Для начала - общий обзор вопроса. Почему вообще всё это всплыло?
При СССР главным южным ходом был другой: Москва - Тула - Орёл - Курск - Белгород - Харьков - затем развилка на Крым (Лозовая) и Кавказ (Красный Лиман). На Адлер далее ход шёл так: Иловайск - Таганрог - Ростов и далее на юг. В позднесоветские времена этим ходом шло в сезон более сотни поездов в сутки - трафик был реально огромный. Расписание по ст. Харьков-Пасс. (Южный вкз.) году этак в 1988-1989 было просто гигантским - и я никогда не видел на территории СССР и экс-СССР ничего большего по напряжённости, ни до ни после. Китай с его нынешними мегапотоками не берём, это другая цивилизация и эпоха.
Однако при распаде СССР и наступлении незалежности трафик начал постепенно спадать. Сперва на харьковском ходу ввели таможню, потом "легкий" погранконтроль, потом - в середине "нулевых" - полноценный. На старом главном ходу, если следовать на Кавказ, получалось аж четыре длительных пограничных стоянки поездов с полноценным таможенно-пограничным контролем - что было не только неудобным для пассажира, но и увеличивало время следования поездов примерно на 4-5 часов, в сравнении с советскими временами. И со второй половины 90-х южные поезда стали массированно переводить на более короткий миллеровский ход без погранконтролей. Раньше он был сугубо вторичным, но в новой конфигурации реальных границ стал приобретать стратегическое значение.
Примерно к середине 2000-х большинство поездов на Адлер, Кисловодск, Ростов, Кубань и республики Северного Кавказа уже следовали по миллеровско-россошанскому ходу. Его реконструировали и усилили. Казалось, что всё решено, не надо больше никаких пограничных формальностей, поезда пошли быстро. Но вдруг прозвенел звоночек первого Майдана (2004), с усилением общего антироссийского настроя. И впервые встал такой вопрос: а ведь и второй прямой ход пересекает границу Украины, примерно 10 км идёт по её территории и ещё около 40 км граница идёт вдоль ж/д линии. До этого, при Кучме, на это вообще не обращали внимания - "ведь мы близкие соседи, только немного разные". Но вопрос встал только теоретически и как бы "на горизонте", для его решения до конца 2013 не прилагали никаких усилий.
Затем пришёл второй Майдан - уже с насильственным захватом власти отмороженными националистами, случился "крымнаш"; а также масштабный политический кризис, вместе с началом войны на Донбассе. Тут-то все и проснулись. "А что делать-то? Они могут в любой момент либо перекрыть ход, либо устраивать на своём пояске то, что им заблагорассудится". Поясок главного хода оказался на территории украинской части Луганской области, близ зоны АТО. И получилось, что от линии фронта августа 2014-го до стратегически важного главного южного хода России, пересекающего Украину, было всего лишь 75-80 км. Опасность налицо. Нужно было что-то делать (но об этом дальше).
Карта 1. В красный квадрат заключен проблемный участок главного южного хода, о котором и речь.