы подтверждали информацию Wikileaks. Еще в конце мая 2010 года стало известно, что Тегеран разрешил талибам открыть свое представительство в иранском городе Захедан. В начале июля появились сообщения о переговорах насчет возможности передачи «Талибану» ракет класса «земля–воздух». С иранской стороны переговоры якобы вело спецподразделение КСИР. Что за ракеты, в этих сообщениях не говорилось. Однако еще в 2007 году американские и британские военные заявляли, что изымают у талибов переносные зенитные комплексы HN-5 китайского производства. Также ранее сообщалось, что КСИР обучает талибов использовать ПЗРК, а сайт WikiLeaks раскрыл несколько конкретных случаев применения талибами HN-5.
В конце 2010 года со стороны Ирана последовал прямо-таки демонстративный жест - на свободу были выпущены содержавшиеся в иранских тюрьмах высокопоставленные деятели «Аль-Каиды». Среди них гражданин Египта Саиф аль-Адель, разыскиваемый в США по обвинению в причастности к терактам против американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году. Вместе с ним на свободу вышел кувейтец Сулейман Абу-Гаит, который в период совершения терактов 11 сентября 2001 года являлся спикером «Аль-Каиды». Освобождение иранцами этих деятелей дало повод мировым СМИ заговорить о том, что данный шаг Тегерана стал ответом на задержание частями международных сил в Афганистане «важного поставщика», провозившего оружие через провинцию Нимроз. Было известно, что после пересечения границы груз на мулах и грузовиках переправляется дальше в провинцию Гильменд. Доставкой, по некоторым данным, занимались все те же офицеры КСИР.
С достаточной регулярностью в СМИ появлялись сообщения о контактах иранской стороны с представителями талибов. Так, согласно этим сообщениям, в конце сентября 2011 года один из лидеров военного совета Вазиристана Салохиддин Хаккани и руководитель его агентурной разведки Мулло Шермухаммад втайне прибыли в Иран для подписания соглашения о поставках ракет в афганские провинции Логар, Вардак, Кунар и Нуристан.
Есть также данные, что в приграничных с Афганистаном провинциях Белуджистан и Систан регулярно проходят встречи полевых командиров «Талибана» Мавляви Рашида и Мулло Наима с представителями иранских спецслужб, в ходе которых разрабатываются планы нападений на пограничные посты, согласовываются поставки оружия и тылового имущества.
Как неоднократно заявляли представители британского посольства в Афганистане, на протяжении нескольких лет «теневой губернатор» провинции Кабул от движения «Талибан» Ходжи Лоло и его заместитель Мустахор Мумтоз активно сотрудничают с иранскими спецслужбами.
Кроме того, по британским данным, Иран оказывать огромную финансовую поддержку террористическим операциям в Афганистане и Пакистане.
К этому следует добавить, что, несмотря на крайне «сдержанную» позицию официального Кабула относительно «специфической» активности Ирана, в кулуарах афганских госучреждений и, прежде всего МИДа, а также в национальном парламенте об Иране, наряду с Пакистаном, постоянно говорят как о соседе, нагло вмешивающимся в афганские внутренние дела ради достижения своих военно-политических целей.
В 2011 году был опубликован очередной доклад госдепа США по терроризму в мире.
США утверждали, что Иран и "Аль-Каида" несут наибольшую террористическую опасность для международного сообщества. "Иран оставался активным покровителем терроризма в 2011 году и активизировал связанную с терроризмом деятельность", - отмечалось в документе. По мнению его авторов, Исламская Республика обеспечивает оружием и предоставляет тренировочные лагеря для боевиков из палестинского движения ХАМАС, а также позволяет членам "Аль-Каиды" использовать для своих нужд территории Ирана. Кроме того, в докладе отмечается, что Иран поставляет оружие режиму президента Сирии Башара Асада. Кроме того, Тегеран "оказывает финансовую и материально-техническую поддержку террористам и повстанческим группировкам на Ближнем Востоке и в Центральной Азии", отмечают эксперты Госдепа. Авторы доклада также полагают, что "Аль-Каида" после убийства нескольких высокопоставленных руководителей организации потеряла былую мощь, но все равно представляет серьезную угрозу.
Помимо всего прочего, после публикации этого доклада, с новой силой зазвучали обвинения Ирана в причастности к терактам 11 сентября.
Кстати, не далее, как в марте 2014 года нью-йоркский судья Джордж Дэниэлс подписал постановление о том, что террористическая организация «Аль-Каида», афганская группировка «Талибан» и Исламская Республика Иран должны выплатить родственникам жертв терактов 11 сентября 2001 года 6 млрд долларов. Это решение носит явно символический характер, так как возможностей взыскать эти средства у суда нет.
