12


Правительство внесло в Госдуму предложение обнулить акцизы на этиловый спирт для нефтеперерабатывающих заводов. Это нужно, чтобы производить топливо для ДВС, состоящее не только из продуктов перегонки нефти, но и из этанола, смешанных в различных пропорциях. Без акциза такое топливо будет стоить примерно как обычный 92-й бензин. И никакого впредь дефицита на АЗС. Но есть нюанс: это только в комедиях двигатели любят «хлебнуть рома». В реальности алкоголь может и угробить мотор, особенно пожилой.
Законопроект об обнулении акцизов на денатурат (речь идет не о пищевом, а именно о денатурированном этаноле) входит в «бюджетный пакет», предложенный ГД Минфином. Ну а сама идея легализовать и сделать конкурентоспособным производство топлива из смеси бензина с этанолом озвучена в сентябре вице-премьером Александром Новаком.
По его оценкам, это позволит увеличить предложение на российском рынке примерно на 100 тысяч тонн «девяносто второго» ежемесячно. Мера принимается «на всякий пожарный», по следам недавнего бензинового кризиса, когда в целом ряде регионов были трудности с топливом. Мол, если обычного бензина не хватит — можно будет выкрутиться добавлением этанола.
Кроме того, этанолсодержащее топливо — это полноценное горючее, которое, по ряду тестов, даже снижает токсичность выхлопа. Под марками Е10, Е85 и т.п. оно занимает заметную долю на рынке Европы. Цифра после «Е» — это процент этанола в готовом продукте.
Откуда столько спирта? Главным образом, из рапса и прочего силоса: на производство биоэтанола работает множество европейских фермеров и агрохолдингов.
Испытания, проведенные в Швейцарии, показывают, что на смеси Е85 (то есть 85% спирта и 15% бензина) современный мотор с непосредственным впрыском снижает токсичность выхлопа на 39%, а выбросы угарного газа — на 87%. Так что в целом внедрение «менее ископаемого» топлива вроде бы только на пользу — в том числе и экологии. Но есть, как обычно, нюансы.
— У этанола намного ниже, чем у бензина, смазывающие свойства, — отмечает сотрудник компании по ремонту автодвигателей Ярослав Кубинцев. — Второе важное качество такого топлива, отличающее его от бензина — гигроскопичность, из-за этого топливо с этанолом не может храниться годами.
Кроме того, растворяющие свойства спирта куда больше, чем у бензина. Это значит, что для полноценной, долговременной работы на биотопливе двигатель должен обладать более мощной системой смазки. А больше всего сюрпризов этанол может принести старым моторам: спирт смывает накопившиеся за годы работы отложения, а они, в свою очередь, забивают форсунки системы впрыска.
— Что касается настроек электронных блоков управления, у современных автомобилей для европейского рынка они совместимы с биотопливом, вплоть до Е85, но вот если автомобиль приехал к нам с Ближнего Востока или из Китая, все может быть не так радужно, — предупреждает эксперт. — Недавние поломки новых китайских двигателей, судя по всему, — как раз следствие отсутствия адекватных настроек для российского топлива «за пределами ГОСТ».
Совсем «винтажным» двигателям, например, карбюраторным моторам «жигулей» и «буханок» и их прямым впрысковым наследникам биоэтанол почти не страшен: диапазона регулировок зажигания хватит, чтобы компенсировать изменяющееся октановое число. Но масло и в этих моторах придется менять чаще, чем при работе на обычном бензине: смазывающая пленка на стенках цилиндров будет уничтожаться.
— С точки зрения долговечности двигателей полностью минеральное топливо, конечно, предпочтительнее, вряд ли на этаноловом «бензине» можно достичь прежних показателей в 300, 500 и более тысяч километров без капремонта, — резюмирует мастер. — Но ясно, что производителей долговечность интересует меньше, чем другие соображения.
При переходе на этаноловое топливо старому двигателю лучше провести полную ревизию — так советуют и автоэксперты, и сервисмены. В частности, проверить шланги топливных магистралей: готовы ли они к более текучему «наполнителю»? Проблема в том, узнаем ли мы заранее, какой именно бензин — нефтяной или этаноловый — нам предложат на бензоколонке. Ведь о том, чтобы выделять горючее «с градусом» в отдельную товарную категорию, вопрос пока не ставится.
https://www.mk.ru/auto/2025/11/10/rossiyski...y-i-minusy.html