13


7 ноября 2025 года Китай официально объявил о вводе в строй своего самого современного авианосца «Фуцзянь» (Type 003) — первого полностью отечественного корабля с электромагнитными катапультами. Церемония commissioning прошла 5 ноября в военно-морской базе Санья (провинция Хайнань) при личном участии председателя КНР Си Цзиньпина. Это событие стало кульминацией многолетней программы создания «голубого флота», способного проецировать силу далеко за пределы прибрежных вод.
«Фуцзянь» — это уже не «копия», а корабль, превосходящий по возможностям большинство зарубежных аналогов, кроме американских класса Ford.
Сколько строили «Фуцзянь»?Февраль 2017 — начало резки стали на верфи Jiangnan Shipyard (Шанхай).
17 июня 2022 — спуск на воду.
1 мая 2024 — первые ходовые испытания.
Сентябрь 2025 — завершение финальных тестов EMALS и полётов J-35, KJ-600.
5 ноября 2025 — официальный ввод в строй.
Итого: 8 лет и 9 месяцев от закладки до боевой готовности — рекордные темпы для корабля такого уровня сложности.
Технические характеристики «Фуцзяня»Водоизмещение: более 80 000 т (полное) — крупнейший неядерный авианосец в мире.
Длина: 316 м, ширина полётной палубы 76 м.
Энергетическая установка: conventional (паровые турбины + дизель-генераторы), 8 котлов.
Катапульты: 3 × электромагнитные катапульты EMALS
Электромагнитная катапульта (EMALS) на авианосце «Фуцзянь» — это первая в мире авианосная система с обычным (неядерным) приводом на основе среднего напряжения постоянного тока (MVDC) и суперконденсаторов, обеспечивающая точный запуск самолётов массой от 5 кг до 30 тонн. В отличие от американской EMALS на USS Ford (с переменным током и маховиками), китайская схема проще, компактнее и надёжнее: процент отказов — менее 0,2% (1 сбой на 500+ запусков), что в 8–10 раз ниже, чем у Ford (0,25–0,42%). Это позволило обойтись без ядерного реактора и сократить энергопотери.
Авиагруппа: до 60–70 ЛА: J-35 (стелс-истребитель 5-го поколения),
J-15T (катапультный вариант),
KJ-600 (самолёт ДРЛО),
Z-20 (ПЛО/спасательные вертолёты),
дроны GJ-11.
Скорость: ~30 узлов.
Церемония прошла в Санья — базе Южного флота НОАК, рядом с спорными островами Южно-Китайского моря. Си Цзиньпин лично вручил боевой флаг командиру корабля и обошёл палубу с лётчиками в цветных жилетах.
5 ноября 2025 года «Фуцзянь» введён в строй ровно в годовщину запуска первой китайской ракеты «Дунфэн-1» (5 ноября 1960) — символ преемственности от ракетной независимости к морской мощи. Си Цзиньпин подчеркнул: «От DF-1 к авианосцу — путь самодостаточности».
«Фуцзянь» позволяет Китаю:
Запускать тяжёлые самолёты с полной боевой нагрузкой (раньше трамплин ограничивал).
Защищать океан: он может охватывать Восточную часть Тихого океана, Индийский океан и Атлантический океан, а Гуам, Гавайи и другие морские районы включены в диапазон круизов.
Сдерживать Тайвань. Название "Фуцзянь" символизирует решимость вернуть Тайвань домой и формирует глобальную силу контроля в Тайваньском проливе с кораблями "Ляонин" и "Шаньдун". Это позволяет угрожать американским авианосцам в случае конфликта из-за Тайваня.
По данным Пентагона, к 2035 году Китай планирует 5–6 авианосцев, включая ядерный Type 004.
Экипаж: ~2500 человек + авиакрыло.
https://dzen.ru/a/aQ4lnmviZE3ecFne