В свою очередь власти ИРИ неоднократно заявляли, что не имеют никакого отношения к трагическим событиям 11 сентября. Тем не менее суд Нью-Йорка постановил, что Тегеран оказывал террористам поддержку и поэтому также должен выплатить компенсации.
Иран всегда выступал против каких-либо двусторонних соглашений с Западом. Он был единственной страной, выступившей категорически против подписания Афганистаном соглашения с Соединёнными Штатами (по которому ограниченный контингент войск США оставался в Афгане после 2014 года).
В Тегеране считают, что военное присутствие США и НАТО может иметь отрицательные последствия и для Афганистана, и для региона в целом. Иран опасается, что США таким образом смогут регулировать с пользой для себя уровень угроз для приграничных с Афганистаном государств.
Однако с позицией иранского руководства не согласны другие соседи Афганистана, которые, наоборот, уверены, что без американской военной поддержки афганская полиция и армия, которым уже передали под ответственность более 70% территории страны, вряд ли будут в состоянии обеспечивать порядок и безопасность.
Иран эта перспектива совсем не пугала, для них было важнее не допустить сохранения американской оккупации Афганистана на перспективу вплоть до 2024 года. В этом плане их позиция совпадала с позицией талибов, которые надеялись вернуть себе власть сразу после ухода американцев. Но, увы и ах, - договор подписан, а Ирану, и талибам остается только смириться с этим.
По мнению многих экспертов, для обеспечения стабильности в регионе, необходимо включить Талибан в политическую систему Афганистана. В главе, посвященной Китаю, я высказывала уже эту мысль. Помните, Пекин недавно встречался с представителями талибов? Из этого мы сделали вывод, что Китай рассматривает их в качестве реальной политической силы и хочет усадить официальный Кабул за стол переговоров с талибами.
Вопрос за малым – готовы ли сами талибы каким-то образом делить власть с официальным правительством Афганистана, или же они предпочитают исключительно «право силы». В недавних выборах они уж точно не участвовали.
Попытки договориться с боевиками предпринимал и Кабул, и даже сами США.
Так, в феврале 2014 года американская газета New York Times со ссылкой на неназванные афганские и западные источники утверждала, что президент Афганистана Хамид Карзай ведет тайные переговоры с представителями движения "Талибан", пытаясь достичь мирного соглашения с талибами без посредничества властей США.
По данным издания, "переговорный процесс начался в ноябре 2013 года по инициативе талибов в тот момент, когда отношения Кабула и его западных партнеров заметно ухудшились", передает во вторник "Интерфакс".
"Эти переговоры расцениваются Карзаем как возможность самостоятельно достичь тех целей, которых США добиваться не стремятся", - отмечает газета.
Тем не менее, как заявляют источники издания, тайные контакты "пока не только не принесли каких-либо заметных результатов, но и даже нисколько не продвинулись" (по-моему это не удивительно, ведь талибы рассматривают Карзая, как марионетку США – о чем с ним вообще можно договариваться при таком раскладе?).
Также ряд неназванных наблюдателей высказывают сомнения относительно "изначальной заинтересованности талибов в проведении мирных переговоров", не исключая при этом, что их предложение провести тайные прямые переговоры с Кабулом "являются своего рода отвлекающим маневром".
Со своей стороны, представитель афганского президента Аджмаль Файзи подтвердил наличие контактов Карзая с представителями "Талибана", отметив, что эти переговоры продолжаются.
Думаю, что на такие переговоры Карзая вынудил тот факт, что США пытались в 2013 году договориться с Талибаном за спиной Кабула.
Американцы даже готовы были поступиться одним их ключевых условий, которые ранее выдвигались для начала переговоров, — Вашингтон уже не настаивал на том, чтобы мятежные афганцы немедленно отказались от связей с «Аль-Каидой». У США были свои интересы, но, как и у Карзая, — имиджевые. Им нужен был хоть какой-то результат 11-летнего присутствия в Афганистане.
— Талибы расколоты на несколько частей, — говорит Шах Махмуд. — Часть сотрудничает с Ираном, который стремится навредить американцам в Афганистане. Другие работают с Пакистаном, который не хочет чтобы переговоры в Дохе проходили без участия Исламабада. Кто-то сотрудничает с США. Кто-то — с Карзаем.
В итоге договоренность с одной группой может не признаваться остальными. В таких условиях надежды на мир остаются призрачными.
Таким образом, мы видим, что с талибами не пытается договориться только ленивый.
