О начале времён в Древнем Египте

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hime
23.11.2025 - 03:01
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7366
4
Эта тема по мотивам об измерении первого часа в Древнем Египте. Она о том, что было до появления главного врага древних египтян - времени.

Вашему вниманию маленький, но нагруженный фрагмент из лекции Виктора Солкина "Легенда о сотворении".


В изначальной тьме, или "изначальные времена", был сотворён мир. В конце четвертого тысячелетия до новой эры, когда в Египте появляются первые знаки протоиероглифической письменности, самые древние египетские источники начинают говорить о том, как древние обитатели долины Нила видели начало своей Вселенной.

Постепенно в каждом из крупных египетских городских центров, которые конечно же одновременно были сакральными святынями, разговор о том, как появился мир из хаоса, складывался по-разному. Но мировоззрение древнего Египта принципиально отличалось от нашего современного, западного взгляда на мир тем, что оно не мыслило мир противоречиями - или то, или это. Наоборот, все явления рассматривались через совокупность своих проявлений, через союз "и". Египетская мудрость говорила о том, что чем больше описаний того или иного явления, тем больше человек подходит к постижению истины. А ядро её человеку неведомо, непознаваемо и недоступно.

К середине третьего тысячелетия до новой эры, когда появляются первые египетские религиозные тексты — знаменитые тексты пирамид, о которых сегодня мы с вами будем говорить достаточно много, — человек впервые ярко, целостно, комплексно сформулировал то, что нас с вами интересует не менее, чем древних египтян. Как был сотворён мир? Как родилась Вселенная? Откуда пришло то состояние вещей, в котором пребываем мы сегодня? Познавая это начало начал, они пытались тем самым не просто понять суть вещей, но и отстранить тот самый конец мира, конец Вселенной, который также описывали египетские тексты. Хотя для древних египтян это был не конец всего, а всего лишь конец эпохи, за которым последуют трансформация и возрождение.

Первый момент сотворения мира древние египтяне так буквально и называли «сеп-тепи» — первое или начальное время. Большинство египетских традиций мудрости того или иного города (крупнейших теологических центров) склонялись к тому, что мир был рожден вот так.

Из вод океана хаоса — великого Нуна — поднимается солнечноя дитя, которое в образе диска освещает собой новый, уже сотворенный мир.

Например, для греческих философов, для античной мысли, на которой базировалась европейская философская концептуальная мысль, мир делился на хаос, теос и космос. На хаос — как мир досотворенный, в котором все находилось еще в несистематизированном виде; на теос — как процесс, когда бог-демиург, бог-творец создаёт этот мир; и на космос — как на уже созданную систему, в которой существуем мы.

А древний Египет, как это часто бывает, мыслил глубже и дальше. И когда сегодня заглядываешь в глубиные египетские религиозные тексты, которые рассказывают о том, как "существовали несуществующие существа в несотворенном мире, не пришедшим в существование" (это перевод), то невольно здесь задумываешься о том, насколько там, в глубине 4-го и 3-го тысячелетия до новой эры мир порой постигал все глубже, шире и мудрее. Потому что человек древний пытался найти истоки своего существования, истоки своей вселенной для того, чтобы прежде всего изменить свой собственный мир. Для того чтобы хотя бы на мгновение вернуться к той непорочной исконной чистоте, в которой когда-то существовал мир — "сеп-тепи", в изначальные времена.

Великий океан хаоса Нун, великая водная стихия — она наполняет собой ныне все земные воды, она наполняет собой небеса. Это и вода, и одновременно некое непостижимое, неописуемое пространство, в котором все то, что позже будет частями сотворенного мира, существует в инертном, не действенном состоянии — состоянии сна. "Сеп-тепи" — это просто начало нового способа существования вещей, новой системы, новой вселенной, в которой все то, что было до неё, приходит в новом порядке, который образует бог-демиург.

Солнце, которое поднимается на горизонте (как на этом фото, это озеро Насер, в Нубии).

О начале времён в Древнем Египте
 
[^]
hime
23.11.2025 - 03:01
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7366
В египетских религиозных папирусах момент восхода изображался вот так — это фрагмент папируса Анхайи, великой жрицы и певицы бога Амона, которая жила в 10 веке до новой эры. Великий Нун, отец всех богов, на своих руках, поднимаясь из пучины бездны, возносит ввысь солнечную ладью. На солнечной ладье — важнейшие божества, и огромный солнечный диск, которому склоняются духи иного мира. В центре — символ скарабея, Хепер. Важнейший принцип, важнейший способ сотворения мира, как его описывают древние египтяне, изображался в образе скарабея.

