89


(из цикла моих рассказов "Воевать было просто")
Я родился в Клину, небольшом подмосковном городе, где всё было рядом: ясли, детский садик, школа, в которые я ходил, комбинат «Химволокно», на котором работали мои родители. В окрестностях Клина в годы Великой Отечественной войны воевал курсантский полк Московского командного пехотного училища, в котором я буду учиться и служить.
За два месяца боев под Волоколамском и Клином курсантским полком было уничтожено более пятисот и захвачено в плен около трехсот немецких солдат и офицеров, захвачено 8 пушек, 12 минометов, 20 машин, новые образцы немецкого вооружения и штабные документы. Не многие наши воинские части в 1941-м году могли похвастаться такими результатами. Но об этом не снимут фильмов современные российские кинематографисты. Не только героизм, но и высочайший военный профессионализм советских воинов – это не та «тема», которая им сейчас интересна. Гораздо интереснее им снять «Утомленные солнцем-2» со штрафниками, которых в то время под Волоколамском не было. Интереснее и прибыльнее…
Рядом с курсантским полком, в отдельной кавалерийской группе Льва Михайловича Доватора, командиром разведотделения воевал мой родной дядя Валентин Дмитриевич Сычугов (1923 – 1983 г.), который научил меня очень многому. Тому, что пригодилось мне позднее - во время моей службы командиром отдельного разведвзвода в Афганистане.
В одиннадцати километрах от Клина, за зубовским поворотом, на берегу реки Лутосни осенью 1941-го года принял свой первый бой мой дедушка по маминой линии - Иван Васильевич Чураков, первый председатель колхоза в селе Тёплом (ныне Липецкой области). В довоенные годы дедушка не только выращивал хлеб, но и выводил новые сорта яблонь и груш. Был участником двух довоенных Всесоюзных сельскохозяйственных выставок. Его идея в обязательном порядке выкапывать пруды на «выселках» (хутора для молодоженов, которые строились почти ежегодно вокруг села) и разводить в них карасей, в военные и послевоенные годы спасла многие жизни. А лесозащитные полосы, которые он высаживал вместе со своими односельчанами в окрестностях Тёплого, растут до сих пор.
Когда началась война, он собрал своих ближайших родственников (всего тридцать два человека). У председателей колхозов тогда была бронь, но Иван Васильевич сказал, что «хлеб выращивать смогут и женщины, а Родину защищать – мужская работа». И вместе с ними ушел добровольцем на фронт. Воевал под Клином, после тяжелого ранения и госпиталя был переведен на Калининский фронт. Погиб 4 августа 1942 года в боях подо Ржевом. И шестьдесят пять лет числился пропавшим без вести. Из всех его родственников, ушедших на фронт, вернулся только один - двоюродный брат (после войны он работал учителем, умер очень рано из-за тяжелой контузии).
Дедушка, по отцовской линии, Карцев Егор Петрович был царским офицером. В Гражданскую воевал на стороне белых. После окончания Гражданской войны поселился в деревне Токсино Клинского района, устроился работать счетоводом в Завидовском военно-охотничьем хозяйстве.
По воспоминаниям земляков, был хорошо образован и очень силён в математике. Во время Великой Отечественной войны на фронт его не взяли из-за тяжелой травмы. Воевал в партизанском отряде. Умер от ран в 1944-м году.
После того, как мне исполнилось семь лет, родители каждое лето отправляли меня в ссылку к родственникам в Завидовский заповедник. Гуляя по лесу я часто представлял, что вот сейчас из-за поворота выйдет мой дедушка Егор Петрович, обнимет меня и скажет…
Так уж получилось, что оба моих дедушки жили, трудились и воевали рядом со мной. Но, к сожалению, в другое время. Мне их очень не хватало, о многом хотелось их расспросить, многое узнать.
В деревне всегда хватало работы. А вот книг, почему-то было подозрительно мало. Совсем мало. Точнее, всего лишь одна. Но зато какая?! «Четыре танкиста и собака» Януша Пшимановского! В детстве отец часто ругал меня за то, что я читаю мало книг. Говорил, что книги дарят нам возможность путешествовать по разным странам и континентам, временам и эпохам. Позволяют напрямую общаться с величайшими мудрецами и встречаться с настоящими героями. Передают нам мудрость наших предков и их знания.
Но эту книгу я читал запоем. На протяжении нескольких летних каникул. Хотя и был у неё один маленький недостаток - книга была на польском языке. Откуда взялась книга на польском языке в глухой русской деревне, до сих пор остается для меня загадкой.
Да, я мало понимал из того, что было написано в этой книге. Но догадывался, какое волшебство в ней скрыто, сколько приключений и подвигов совершал в этой книге героический Шарик со своими танкистами. Ведь по этой книге был снят мой любимый фильм, ради просмотра очередной серии которого, однажды я даже прогулял школу. За что и был нещадно наказан по все строгости «военного (школьного) времени». Мама сказала, чтобы я так больше не делал.
Хорошо ещё, что мне вообще фильмы смотреть после этого не запретили. Но до этого дело не дошло. К тому же, отец всегда говорил, что каждый фильм – как школьный урок, чему-то нас учит. Поэтому после просмотра любого фильма или мультфильма я должен обязательно сделать три вывода – чему меня хотели научить его создатели. И нужно ли мне это? А еще он говорил, что лучше смотреть хорошие фильмы. В то время плохих фильмов не было.
Но однажды я посмотрел какой-то страшный фильм про войну. В фильме было много погибших и раненых. Тогда «кровожадных» фильмов еще не показывали, не было ни ужастиков, ни триллеров. И все они были без натуралистических подробностей. Но в этот раз мне действительно было страшно. Отец это заметил.
- Ты же хочешь стать военным. Считай, что это учебный фильм по военно-полевой медицине. В кино тебе показывают раненого. Ты должен четко представить, что и как ты должен сделать, чтобы спасти его.
А потом почему-то добавил.
- У режиссеров с фантазией все нормально – такого напридумывают, что мало не покажется.
С тех пор я уже не боялся смотреть самые страшные фильмы. Ведь они были всего лишь учебными пособиями по оказанию первой медицинской помощи и самопомощи на поле боя. К сожалению, вскоре я немного разобрался с основными приемами первой медицинской помощи и неожиданно обнаружил, что фантазия режиссеров в этом вопросе все же не безгранична. И со временем подобные фильмы стали мне неинтересны.
А вот веселые фильмы мне понравились гораздо больше. Помните, песенку из кинофильма «Айболит-66»:
Ходы кривые роет
Подземный умный крот.
Нормальные герои
Всегда идут в обход…
Хороший, поучительный фильм для любого командира. Оказывается, в бою всё очень просто. Когда ты сильный и умный – используй охват противника. Когда умный, но недостаточно сильный – обход. Когда умный, но совсем не сильный – отход (заманивая противника на заранее подготовленные огневые ловушки, минные поля и наноси ему максимальный урон). Иначе ты совсем не очень умный.
А еще мне нравились военные фильмы. В одном из них я увидел, как немцы во время нашей артподготовки прятались на обратном скате высоты. Когда наши поднимались в атаку, они возвращались на свои основные позиции и открывали огонь. При этом несли минимальные потери. В отличие от наших бойцов.
Много лет спустя в августе 1986-го года в Афганистане вертолетчики по ошибке обстреляют 9-ю сторожевую заставу нашей роты. С тех пор я всегда буду помнить о возможности «дружественного» огня. В мае-июне 1987-го года моему разведвзводу почти целый месяц придется участвовать в операции на пакистанской границе в районе Алихейля и оборонять одну горку. Я на полном автопилоте размещу свой разведвзвод на горке, с учетом не только того, что увидел в кино, но и с учетом возможного дружественного огня. Почти целый месяц душманы будут обстреливать практически в упор нашу горку реактивными снарядами. Позднее подтянут миномёт и горную пушку. По ошибке, на нашу горку залетит и парочка наших снарядов (вот это будет по-настоящему страшно). Так что, спасибо отечественному кинематографу за правильные фильмы про войну – благодаря этим фильмам все мои разведчики вернутся с этой операции живыми.
