Сегодня Архангельск вспоминает одну из самых страшных трагедий начала XX века!

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BAMBRA
26.10.2025 - 17:32
Статус: Offline


Дед Мазай

Регистрация: 17.11.08
Сообщений: 134
26
26 октября 1916 года, в разгар Первой мировой войны в архангельском порту на участке Бакарица произошла крупнейшая в истории города техногенная катастрофа. Взрывы в одночасье уничтожили большой сухогруз «Барон фон Дризен» с боеприпасами и взрывчаткой, повредили другие суда, а затем разрушили и сожгли береговые сооружения и многие постройки поселка.

Пароход Северного пароходного общества «Барон Дризен» (реквизированное германское торговое судно) пришел в Архангельск 17 октября 1916 года из Нью-Йорка с четырьмя тысячами тонн военных грузов. Команда этого, ходившего под российским флагом парохода, набранная в американских портах, была многонациональна. Но все офицеры, включая капитана, были российскими подданными.

Пройдя все необходимые при входе порт формальности, пароход, доставивший важнейший государственный груз, был сразу же поставлен под разгрузку на Бакарицу к причалу № 20. Спустя девять дней с корабля было выгружено 700 тонн различных боеприпасов, в том числе 200 тонн удушливых газов. На момент катастрофы оставалось 1,6 тыс тонн взрывчатых веществ, а кроме них – металлы и различные машины.

В полдень 26 октября, когда все рабочие разошлись по баракам на обеденный перерыв, на пароходе произошел взрыв – сначала в носовой части трюма, где находились снаряды. Затем, из-за начавшегося пожара, взорвалась и кормовая часть, где была сложена взрывчатка. Взрывы был такой силы, что на месте береговых креплений причала № 20 возникла огромная воронка диаметром более 60 метров, наполненная водой, в которой плавали обломки свай. Рядом образовалась другая воронка диаметром 40 метров. Напротив причала стоял английский пароход «Эрль-оф-Форфер», разгрузка на котором была почти закончена. Взрывной волной у него были снесены все палубные надстройки, мачта, труба.

Восстановлению этот пароход уже не подлежал, и казна вынуждена была выплатить его владельцам компенсацию. Кроме того, затонули стотонный кран и буксирный пароход «Рекорд»; были повреждены еще два крана и соседние причалы. Находившееся недалеко от причала № 20 каменное здание электростанции взрыв разрушил полностью. Досталось и зданию пожарного депо, которое, обрушившись, погребло под своими руинами нескольких человек. Начавшийся в результате взрывов пожар усилился ветром, и вскоре загорелись расположенные рядом деревянные постройки – 27 бараков и 5 вспомогательных строений. Полностью сгорела почтовая баржа с международными посылками. Погибло много грузов; часть из них была засыпана землей или утонула.

У пристаней и на реке в тот момент стояло 49 пароходов, некоторые из них тоже имели на борту на взрывчатые вещества. Груз, находившийся на пристани сдетонировал. Взрывы следовали за взрывами – в несколько минут Бакарица превратилась в огнедышащий вулкан. На воздух взлетали целые поезда с боеприпасами, разбрасывая снаряды, рвавшиеся в воздухе или при ударе о землю. Горящие ящики с патронами трещали, как пулеметы, и рассеивали во все стороны пули. Обломки, падавшие с большой высоты, причинили немалый ущерб стоявшим вблизи пароходам.

После первого взрыва к месту катастрофы были направлены все имевшиеся на тот момент в Архангельске тральщики, буксиры, и пожарные команды.

Дополнительные пожарные силы и медицинская помощь прибыла из Вологды на специальном поезде. Из Йоканьги в Архангельск вышел крейсер «Виндиктив», взяв на борт всех плотников и рабочих, каких только удалось собрать.

Одним из первых к месту катастрофы на моторном катере пришел начальник охраны военного района капитан 2 ранга Поливанов. Он, несмотря на продолжавшие падать кругом обломки, при помощи буксиров начал отводить от пристаней пароходы и ставить их в безопасные места. Продолжались пожары и взрывы несколько дней: фактически прекратились они только тогда, когда на Бакарице огонь сжег все, что могло гореть.

Согласно официальным рапортам следственной комиссии число погибших составляло 613 человек, а раненых и обратившихся в лазареты – от 829 до 1166. Большинство погибло в бараках – в момент взрыва там обедало много рабочих. Из команды «Дризена» выжили только двое. Взрывы унесли жизни и покалечили работавших в порту ратников Архангельской, Костромской и Тамбовской пеших дружин, моряков флотского полуэкипажа, команд затонувших пароходов, людей из офицерской стрелковой школы, отдельной караульной команды, автошколы, а также портовых пожарных, служащих таможни и работавших на извозе местных крестьян.

В условиях войны все делалось для того, чтобы в прессу просачивалось как можно меньше информации. Военная цензура и правительственная комиссия, которая вела закрытое расследование причин и установление виновников взрыва в архангельском порту, обходили вопрос о жертвах.

Но очевидно, что материальные потери также были велики. По приблизительным подсчетам, взорвалось или было уничтожено около 30 тыс. тонн военных грузов. Эта цифра дает представление о силе взрывов и пожаров. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей.

В день столетия трагического взрыва в порту Бакарица была открыта мемориальная плита.

Сегодня Архангельск вспоминает одну из самых страшных трагедий начала XX века!
 
[^]
МаркПатриций
26.10.2025 - 17:35
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.12.14
Сообщений: 14725
нравится мне Северная Русь и её люди
добра вам, Архангелогородцы!
 
[^]
KUZA13
26.10.2025 - 17:57
0
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 7.04.13
Сообщений: 830
А точно сегодня Архангельск это вспоминает? Или только тс?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Глюон
26.10.2025 - 17:58
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.08.25
Сообщений: 83
Миру - мир!
От вояк только несчастья.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
WASвращенец
26.10.2025 - 18:06
0
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 5.04.10
Сообщений: 600
Вот интересно, это просто так взорвалось, или было запланировано еще про погрузке?
 
[^]
Novatech
26.10.2025 - 18:06
0
Статус: Online


Русский оккупант

Регистрация: 11.12.09
Сообщений: 3263
Само взорвалось или кто-то помог? До сих пор не известно?
 
[^]
про100имя
26.10.2025 - 18:12
0
Статус: Online


льйохая

Регистрация: 14.09.15
Сообщений: 1600
Какая-то диверсия? Или нарушения безопасности?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
kukuruza78
26.10.2025 - 18:15
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 21.07.25
Сообщений: 517
Цитата (Novatech @ 26.10.2025 - 18:06)
Само взорвалось или кто-то помог? До сих пор не известно?

Скорей всего само. Тогда основной взрывчаткой был динамит, а он при неправильном хранении очень любил бадабумкнуть
 
[^]
Глюон
26.10.2025 - 18:19
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.08.25
Сообщений: 83
Цитата (kukuruza78 @ 26.10.2025 - 18:15)
Скорей всего само. Тогда основной взрывчаткой был динамит, а он при неправильном хранении очень любил бадабумкнуть

Или погрузка-разгрузка

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
scorpion1945
26.10.2025 - 18:30
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.09.12
Сообщений: 156
В свое время читал документальную книгу "параход,который погубил город" там очень много из ужасных моментов судоходства. Самая мощная история: город разделяла напополам река,судоходная. Не разошлись два судна,одно из которых везло селитру...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
3 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2037
2 Пользователей: SportFan, ponapriehali
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх