Про поборы у нас тоже бывало, когда мы выдвигались на передвижные КПП. Такса была с легковых по 10 руб., с грузовиков - 50 руб., КамАЗы - 100 руб., КамАЗы с дополнительными баками - 150 руб., бензовозы - 500 руб. за цистерну. Грабежей не было, в наглую никого не расстреливали.
А насчет ротного, у нас подобный был комбат. По местным кафешкам обедал, заказывал все самое дорогое и ни за что не платил. К нему потом стали подходить хозяева, мол, командир, надо платить за обеды. Он в ответ: я тебя тут защищаю, это и есть оплата.
В общем, его заказали.
В один солнечный день он на своем УАЗике поехал с комполка (тот был на своем УАЗике) в Хасавюрт попариться в баньке. Из сопровождения были только водители УАЗов и замполит батальона, вооружение - автоматы.
В тот день нашим было назначено выставляться на передвижное КПП в район Волчьего ущелья, это по трассе "Кавказ" между Кошкельдами и Суворов-Юртом (сейчас его зовут Нойбера). По стечению обстоятельств в этот день поехали на БТР выставляться, до этого обычно ездили на ГАЗ-66, так как наш БТР-70 постоянно был на ремонте и использовался, как неподвижная огневая точка.
В этом ущелье постоянно выставлялся десантурский заслон, так как с ущелья из-за довольно близко примыкающей к дороге "зеленке" очень часто обстреливали наши колонны, проходящие по трассе. Но в тот день десантура свой заслон не выставила, только прошлась по тому участку "инженеркой".
Напарившись в хасавюртовских банях товарищи полковники возвращались домой.
Далее из рассказов пацанов. Они стояли на одной возвышенности ущелья, а со стороны Хасавюрта показались два УАЗа, головным шел комбатовский, стали спускаться и сразу густое черное облако взрыва, из которого вылетел, кувыркаясь, УАЗ комбата, УАЗ комполка нырнул в образовавшуюся воронку. От взрыва в УАЗ комполка в лобовое стекло влетел большой кусок асфальта, пролетел между полканом и водилой. УАЗ комбата, после переворотов упал на крышу. Начался перекрестный огонь по машинам.
Все это случилось за считанные секунды, пацаны только успели прыгнуть на БТР и рвануть на помощь, дело происходило в полукилометре от них.
Отстрелялись, обошлось дело только "трехсотыми": водилу комполка посекло осколками лобовухи и куском асфальта сломало руку, сам комполка отделался осколками стекла в лысине, комбата тоже хорошо посекло, да и при кувыркании и падении машины какие-то травмы получил, замполит тоже какие-то травмы получил, водила комбата только более-менее целым оказался. Вот только после этого кувырка он не мог уснуть, говорил, что только закрывает глаза, как опять начинает в машине кувыркаться. Мы его постоянно водкой накачивали, чтоб он уснул.
Я в тот день только сменился с наряда помдежа по батальону и заслуженно спал после наряда. Залетает наш сержант и орет, что "трех-" и "десятиминутку" подорвали по тревоге. Давай меня будить, я его на хер посылаю, мол, заебали, всю ночь не спавши, и сейчас опять дрочево. Сержант даже обиделся, мол, комбата подорвали, и это не шутка. А у нас на тот момент долгое время была тишина и не верилось в очередное начало боевых действий.
Матерясь, я слез с нар, начал одеваться.
В группу трехминутной готовности входил "бодряк" (бодрствующая смена) караула, а в десятиминутную готовность саперы и разведка. Но так как разведка была на передвижном КПП, то в эту группу входили только мы, саперы.
Накинув истрепавшуюся "горку", броник без титановых пластин (ибо заебся ходить в тяжелом бронике, а командиры беспокоясь о нашем здоровье, заставляли одевать броники и каски), накинул разгрузку, вытащив из пирамиды автомат, потопал неспеша за остальными к месту построения и получения приказа.
Обычно, все построение проходило быстро, мы грузились в наш бронированный ЗИЛ и выезжали, а тут все никак не отдают команду на погрузку.
А солнце жарит нещадно, я уже думаю, почему я "горку" одел, а не "сетку"?
Дают команду на выход (!). Мы в ахуе смотрим друг на друга, почему не к машине?
Взводный наш уже на ходу отдает распоряжения, оцепить взлетно-посадочную площадку, находящуюся рядом с нашим батальоном. Оцепили, залегли.
