160


В связи с санкциями, сближением Ирана и России, а также прочими вещами происходящими в мире мне не так давно подвернулся осенью тур в Исфахан, где и довелось побывать.
Кратко о городе
город в Иране на берегу реки Заянде, расположенный в 340 км к югу от Тегерана. Административный центр провинции Исфахан, третий по величине город Ирана (после Тегерана и Мешхеда). Население — 1 547 164 человек.
Из истории
Древний Исфахан был частью Эламской империи. Под названием Аспандана он стал одним из главных городов Мидии, когда там поселились иранские мидийцы. Как только Кир Великий (прав. 559—529 гг. до н. э.) объединил персидские и срединные земли в империю Ахеменидов (559—330 гг. до н. э.), религиозно и этнически разнообразный город Исфахан стал примером легендарной религиозной терпимости царя. После взятия Вавилона в 538 году до н. э. Кир издал указ по которому вавилонские евреи могли вернуться в Иерусалим (см. Ездра, гл. 1). Вероятно некоторые из этих освобожденных евреев поселились в Исфахане вместо того, чтобы вернуться на родину. Персидский историк X века Ибн аль-Факих писал: «Когда евреи эмигрировали из Иерусалима, спасаясь бегством из Навуходоносора, они унесли с собой образец воды и почвы Иерусалима. Они не поселялись нигде и ни в одном городе, не исследовав воду и почву каждого места. Они сделали это пока они не достигли города Исфахана. Там они отдыхали, исследовали воду и почву и обнаружили, что они аналогичны иерусалимским. После этого они поселились там, возделывали землю, растили детей и внуков, и сегодня это поселение называется Яхудия»
Парфяне в период 250—226 гг. до н. э. продолжали традицию терпимости после падения Ахеменидов, укрепляя эллинистическое измерение в иранской культуре и политическую организацию, введенную вторгшимися армиями Александра Македонского. При Парфянах аршакидские правители управляли провинциями страны из Исфахана, а развитие города ускорилось, чтобы удовлетворить потребности столицы.
Следующая империя, управляющая Персией, Сасаниды (226—652 гг. н. э.), руководила масштабными изменениями в своём государстве, инициировав масштабную сельскохозяйственную реформу и возродив иранскую культуру и зороастрийскую религию. И город, и область тогда назывались Аспахан или Спахан. Городом управляла группа под названием «Эспохранс», которая происходила из семи благородных и знатных иранских семей. Сохранившиеся фундаменты некоторых мостов эпохи Сасанидов в Исфахане позволяют предположить, что сасанидские цари увлекались амбициозными проектами городского планирования. Хотя политическое значение Исфахана за этот период уменьшилось, многие князья Сасанидов изучали государственное управление в городе, а его военная роль быстро возросла. Его стратегическое расположение на пересечении древних дорог в Сузы и Персеполис сделал его идеальным кандидатом для размещения постоянной армии, готовой в любой момент выступить против Константинополя. Слова «Аспахан» и «Спахан» происходят от пахлави или среднеперсидского, что означает «место армии».
Хотя было упомянуто много версий о происхождении названия Исфахана, на самом деле мало что известно о нём до правления Сасанидской династии (ок. 224—651 гг. н. э.). Исторические факты свидетельствуют о том, что в конце IV и начале V веков царица Шошандухт, еврейская супруга Йездегерда I (прав. 399—420) поселил колонию евреев в Яхудии. Это было поселение в 3 км к северо-западу от зороастрийского города Габы (его ахамидское и парфянское название; Габай было его сасанидским названием, которое было сокращено до гай (араб. джай)), которая находилась на северном берегу реки Зайендеруд. Постепенное уменьшение численности гайев (джайев) и одновременный рост населения Яхудии и его пригородов после исламского завоевания Ирана привели к образованию ядра города, которым впоследствии стал Исфахан. Слова «Аспадана», «Испадана», «Спахан» и «Сепахан», все из которых происходит слово Исфахан, относились к области, в которой был расположен город.
Исфахан и Гай имели круглую форму, что характерно для парфянских и сасанидских городов. Однако этот сообщаемый сасанидский круговой город ещё не открыт.
Исфахан, как и другие города Ирана попал под владычество арабов вплоть до эпохи Аббасидов. В X веке при Буидах, Исфахан вновь обретает свою значимость. При султане Мелик-шахе (1072—1092) Исфахан стал столицей государства Сельджуков. В XI веке в Исфахане жил и учил знаменитый персидский философ Авиценна.
В XIII веке город разорили монголы. В 1387 году последовало нашествие Тамерлана. Город был взят, однако почти сразу в нём вспыхнуло восстание под руководством кузнеца Али Кочапа. Народный гнев обрушился на солдат Тамерлана и сборщиков налогов. В ходе подавления восстания Тамерлан проявил крайнюю жестокость: было перебито, как говорят, до 70 тысяч горожан, а из их голов были воздвигнуты башни. Тем не менее, благодаря своему выгодному географическому положению, Исфахан был быстро отстроен и процветал, особенно при Сефевидах.
Около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».
Золотой век для Исфахана наступил в XVI веке при шахе Аббасе I Великом (1587—1629), во времена которого город стал столицей Сефевидов и оставался ею свыше ста лет. Во время правления Аббаса Великого в Исфахане были парки, библиотеки и мечети, изумлявшие европейцев. Персы называли город Нисф-е-Джахан, что означает «половина мира», давая тем самым понять, что увидеть Исфахан — все равно что увидеть половину мира. Это был один из крупнейших городов мира с населением около 600 тысяч жителей; в городе было 163 мечети, 48 медресе, 1801 лавок и 263 общественные бани.
В 1722 году Исфахан захватили и разорили афганцы после долгой осады, вследствие чего большая часть города превратилась в руины. Это, а также открытие более дешевых морских путей для торговли, послужило постепенному упадку города. Окончательно Исфахан потерял статус столицы Ирана в середине XVIII века.
В 1917 г. во время Первой мировой войны в городе состоялся совместный парад русских и английских войск.
Туризм
Город серьёзно удивил - не ожидал такого не то что от Ирана, но и вообще от Исламского мира в целом. Исторические памятники находятся в отличном состоянии и готовы радовать толпы туристов. С инфраструкторой все достаточно неплохо, есть хорошие отели, много кафе с персидской, арабской, армянской и еврейской кухней, сам город потресающей богат - здесь есть дворцы, мечети, христианские храмы, особняки, сады, город просто сказка, всем рекомендую его посетить, ничем не хуже многих крупных городов Европы.
Будет 100-300 фото