У Ирана, по мнению многих экспертов, есть свои «иранские талибы», во всяком случае, иранцы с талибами не только воевали, но и часто приходили к согласию о разделе сфер влияния. Нельзя исключать подобных договоренностей и в новой ситуации. В достижении своих целей талибы вполне могут опереться на иранское плечо, ведь иранцы в их понимании намного лучше американцев и не претендуют на весь Афганистан. Ирану важно доминировать в шиитском ареале страны, это примерно 15% населения Афганистана, представители которого ни при каких условиях не могут стать во главе всего государства. Тегеран традиционно стремится иметь прочные позиции в районах компактного проживания таджикского этноса.
Заметим, что бывший президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад ставил цель возродить персидский национализм, противопоставив его позиции иранского духовного руководства, считающего, что основой иранской идентичности может быть только ислам. В Афганистане таджики входят в сферу иранских интересов и всегда поддерживались иранцами.
Надо также учитывать, что Тегеран может значительно усилить численность своих сторонников в Афганистане за счёт принудительного возвращения афганских беженцев, которых в Иране более 3 млн. человек и почти половина из них нелегалы. Большинство находящихся в Иране афганцев ассимилировались с иранцами, говорят на одном языке, имеют много общего в культуре и быту.
В ноябре 2012 года правительство Ирана приняло решение о депортации к концу 2015 года более 1,6 млн. афганских беженцев на родину. Это вызвало решительные возражения Кабула, тем не менее, депортация афганских беженцев из Ирана уже идёт.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: экстремистское движение «Талибан» в последнее время стало главным объектом политических игр в Афганистане, и по мере вывода американских войск из страны, интриги и попытки договориться с ними будут расти в геометрической прогрессии.
За расположение талибов теперь борются Вашингтон, Кабул, Пакистан, Иран, страны Персидского залива и Китай. Политические игроки понимают: кто добьется союза с «Талибаном», тому удастся получить преобладающее влияние над Афганистаном.
Чем закончились такие попытки «договориться» и «заключить перемирие, пусть даже на какой-то короткий срок» у правительства Пакистана - мы все уже знаем. Так что Пакистан можно из списка «договорщиков» вычеркивать (по крайней мере на данном этапе). Случайно ли это и кто на самом деле «срежиссировал» данную атаку – большой вопрос.
Что касается официального Кабула (читать США), то попытки договориться не прекращаются.
9 января 2015 года на сайте Би-би-си появилась информация, что президент Афганистана Ашраф Гани предложил представителям «Талибана» несколько мест в правительстве страны. Би-би-си утверждает, что талибов якобы пригласили занять должности в ведомствах, занимающихся проблемами сельских общин и таможенными вопросами.
Так же в статье сообщается, что велись переговоры о назначение талибов губернаторами в трех провинциях Афганистана – в Нимрозе, Кандагаре и Гильменде.
Однако, в руководстве талибов заявили, что отвергли данное предложение в связи с присутствием в Афганистане международных сил НАТО.
Так же талибы требуют изменения конституции и гарантий, что их не будут преследовать правоохранительные органы Афганистана.
Подводя итог, хочется сказать следующее: в Афганистане каждый из игроков преследует свои цели и интересы. Политика Ирана была направлена на усиление своего влияния в Афганистане (прежде всего речь идет о западных провинциях, которые граничат с ИРИ); на поиск возможных союзников в этом регионе, которые бы в случае американской агрессии поддержали Иран; на создание буферной зоны вдоль афгано-иранской границs для обеспечения своей безопасности в случае нападения НАТО и США.
Так же создается впечатление, что каждый из основных игроков попытался "слепить" себе собственных талибов, которые бы в случае необходимости отстаивали интересы "хозяина". На сколько талибы окажутся "ручными" и будут ли они выполнять указания сверху - остается не ясным. Заигрывания с радикалами - дело весьма опасное, способное в любой момент выйти из под контроля и начать жить своей жизнью.
Добавлено в 14:09 да, забыла написать, что у США на дальнейшую судьбу Афганистана есть несколько взглядов и теорий.
1) Афганистан должен быть единым централизованным государством, типа как при режиме Наджибуллы когда-то. Вовлечение талибов в политические процессы. Постоянное военное присутствие США.
2) Формирование нового "Северного альянса", подготовка к войне с талибами, делать ставку на этнические группы.
3) Афганистан должен быть расчленен: таджики-афганцы должны воссоединиться с Таджикистаном и занять там лидирующее положение, узбеки-афганцы должны воссоединиться с Узбекистаном (но поскольку, возможно, оба эти процесса займут время, таджики и узбеки могут пока иметь собственное государство на севере Афганистана). Афганские и пакистанские пуштуны должны получить возможность создать «Пуштунистан», но на них особая ставка не делается. Белуджи из Афганистана, Пакистана и Ирана должны получить возможность сформировать независимый «Белуджистан» со столицей в Кветте и портом Гвадар.
Добавлено в 14:12 скорее всего будут пытаться реализовать проект по разделению Афганистана. Мне так кажется почему-то..