Привет всем местным. Привет Слонам. В прошлом году сидел у вас в жюри на Бумажном Слоне. Как всегда победили те, чьи тексты мне не понравились, поэтому не судите строго за отзывы, возможно, что моя критика как раз говорит о том, что ваши рассказы гениальны, а я снова ничего не понял.
1. Я, Дом и другие его обитателиЕсть некоторые моменты в литературных описаниях, которые уже поднабили оскомину и читать их откровенно скучно:
1. Когда Герой/Рыцарь/Воин приходит к Дракону и объясняет ему зачем он, собственно, явился.
Вариантов написана масса, но все они, как правило, сводятся к банальному убийству из-за чего угодно. «Меня заставили», «Я влюбился в Маньку», «Хватит жечь деревни, погань», «Плати алименты, я теперь судебный пристав».
2. Когда герой попадает в некий другой мир и пытается выяснить, где же он находится.
Обычно это однотипные вопросы в стиле: «Я что, умер?». В этих ситуациях я больше всего сочувствую тем персонажам, которым приходится на этот вопрос отвечать, терпеливо объясняя Лунтику, как ему теперь существовать в этом мире.
3. Когда маги объясняют читателю, почему же их осталось так мало.
Чаще всего это напоминает однотипное бурчание столетнего деда о том, что раньше было лучше.
Помимо скучной ностальгии о прошлом, в этом рассказе все волшебные стереотипы смешались в одну разноцветную смесь. Прелесть волшебства в литературе заключается в том, что автор сам это волшебство может, имеет право и просто обязан творить. Он не ограничен ничем, никакими законами и правилами кроме своей фантазии. Автор сам становится магом, в руках которого оказывается возможность снова заставить поверить глупых магглов в силу магии. В этом же заключается и сложность в создании волшебных миров. Многие воспринимают эту свободу от реализма как лёгкий путь, но это далеко не так.
Вот и здесь автор решил не заморачиваться, а взять за основу любую компьютерную игру, где есть источник манны, которым должен пополняться маг; сгустки чистой силы, которыми он шмаляет из рук почём зря, Домового ожидаемо зовут Сеня, хотя в окружении старого дома с призраком и живущего в нем мага, органичнее смотрелся бы не простачок Сеня в лаптях, а угрюмый, клыкастый и одичалый дух без имени, который ночью грызет магу ступни вместе с натоптышами; какая-то Петровна, которая очень «органично» смотрится рядом с элементалями, Флейми и Джеймсом. Юмор, основанный на этом персонаже не разбавляет картину, а превращает и так ядренную смесь в дешёвую фантасмагорию.
Идея-то неплохая. Последние из могикан, разуверившиеся в окружающем мире, собираются в одном месте, чтобы не так тяжко было смотреть на мир без чудес. Какую атмосферу жду я – читатель? Атмосферу мрачности, уныния и неверия в будущее, а в финале я хочу увидеть надежду, лучик света, который блеснёт среди туч. Но эту атмосферу отчасти передает лишь зацикленный на ключе Джеймс. Все остальные персонажи или просто упоминаются как данность, или неумело пытаются пошутить, или ноют о том, что сейчас уже не так, как было когда-то. Я им не сочувствую. Мне и надежда уже не нужна, теперь мне хочется развития сюжета – чем же эти чудаки будут заниматься в этом Доме, который зачем-то тоже позиционируется как персонаж, но никаким образом в сюжете не участвует. Кто здесь окажется засланным казачком, кто убьет десять маленьких афроамериканцев, какой комбинатор разведет подпольного мага на миллион единиц манны и уедет в Рио?
Автор заканчивает знакомить нас с героями и... и... конец. Яйцо дракона, выглянувшее из-под одеяний старого бурчащего мага. Видели? Видели? Ну вот и все, расходитесь.
Ок, автор все же решил дать надежду. Кроме слов главного героя, он вводит ещё и яйцо дракона, как бы это странно ни звучало. Но... как бы... и что? Почему я должен восхититься? Чем в широком смысле дракон отличается от других сказочных существ, которые уже находятся в доме? Это просто ещё один персонаж. И ладно бы автор как-то объяснил, в чем соль этого появления – может, дракон когда вырастет, начнет бесплатно раздавать манну, как роутер? Может, он начнет плодить сущностей, как жительница африканской деревни?
Нет, просто автор говорит, что рассказ окончен, а вы, дорогие читатели, сами дофантазируйте, чем так важен дракон в современном волшебном мире. А вдруг он их всех сожрёт когда вырастет? «Нет, такой дракон нам не нужен».
Конечно же, я утрирую. Общий смысл понятен – добро плодит добро, а волшебство – волшебство. Мораль ясна и предельно понятна, но как она подана? Ведьма говорит об этом магу. А он, конечно же, раньше об этом и не догадывался. То есть, для того, чтобы заметить, что когда ты пьешь воду из кружки, количество воды в ней не уменьшается, а увеличивается, необходима ведьма, которая укажет тебе на это чудо? Надеюсь, что остальные персонажи не застревают периодически в текстурах Дома, а то они, судя по всему, могут.
Единственным объяснением для отправки этого рассказа на конкурс я посчитал то, что автор решил написать большое произведение о жизни этих персонажей, а чтобы его прорекламировать, он заслал сюда первую главу, чтобы заинтриговать будущих читателей. Если это так, то респект автору за находчивость.
В итоге – неплохой слог, крайне стереотипная концепция волшебного мира и отсутствие кульминации и внятной развязки.