165


Здравствуйте дорогие читатели!
Продолжаю публикацию о местах, куда не ступала нога блогера, в отличии от подобных мест на Колыме или от Камчатки. Про эти названия фактически нет никаких сведений кроме местных деревенских легенд и скупых сведений местных справочников.
Сегодня мы отправляемся вниз по Шилке в сторону Усть-Карска.
Даже Сретенск на их фоне кажется большим городом. Вот за Сретенском-то и заканчивается асфальт, мобильная связь и вообще признаки цивилизации. Мы попадаем частично в первую половину прошлого века, а иногда возникает ощущение что в позапрошлый.
Проезжая тупиковую станцию в Сретенске, мы поднимаемся в Моргульский хребет. Мановский 250-ти сильный мотор с трудом берет крутой подъем по скальняку на второй пониженной передаче. Когда ливень и распутица трасса проходима только для полноприводных автомобилей на спецшинах.
В прошлом эта дорога Екатерининский тракт. По нему в 18-ом веке гнали каторжан на работы в Усть-Карские рудники, где золото добывается и поныне. У деревень Моргул, Молодовск, Ломы, Фирсово, Уктыча, Мангидай, Большие Боты, Бори, Чалбучи, Шилкинский Завод, Усть-Карск, Верхние и Нижние Куларки. практически одинаковая история. Все они возникли как казачьи поселения, и обслуживали инфраструктуру, если можно назвать так транспортного пути. Река Шилка в те времена была судоходной и основной транспортной артерией на восток. До революции это были богатые деревни, здесь до сих пор ходят легенды о награбленном золоте разбойников. Здесь шли ожесточенные бои с японцами в годы гражданской войны. Этим деревням чудом повезло уцелеть до наших дней, но вопрос их исчезновения - ближайшие десятилетия. Их упадок и деградация начались еще в 60-е годы, во временя хрущевской программы по сокращению деревень и сел, а в 90-е годы процесс ускорился, чему способствовала общая ситуация в регионе. К тому же Шилка перестала быть транспортным путем, и ничего в деревнях кроме мелкого натурального хозяйства в наши дни не осталось. Старики, кто доживает свой век и нет возможности поменять место жительство. Население менее 500 человек, из благ цивилизации - кнопочный мобильный телефон, связь, которая крайне неустойчива и ловит только местами. Здесь нет даже централизованного электричества, его подача осуществляется от дизель-генераторных станций. От Сретенска до Усть-Карска нет ни одной АЗС! Зато какая чистая и красивая природа.
На протяжении все дороги скорость удается держать едва ли больше 30 км/ч, даже если участок позволяет разогнаться больше ехать этого не стоит - глина и коварные повороты. За 6 часов, что я ехал мне попалось всего 2 машины. Зимой здесь бывает до -52С, в случае чего на по мощь рассчитывать не стоит. К тому же многочисленные ручьи начинают кипеть, а грунтовые воды делают некоторые участки дороги абсолютно непреодолимыми.