2


Часть 1: Клиент, который слишком много извинялсяАртур Пендрагон-Смыслов ненавидел утра. Утра требовали действий, а Артур специализировался на саркастичных наблюдениях и питье кофе, который был чернее его взгляда на жизнь. Он сидел в своем офисе, вывеска на котором гласила: «Частный детектив и консультант по экзистенциальным вопросам», и пытался не смотреть на своего партнера.
Зоя «Кувалда» Иванова, бывшая прима-балерина, изгнанная из театра за то, что случайно отправила дирижера в нокаут во время фуэте, сейчас занималась утренней разминкой. Она балансировала на одной ноге на шаткой стопке уголовных кодексов, а второй ногой помешивала чай.
— Ты напряжен, Артур, — заметила Зоя, не пролив ни капли. — Тебе нужно ударить грушу. Или хотя бы подушку. — Я тренирую свой интеллект, Зоя. Это требует неподвижности, — буркнул Артур.
В этот момент дверь распахнулась, и в офис, спотыкаясь о коврик, влетел человек. Это был Иннокентий Лютиков — наш временный герой, известный в узких кругах коллекционер бессмысленных редкостей. Он был одет в твидовый пиджак, который явно пережил нападение моли, и выглядел так, будто за ним гонится стая разъяренных библиотекарей.
— Пропала! — взвизгнул Лютиков, падая в кресло. — Она пропала! Моя прелесть! Моя гордость! Моя «Матрешка Шрёдингера»! — Успокойтесь, — Артур лениво пододвинул ему салфетку. — Что именно украли? Кота или физика? — Матрешку! — Лютиков зарыдал. — Это легендарный артефакт. Говорят, она бесконечна. Ты открываешь одну, а там другая. И так — вечность. Я купил её на аукционе проклятых вещей в Сызрани. Сегодня утром сейф был пуст! — Сейф был взломан? — деловито спросила Зоя, спускаясь с книг. — Хуже! Он был открыт... вежливо. Вор оставил записку на надушенной бумаге: «Слишком много слоев для одного человека».
Артур приподнял бровь. — Эстет. Ненавижу эстетов. Они всегда оставляют сложные улики. Зоя, готовь свой любимый кастет. У нас дело.
Часть 2: Улики пахнут лавандой и отчаяниемКвартира Лютикова напоминала музей, в котором взорвалась барахолка. Повсюду лежали старинные пуговицы, фантики от конфет 19-го века и коллекция сушеных комаров.
Сейф, в котором хранилась Матрешка, представлял собой переделанный холодильник «ЗИЛ». Дверь была распахнута.
— Смотрите, — Зоя указала на пол. — Следы. Это были не просто следы. Кто-то прошел к холодильнику в пуантах, посыпанных блестками. — Вор — балерина? — глаза Зои загорелись недобрым огнем. — Это может быть Ленка «Штопор» из Большого. Она всегда завидовала моей растяжке.
Артур наклонился к холодильнику и понюхал воздух. — Лаванда. И легкий оттенок... клея «Момент»? Внезапно Лютиков схватился за сердце. — О боже! Я вспомнил! У меня же аллергия на приключения! — Что? — не понял Артур. — Врач запретил мне волноваться. А еще мне нужно кормить моих аквариумных рыбок. Они чувствительны к моему отсутствию. Я... я оставляю расследование на вас! Найдите Матрешку, я заплачу вам редкой маркой с изображением перевернутого утюга!
С этими словами Лютиков выбежал из квартиры, оставив детективов наедине с уликами и запахом нафталина. — Ну вот, — вздохнула Зоя. — Слился. А я только хотела показать ему, как я умею ломать доски взглядом. — Сосредоточься, Ватсон в юбке, — сказал Артур, поднимая с пола маленькую визитку, которую не заметил Лютиков. На ней золотыми буквами было выведено: «Клуб Анонимных Перфекционистов. Мы исправим то, что вас бесит».
Часть 3: Логово безупречностиАдрес на визитке привел их в заброшенный цех на окраине города, который кто-то превратил в стерильно белое пространство. Здесь не было пыли. Вообще. Даже воздух казался отфильтрованным через шелк.
Посреди огромного зала за идеально круглым столом сидел человек в белом костюме. Он раскладывал пазл из 10 тысяч деталей, перевернутых картинкой вниз. Это был Виктор «Ровный Край», злодей, одержимый порядком.