Вдалеке застрекотали винты вертушки и показался Ми-8, покружил, выпуская вспышки и пошел на посадку. В это время ворота батальона открылись и выехала наша "таблетка". Подъехала к вертушке, открылись задние двери, бойцы вытащили двое носилок и погрузили в вертолет. Как узнали позже, это были наши комбат с замполитом. Куда делся сам комполка и его водила, я так и не узнал.
Вертушка улетела, мы погрузились в машину и поехали в сторону Волчьего ущелья.
На месте уже был чеченский следак, бегал фотографировал воронку. Воронка была метра два глубиной, четыре в диаметре, и, что удивительно, под асфальтовым полотном.
Пацанов, кто оказался на передвижном КПП, всех трясло, не могли слова сказать, только пальцами в "зеленку" тыкали, уже потом рассказали, что там было.
Начали мы осматривать место взрыва. Спустился я в кювет и заметил в траве какую-то серую ямку в откосе дороги. Начал щупом туда тыкать, вроде бы все мягко, никакого инородного предмета там нет. Потом уже дошло, что это за ямка, это маленькая воронка.
Если никто из чехов после взрыва не смог подойти к месту взрыва, то, значит, их рация где-то рядом.
Мотороллы и Кенвуды - вещи довольно дорогие, чтоб их тратить на каждый радиоуправляемый фугас.
Значит зарыли в этом месте рацию и вышибным зарядом рация куда-то улетела.
Прикинув направление, куда могла улететь рация, мы с напарником пошли прочесывать поле. Как оказалось, что метрах в четырехстах был овраг, откуда чехи стреляли с этой стороны. С другой стороны были горы и "зеленка".
Нашли рацию. Как она была оформлена, стоит отдельного повествования.
Чтоб гэбисты не смогли вычислить поставщика раций, платы вынимались из корпуса, на котором серийники были. Снимался динамик рации, оставался только приемный блок. Про изготовление радиоуправляемого фугаса рассказывать не буду, но этого достаточно было, чтоб взорвать что-то или кого-то на расстоянии до нескольких километров.
В это время в БТРе ожила рация и чехи извинились за поврежденную машину, но про комбата сказали, что его настигла небесная кара за то, что обижал слабых.
Платы от рации и аккумулятор были упакованы в пластиковую бутылку, все пустоты были залиты монтажной пеной. В таком виде по рации можно хоть кувалдой бить, хоть взрывать, но ей ничего не будет. Хитро придумано.
По связи вышли на наших, сказали о находке, стали ждать. Прибежали наши командиры, следак чеченский. Следак (возможно, что он был экспертом-криминалистом) сразу приложил линейку, сфоткал, достал полиэтиленовый пакет и упаковал туда рацию. Жаль, я думал себе ее забрать, прилепить динамик и попиздеть с чехами, но не судьба.
Пошли с напарником дальше до оврага. Бля, да там лежка хорошая была оборудована, и овраг, петляя, уходил в глубину полей. С дороги этот овраг не видно, хорошая позиция. После того случая десантура стала заслон в обе стороны выставлять, до этого у них БМП постоянно смотрела в горы. А тут оказывается и с оврага можно охеренно расстрелять колонну и съебтись незамеченным.
Дальше по оврагу не пошли, хер знает, что там, или засада, или растяжки, да и смысла не видели. Вернулись.
В это время подъехал десантурский ИРД, их летеха в ахуе смотрит на воронку и трясясь бормочет "Это же наш участок... Как же мы проебали фугас?"
Потом поинтересовался потерями, сказали, что "двухсотых" нет, только трое "трехсотых".
Потом малость постреляли по "зеленке", выпустили пар. Дали нам команду по машинам, УАЗ к ЗИЛу прицепили на жесткую сцепку и потащили его в батальон.
Вышестоящее командование долго не хотело списывать этот УАЗ, хотя он весь был порван и восстановления не подлежал. Утверждали, что необходимо провести кузовные работы и его еще можно эксплуатировать. Зампотех тогда распорядился поставить швеллер на УАЗ и прокатиться по нему БТРом, чуть ли не превратив в лепешку. Только после такого удалось УАЗ списать.
Подозрение про тот фугас было такое, что когда-то давно под асфальт заложили пару снарядов калибром не менее 122 мм, потому что откосы дороги были неповрежденными, дерн не был нигде нарушен, кроме как в месте закладки рации. Не исключено, что много где по Чечне сделаны такие закладки, выведены провода. Стоит только поставить рацию и готов фугас. Но мы таких случаев больше не видели.
Хитрость у чехов постоянно зашкаливала. Однажды случайно заметили снаряд в бетонном блоке. Повезло, что снаряд был с краю блока, кусок бетона там отвалился и стал заметен взрыватель от снаряда с торчащими из него проводами.