Но это будет еще нескоро. В старших классах мне катастрофически не хватало свободного времени. Уроки, факультативы после уроков, шахматный кружок, музыкальная школа, работа в Комитете комсомола школы (я отвечал за гражданскую оборону: в моем ведении было бомбоубежище неподалеку от нашей школы, три сандружинницы и обязанность под руководством инструктора райкома ВЛКСМ регулярно проверять в бомбоубежище запасы питьевой воды, медикаментов, средств индивидуальной защиты; услышав «плохие вести» из радиоточки, которые были в каждой квартире, я должен был организовать встречу и размещение мирных жителей в бомбоубежище, доврачебную медпомощь и досуг - психологическую помощь), занятия в театральной студии, бассейн, спортивная школа, занятия на подготовительных курсах в МАДИ... В общем, когда вечером я возвращался домой, у меня была возможность посмотреть только один фильм – в 21.30. Потому что еще нужно было сделать уроки и кучу всяких разных дел.
Тогда я еще не знал, что одним из самых распространенных способов защиты информации в недалеком будущем станет использование избыточной информации. И для того, чтобы ты не посмотрел хороший и полезный фильм, враги заполнят все телеканалы кучей ненужный, вредных и просто бесполезных фильмов и телепередач.
И вместо того, чтобы смотреть фильмы каждый вечер, теперь я выбирал только самые интересные: про войну, путешествия или детективы. Два-три фильма в неделю. Обычно на выходные. До тех пор, пока не понял, что не во всех, даже самых интересных фильмах, есть что-то для меня полезное. А еще, что в этих фильмах показывают жизнь других людей. И, вместо того, чтобы смотреть, как жили другие люди, нужно постараться самому прожить такую жизнь, про которую потом будут снимать фильмы.
Школу я больше не прогуливал. Тем более что после того, как я окончил четвертый класс, мы получили новую трехкомнатную квартиру. И переехали ближе к центру города. Меня перевели в школу №1. Учиться ней было интересно. Тем более что в предыдущей школе № 17 был довольно молодой педагогический состав. А в новой школе нашими учителями были те, кто пришёл преподавать почти сразу после окончания Великой Отечественной войны. Это был первый послевоенный набор учителей. И так получилось, что, выпуская нас из школы, многие из них уходили на пенсию.
В нашей школе из пяти учителей-мужчин, кроме физрука, остальные были фронтовиками. Очень многие учительницы – женами или сестрами фронтовиков. Это были лучшие учителя из всех, которых я встречал в жизни. Они не только стремились научить нас гораздо большему, чем было заложено в учебной программе (после учебных занятий бесплатно проводились факультативы по математике, физике, химии, истории, иностранному языку и др.), но и доходчиво объясняли, для чего всё это понадобится нам в жизни. Так из обычной формулы T=S/V, которую на уроках физики объяснял нам Георгий Иванович Топоров, через много лет у меня «родилась» Теория коротких траекторий – в том числе, благодаря этой теории все мои бойцы вернулись с войны живыми.
Преподаватель Начальной военной подготовки Гаврилов Георгий Михайлович, выпускник МКПУ (Московского командного пехотного училища), явно «злоупотребляя» своими фронтовыми связями, умудрялся где-то добывать приборы радиационной и химической разведки, которых еще не было даже в армии. Подсобное помещение в его классе было похоже на настоящий Остров сокровищ. И всеми этими «сокровищами» на уроках он щедро делился с нами. После уроков проводил стрелковые тренировки и учебные стрельбы (из пневматического оружия). Делился с нами своим боевым опытом.
Да, это было особое поколение Учителей, которые старались передать нам все самое лучшее, что в них было. А еще они очень любили всех нас. Наверное, поэтому и старались научить всему тому, что знали сами.
Александр Карцев,
http://kartsev.eu(продолжение следует)
P.S. На фото: командир 12 курсантской роты МВОКУ капитан Карцев Александр Иванович, 1990 г.