С одной стороны, скарабей — это и самое молодое, утреннее, преисполненное силами солнечное божество — одна из его форм. С другой стороны, сам глагол «хепер-хеперер». Очень многие категории древнего мировоззрения безумно тяжело как-то втащить вот в прокрустово ложе современной западной религиозной и философской мысли. Вот его примерный перевод.

Цитата
"Приходить в существование, создавая нечто существующее путем распада самого себя на множество составляющих, которые все в совокупности являют единое целое".


Это очень важная для египетского мировоззрения вещь, которая полностью ставит крест на каком-либо западноевропейском определении египетской религии — это не монотеизм и не политеизм. Это нечто, что предполагает, что в начале творения единое, предвечно непознаваемое божество — даже имя которого неизвестно — египетские тексты называют его эпитетом «небер джер» («владыка всего до пределов») — будучи единым, он распадается на мириады богов. Все эти божества становятся душами определенных стихий, пространств, смыслов — вот такими одухотворяющими элементами всей вселенной. Но если всех этих богов обратно соединить воедино, появится тот самый предвечный бог, который является источником великой жизни, который побеждает любую смерть и который лежит в основе каждого суточного цикла.

Это сообщение отредактировал hime - 23.11.2025 - 03:02

О начале времён в Древнем Египте
 
[^]
hime
23.11.2025 - 03:01
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7366
В этой фразе заложена одна очень важная мысль: египтянин представлял себе мир конечным, но он считал, что конечную точку этого мира рассчитать человеческому сознанию не по силам. Поэтому каждую ночь в храмах проводились определенные ритуалы, которые должны были помочь солнечному богу там, в ином мире, победить силы хаоса для того, чтобы мир вновь существовал. Более того, каждый восход, каждый вот этот маленький суточный цикл, он уподоблялся тому самому великому «сеп-тепи», изначальному времени, в котором мир когда-то пришел в тот зримый образ, который мы с вами знаем. Суточный цикл, декадный цикл (у них была не неделя, а весь цикл на 10 дней), месячный цикл и годовой цикл. Вот эти малые на самом деле циклы, которые вписываются в гигантский "ахау" — срок существования жизни — который измеряется миллионами и миллионами лет. В котором в великом взаимодействии существуют люди, цари, боги и великие пресветлые предки, с которыми египтяне старались никогда не терять связи — ни внутри своих мировоззренческих концепций, ни внутри своих храмовых ритуалов.

ВСЁ.

О начале времён в Древнем Египте
 
[^]
maximus20727
23.11.2025 - 03:24
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.08.13
Сообщений: 24833
Цитата (hime @ 23.11.2025 - 03:01)
Поэтому каждую ночь в храмах проводились определенные ритуалы, которые должны были помочь солнечному богу там, в ином мире, победить силы хаоса для того, чтобы мир вновь существовал

Похоже на ацтеков. А если солнцу не помочь, то оно может и не взойти.

Это сообщение отредактировал maximus20727 - 23.11.2025 - 03:28
 
[^]
Horizen8
23.11.2025 - 04:27
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.11.18
Сообщений: 18606
Цитата (hime @ 23.11.2025 - 03:01)
Это очень важная для египетского мировоззрения вещь, которая полностью ставит крест на каком-либо западноевропейском определении египетской религии — это не монотеизм и не политеизм. Это нечто, что предполагает, что в начале творения единое, предвечно непознаваемое божество — даже имя которого неизвестно — египетские тексты называют его эпитетом «небер джер» («владыка всего до пределов») — будучи единым, он распадается на мириады богов. Все эти божества становятся душами определенных стихий, пространств, смыслов — вот такими одухотворяющими элементами всей вселенной. Но если всех этих богов обратно соединить воедино, появится тот самый предвечный бог, который является источником великой жизни, который побеждает любую смерть и который лежит в основе каждого суточного цикла.

Это не уникально.

Цитата
В «Насадия-сукте» (одном из гимнов X мандалы «Ригведы») появление Вселенной описывается следующим образом:

Не было не-сущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами.
Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой?
Что за вода была бездонная, глубока?

Кто воистину знает, кто здесь провозгласит.
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?

Откуда это творение возникло,
Было ли оно создано или же нет -
Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе.

Только он знает или же не знает
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
4 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 166
3 Пользователей: Resident114, Баянин, Noizzer
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх