29


Арбитражный суд Северо-Западного округа ставит точку в многолетней тяжбе кредиторов разорившейся авиакомпании «Трансаэро» с ее экс-владельцами и руководителем. Уже кассационная инстанция 20 октября отказала признать их субсидиарную ответственность за убытки.
Иск о субсидиарной ответственности к Ольге и Александру Плешаковым и Татьяне Анодиной конкурсный управляющий и банк ВТБ подавали еще 2019 и 2020 годах. Все эти годы суды всевозможных инстанций выясняли, лежит ли на них вина за потерю компанией почти 250 млрд рублей. На долгое время тяжбы приостанавливались для проведения финансово-экономической экспертизы работы «Трансаэро» в предбанкротные годы. Только сейчас Плешаковы и Анодина могут быть уверены, что, потеряв свою компанию, они не останутся на всю жизнь должны кредиторам астрономическую сумму.
Конкретно банку ВТБ «Трансаэро» (оба, кстати, «прописаны» в Петербурге») осталось должно более 9,2 млрд рублей. Каким образом госбанк теперь надеется возместить эту сумму или же просто спишет долг, в ВТБ не пояснили.
Как пояснили «Фонтанке» в юридической компании EPAM, которая представляла ответчиков, по итогам трех инстанций было окончательно доказано, что действия владельцев и топ-менеджера не нанесли ущерба интересам «Трансаэро». А причиной краха компании стали внешние макроэкономические факторы, включая санкционные ограничения и колебания валютного курса, на которые ни Плешаковы, ни Татьяна Анодина повлиять никак не могли.
Некогда вторая по величине авиакомпания России в 2014 году перевезла более 13 млн пассажиров. В финансовом плане все также было вполне неплохо: чистая прибыль за тот год превысила 10 млрд рублей. Однако уже в 2015 году «Трансаэро» прекратило полеты, так как потеряло возможность расплачиваться по счетам.
Герман Греф, глава Сбербанка, тогда крупнейшего кредитора компании, оценил общий долг компании в 250 млрд рублей, из которых 150 составили обязательства по лизингу самолетов, а 100 — кредиты. Примечательно, что значительная их часть была обеспечена госгарантиями.
Уже в 2015 году в качестве экстренной меры рассматривался вопрос о продаже 75%+1 акция «Трансаэро» «Аэрофлоту» за 1 рубль. Однако спасти ситуацию уже ничто не смогло — в 2017 году компания была официально признана банкротом. А ее кредиторы потянулись в суды за возвратом своих денег.
Когда зашла речь о распродаже активов, выяснилось, что их стоимость почти в 150 раз меньше суммы долга. Кредитной массы едва набралось на 2 млрд рублей. Причем вопрос ликвидности тоже стоял весьма остро. Часть имущества компании конкурсный управляющий пытается распродать до сих пор.
Например, не далее как 3 октября в очередной раз был выставлен на продажу огромный набор столовых принадлежностей с начальной ценой 2,4 млн рублей. В составе лота — больше 8 тысяч вилок, почти 4 тысячи ложек, под 10 тысяч тарелок, 2,5 тысячи блюдец и примерно столько же чашек — это только фарфоровых, 23 тысячи пластиковых салатников и 36 тысяч подносов. Приобретателей для этого скарба пока не нашлось.
«Трансаэро» как акционерное общество было зарегистрировано в 1990 году и стало первой российской (еще советской) частной авиакомпанией. Ее первыми учредителями стали сын министра радиопромышленности СССР Александр Плешаков и его мать Татьяна Анодина, один из руководителей Министерства гражданской авиации. Супруга Александра Плешакова Ольга стала генеральным директором компании. Примерно в то же время Татьяна Анодина возглавила только что созданный Международный авиационный комитет, который с тех пор занимается расследованием всех авиакатастроф в СНГ.
Начав с грузовых перевозок, «Трансаэро» быстро получила доступ к пассажирским регулярным линиям. Ее главным преимуществом перед «Аэрофлотом» было большое количество иностранной авиатехники. И хотя зачастую она была не самой новой, в 1990-х годах подавляющее число пассажиров предпочитали летать на «боингах» и «аэробусах». Кстати, кроме гражданских перевозок «Трансаэро» выполняла и заказы Минобороны. К примеру, в 2012–2014 гг. она подрядилась перевозить военные грузы примерно за 1,5 млрд рублей.
К моменту краха в парке «Трансаэро» было 106 самолетов, включая самый большой на тот момент двухэтажный Boeing-777. Нетрудно предположить, что обслуживание и оплата лизинга этих машин (в долларах) после кризиса 2014 года и резкого обесценивания рубля стали непосильной ношей для экономики компании.
ссылкаСвоих не бросаем ©
Это сообщение отредактировал bblack - 22.10.2025 - 19:15