Касательно предстоящих изменений в Конституции РФ, а также последствий этих изменений для населения страны можно отреагировать достаточно пространным письмом, в котором не будут анализироваться все вносимые поправки (поскольку текст ФКЗ о внесении поправок занимает более 80 страниц).
Хотел бы сделать небольшой экскурс в теорию государства и права применительно к нынешним российским реалиям, на его основе - вынести суждение о сути изменений Конституции.
1. Начнем с того, что представляет собой Конституция. Это, по общему определению, - основной закон государства, находящийся на вершине иерархии и декларирующий основные принципы государственно-правового устройства отдельно взятой страны. То есть, в Конституции описаны общие принципы и нормы взаимодействия государственной машины и населения, права и свободы, механизм построения ветвей власти и т.п.
Для конкретизации же отношений в какой-либо сфере используются нормативные акты, стоящие ниже в иерархии: ФКЗ, ФЗ, указы Президента и постановления Правительства, акты министерств и ведомств, акты органов власти субъектов РФ (отдельной строкой стоят еще и международные договоры РФ).
Конституция - фотография общества, нижестоящие законы и практика их применения - это его анатомия и физиология. Если на лице видны прыщи - значит что-то не так с обменом веществ, давить образования на коже (вносить поправки в Конституцию) без поправки обмена веществ (нормативные акты) и образа жизни (социально-экономическая практика, принципы жизни общества и экономики, правовая практика) в лучшем случае - бесполезно, порой - даже вредно.
2. Возвращаясь к реалиям РФ. Реалии у нас обычно весьма отличаются от идеальных картин. Так, в соответствии со ст.1 Конституции РФ (далее - "КРФ"), "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Однако уже эта декларация не соответствует действительности. В
реальности РФ является суперпрезидентской петрократией - подвидом олигархической формы правления, при котором властные структуры опираются на владение/распоряжение нефтью или иным природным ресурсом, при этом основная власть сосредоточена в руках президента и подчиненных ему структур (разделение властей хотя и декларируется, но в реальности соблюдается лишь внешним образом, на уровне почти ритуальном). Это - самый банальный пример того, что с самого начала основной закон РФ не соответствует реалиям. И дальнейшие положения КРФ, как бы они не были красиво и позитивно написаны, с реалиями имеют мало общего.
3. Еще один нюанс. Политика - дочка экономики. В нашем случае говорить о следовании органами власти и управления декларированным в КРФ нормам говорить невозможно. Причина: рентный характер экономики. Основным продуктом, производимым и экспортируемым РФ являются природные ресурсы, производство и экспорт чего-либо, кроме сырья, практически неразвиты. Именно экономический базис и определяет модель государства. Условно, нынешняя экономика РФ представляет собой фонтан, который через федеральный центр пробивается за границу, затем потоки возвращаются в чашу фонтана, а далее ручейками стекают вниз, в регионы, муниципалитеты и населению. Брызги от фонтана (администрирование средств от продажи ресурсов) достаются правильным людям.
Совершенно иную модель мы можем наблюдать в условной ФРГ: для того, чтобы произвести опять-таки условный "Мерседес", нужно (упрощенно) добыть руду, выжать из нефти пластик, изготовить детали, протестировать их, собрать автомобиль, протестировать его. Все эти операции нужно произвести на станках, которые тоже сначала нужно создать.
На каждом этапе появляется добавленная стоимость на производстве, приобретает огромное значение развитие рынка услуг. Соответственно, модель наполнения бюджета ФРГ выглядит совершенно иным образом, чем российская: ручейки из муниципалитетов стекаются в регионы, из регионов более мощные потоки - в федеральный центр. Собственно, именно поэтому ФРГ является, как и декларировано в их Основном законе, федеративной парламентской республикой - именно такая форма государственного устройства наилучшим образом соответствует экономическим реалиям Германии.
4. Снова возвращаясь к устройству РФ. Теоретики государства и права выделяют следующие основные черты петрократии:
- сословность общества (администрирование ресурсов и денежных потоков от их продажи автоматически выделяет причастное лицо в привилегированное сословие). Т.н. элита (совокупность лиц, занимающих правящие посты в государстве) в подобном обществе занимается в основном распределением доходов от продажи ресурсов, мало заботясь об остальном населении;
- зависимость доходов государства и общества (в большей части - элит, но и остального населения тоже) от цены на ресурсы;
- использование населения в качестве "новой нефти": при нехватке доходов от продажи ресурсов для получения дополнительных доходов используется госмонополия внутри государства.
5. Для того, чтобы поддерживать политическую систему в относительном равновесии,
элитам требуется легитимация их власти. Легитимация - способы объяснения и оправдания социальных и политических отношений, их когнитивная и нормативная интерпретация (в отличие от легитимности - согласие народа с властью, его добровольное признание за ней права принимать обязательные решения).
И вот здесь мы подходим к основной цели т.н. внесения поправок в Конституцию. Она аналогична запоздалому параду Победы, Олимпиадам и Чемпионатам мира - это
легитимация правящего петрократического режима. Подобного рода мероприятия требуются петрократиям и другим недемократическим режимам с определенной периодичностью, в случае сложной экономико-социальной ситуации - практически постоянно. При отсутствии легитимации может произойти революция (пример - революция в Румынии в 1989 году, меньше чем за 10 дней произошло свержение правящего строя и казнь четы Чаушеску).
Собственно, именно поэтому основной поправкой в Конституцию является внесение изменений в ее ст.81, а именно - т.н. "поправка Терешковой". В настоящее время Президент РФ не может занимать свой пост более 2 сроков подряд (поправка внесена в 2008 году, после 2 срока В.В.Путина, Президентом тогда стал Д.А.Медведев). Сейчас слово "подряд" убирается, т.е. вроде бы возвращается максимум в 2 срока вообще (хотя и этот максимум при определенных условиях - не предел). Однако, есть 2 нюанса:
- данная поправка не действует на нынешнего Президента (как раз предложение Терешковой), т.е. он, в принципе, может занимать свою должность до 2036 года;
- одновременно весьма серьезно расширены полномочия Президента, за счет полномочий Правительства, урезан спектр возможностей и сфер ведения судебной власти, местного самоуправления.
Соответственно,
основная цель внесения поправок в Конституцию - наделение чрезвычайными полномочиями и полной неприкосновенностью (даже после завершения срока правления) лица, занимающего пост Президента РФ и подтверждение данного статуса путем организации видимости голосования (если вспомнить историю со 146% и посмотреть, в каком режиме сейчас ведется прием в государственных органах - очень своевременным оказывается электронной голосование даже без явки на участки).
Дополнительно к усилению контроля за судебной властью в РФ хотелось бы отметить предполагаемый отказ от исполнения решений международных судов: если сейчас данные решения признаются практически априори - с момента внесения изменений по каждому решению будут отдельно думать деятели из Конституционного суда РФ - исполнять или не исполнять. Вот и первая дополнительная цель - отказ от исполнения недавнего решения о взыскании в пользу акционеров "ЮКОСа" 50 миллиардов долларов.
Вторая дополнительная цель т.н. "голосования" и слегка запоздалого парада тоже достаточно прозаична: мероприятия это небесплатные, бюджет нужно осваивать.
Остальные поправки носят косметический характер: например, широко муссируемые прессой приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму, индексация пенсий и других социальных выплат, запрет судьям и чиновникам иметь гражданство или вид на жительство иностранного государства, счета в иностранных банках, возрастной ценз чиновников и судей - предмет ведения федеральных законов, да и немалая часть этих норм в профильных ФЗ уже реализована.
Вспоминая аналогию с фотографией: все эти поправки выглядят так, как будто на фото в паспорте у какой-нибудь герлы будет написано прямо на лбу "эндометриоз", или у парня - "стригущий лишай".
В итоге данного достаточно пространного письма на вопрос о том, что в результате принятия поправок у Конституцию изменится для населения и бизнеса (не связанного с администрированием ресурсов), могу ответить лишь следующее: учитывая, что никаких экономических реформ (отказ от модели петроэкономики и переход на производящую модель) не предвидится, того факта, что у власти останутся прежние люди, а также - общей картины деградации экономики - к сожалению, в позитивную сторону перемен не предвидится, продолжится стагнация и застой, во внешних отношениях - курс на самоизоляцию.
Перспективы достаточно мрачные, но, к моему великому сожалению, у меня нет поводов для оптимизма: весенние фокусы с раздутой еще в прошлом веке ценой на нефть и соответствующей пляской курса рубля не внушают позитивных настроений.
Собственно, к чему я накатал такую простыню: как бы вы ни проголосовали, сам факт того, что вы приняли участие в этом действе, дает плюсик в копилочку действующего порядка. Так что, если вы реально против всех этих измов, самым лучшим выходом будет пассивный протест - неявка на голосование.
Это сообщение отредактировал upir - 23.06.2020 - 13:13