— Артур Пендрагон, — Виктор не поднял головы. — И Зоя... хм... та, что нарушает симметрию. Я ждал вас. — Где матрешка, псих? — Зоя хрустнула костяшками пальцев, нарушая тишину зала противным звуком. Виктор поморщился. — Матрешка — это хаос, — спокойно ответил Виктор. — Бесконечность слоев — это издевательство над завершенностью. Я украл её, чтобы положить этому конец. Я доберусь до последней куклы, даже если мне придется потратить на это всю жизнь. — Ты не понимаешь, — вздохнул Артур. — Смысл матрешки не в конце, а в процессе. Это метафора бюрократии. — Плевать на метафоры! — взревел Виктор, теряя самообладание. — Охрана! Уберите этот мусор!
Из теней вышли двое громил. Они были одеты в одинаковые комбинезоны и двигались синхронно. — Зоя, твой выход, — Артур сделал шаг назад, доставая сигарету (которую, конечно, нельзя было курить в этом храме чистоты).
Началась битва. Зоя использовала свой фирменный стиль «Пьяный лебедь». Она сделала гран-батман, выбив у первого громилы зуб (который упал на пол, нарушив идеальную чистоту, отчего Виктор взвизгнул). Второго она скрутила в сложный узел, напоминающий морской, и положила аккуратно в угол.
— Несимметрично положила! — в ужасе закричал Виктор, бросаясь поправлять поверженного охранника. Этим моментом воспользовался Артур. Он подошел к столу, где стояла злополучная Матрешка. Она выглядела обманчиво просто: деревянная, с румяными щеками и наглой ухмылкой.
— Стой! — крикнул Виктор. — Не открывай её! Я дошел уже до 745-го слоя! Там внутри становится всё страннее!
Часть 4: Великое НичтоАртур проигнорировал крик. — Зоя, держи его. Зоя села на Виктора сверху, начав пилить ногти. — Давай, Артур. Посмотрим, из-за чего весь сыр-бор.
Вокруг стола валялись сотни половинок матрешек. Они становились всё меньше и меньше. Артур взял текущую куклу — размером с наперсток. — У тебя есть лупа? — спросил он Виктора. — В верхнем ящике, отсортирована по диоптриям, — прохрипел перфекционист из-под Зои.
Артур вооружился лупой и пинцетом. Он вскрыл наперсток. Внутри была матрешка размером с рисовое зерно. Он вскрыл и её. Внутри была матрешка размером с пылинку. — Это действительно бесконечность? — прошептала Зоя, перестав пилить ногти. Атмосфера стала напряженной. Даже Виктор перестал дергаться.
Артур прищурился. Ему пришлось использовать микроскоп Виктора (стоящий рядом для проверки пыли). Он добрался до слоя, который был едва различим глазом. — Последний штрих, — пробормотал Артур и скальпелем поддел микро-матрешку.
Она раскрылась. Внутри лежала крошечная, свернутая в трубочку бумажка.
Артур аккуратно развернул её пинцетом под линзой микроскопа. — Ну? Что там? Тайна мироздания? Код от биткоин-кошелька? — не выдержала Зоя.
Артур прочитал, усмехнулся и выпрямился. — Там написано: «Сделано в Китае. Спасибо за покупку. Акция: собери 1000 слоев и получи купон на скидку».
В зале повисла тишина. — То есть... она не бесконечная? — спросил Виктор дрожащим голосом. — Она просто... маркетинговый ход? — Именно, — кивнул Артур. — Самая жестокая тайна века — это банальный коммерческий развод. Виктор заплакал. Его мечта об упорядочивании бесконечности рухнула.
Вечером они сидели в офисе. Лютиков прислал курьера за Матрешкой, но узнав, что внутри, отказался её забирать, заявив, что «потерял веру в магию предметов» и теперь собирает пробки от вина.
— И что нам с ней делать? — спросила Зоя, пытаясь собрать обратно 700 слоев матрешки. — Оставим как пресс-папье, — Артур закурил, глядя в окно на серый город. — Это хорошее напоминание, Зоя. — О чем? — О том, что если копать слишком глубоко, в конце можно найти лишь китайский купон на скидку.
Зоя хмыкнула и ударом ноги закрыла ящик стола. — Философ хренов. Чай будешь? — Буду. Только без сахара. Сладкая ложь мне сегодня уже надоела.