Кожедуб. Отрывок из книги Смыслова "Асы против асов"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Saul111
24.09.2025 - 15:35
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
21
Иван Никитович Кожедуб (1922–1991), самый результативный (официально) советский ас, как бы это ни звучало парадоксально, начинал свой путь боевого летчика с неудач.
Только в сороковом боевом вылете, на Курской дуге, в июле 1943 г., будучи уже заместителем командира эскадрильи, он одержал свою первую победу над Ю-87.
Когда началась война, Кожедуб, выпускник Чугуевского авиаучилища, служил инструктором в звании старшего сержанта. Лишь поздней осенью 1942-го после неоднократных просьб и рапортов его направили на пункт сбора летно-технического состава, а оттуда в 240-й ИАП. В полку он сильно ударился при посадке в одном из тренировочных полетов, а в первом боевом вылете, попав под удар немецких истребителей, чудом остался в живых благодаря бронеспинке.
«В марте 1943 г., — вспоминал Иван Никитович, — я прибыл на Воронежский фронт рядовым летчиком в полк, которым командовал майор Солдатенко. Полк был вооружен самолетами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретенную в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготавливался к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается...
Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 г. я в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлета. Младший лейтенант Габуния быстро взлетел. Я несколько задержался на взлете и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землей мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж

над аэродромом. Набрав 1500 м высоты, приступил к пилотированию. Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолетов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие самолеты Ме-110.
Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной были вражеские самолеты. Я решил атаковать противника и, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошел на сближение. Осталось 500 м, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад». Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолет с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолет, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Два Me-109 с большой скоростью прошли справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Me-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.
В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели...»
Самолет Кожедуба получил тяжелые повреждения от пушечной очереди Ме-109 и от нападения двух зенитных снарядов от своей же зенитной артиллерии. Бронеспинка чудом защитила его от фугасного снаряда авиапушки «мессера». Но если бы вместо него оказался бронебойный, то фамилия летчика так и осталась бы неизвестной.
Далее произошло не менее страшное. На боевые задания Кожедуб вылетал редко, когда ему доставалась свободная машина, которых в полку было гораздо меньше, чем летчиков. Чаще он возил почту на У-2. И если бы не командир полка, который своим летным зрением разглядел в нем хорошего в целом пилота, Ивана Никитовича забрали бы на пост оповещения.
«Он был прирожденным летчиком, хорошо переносил перегрузки, никогда не терял пространственной ориентации, обладал особенным «летным» зрением», — пишет о нем в своем замечательном очерке Н. Бодрихин.
Действительно, после первой победы 6 июля 7-го Кожедуб сбивает еще один Ю-87, 8-го — Ю-88 и 9-го — Ме-109. За четыре дня — четыре победы!
Всего же с 6 июля по 29 октября 1943 г. Иван Никитович одержал 29 побед.

Официально командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Кожедуб к октябрю 1943 г. совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 самолетов противника. А 4 февраля 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза. Уже 19 августа 1944 г. он становится дважды Героем Советского Союза. Заместитель командира 176-го ИАП гвардии капитан Кожедуб к этому времени довел счет боевых вылетов до 256, а сбитых самолетов — до 48.
За период участия в войне Иван Никитович сменил 6 истребителей, записав на свой счет 62 официальные победы (из них только Me-109–17, ФВ-190–21 и Ю-87–15), не считая 29 групповых.
По мнению Н. Бодрихина, «все 120 боев Кожедуба были красивы и ярки». Стеснительный и скованный на людях, в воздушном бою он становился дерзким и расчетливым. Благодаря упорству, отваге и инициативе, а также жесткой требовательности к себе в боевых вылетах ему за короткое время удалось достичь идеала воздушного бойца, способного стать одним из самых результативных советских асов.
Его формула, выведенная им самим, так определяла основу воздушного боя: «Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции».
18 августа 1945 г. он стал трижды Героем Советского Союза за 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 60 сбитых самолетов противника. Примечательно, что имя Кожедуба и сегодня не любят слышать некоторые советские асы. Возможно, это связано с тем, что он начал воевать в 1943 г. А может быть, свою роль сыграли его честолюбие и умение быть расчетливым. Он поступил в академию ВВС, а по окончании не смог отказаться от соблазнительного предложения Василия Сталина. Тем не менее маршалом авиации он стал только в 1985 г., через 13 лет после Покрышкина

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Кожедуб. Отрывок из книги Смыслова "Асы против асов"
 
[^]
LLITbIPb
24.09.2025 - 15:40
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 1312
Цитата (Saul111 @ 24.09.2025 - 14:35)
Полк был вооружен самолетами Jla-5.

Эк они название Ла-5 перекорёжили. Я сразу и не понял

Это сообщение отредактировал LLITbIPb - 24.09.2025 - 15:58
 
[^]
bobbax
24.09.2025 - 15:43
2
Статус: Online


НемАсквич

Регистрация: 14.11.15
Сообщений: 18933
Тема интересная, но подача какая то... без уважения к трижды герою. Копипаста короче.
 
[^]
welder87
24.09.2025 - 15:43
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.08.22
Сообщений: 466
Вот кем должны гордица украинцы а не бандерой

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mojovulga
24.09.2025 - 15:45
0
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 8.11.22
Сообщений: 406
Крутой мужик !!!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ДиХлофоss
24.09.2025 - 15:49
7
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.05.23
Сообщений: 88
А ещё в 1951 - 1952 годах Кожедуб командовал авиадивизией, которая воевала в Корее.

Это сообщение отредактировал ДиХлофоss - 24.09.2025 - 15:50
 
[^]
ahsanm
24.09.2025 - 15:49
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.01.15
Сообщений: 176
Ну, Покрышкин тоже начинал с неудачи: сбил свой же самолет.
Ну, и на сой взгляд Кожедубу немного повезло стать самым результативным советским пилотом:
1. В наше войны у Покрышкина несколько самолетов не засчитано (не считали упавшие на территории врага)
2. В то время, когда советская авиация начала все же иметь перевес в воздухе (но еще не господство), Покрышкин уже почти не летал, а Кожедуб начал!
Но в любом случае, Кожедуб тоже великий летчик-истребитель. Да, и думаю не о цифрах они думали в тот момент
 
[^]
xeknxf
24.09.2025 - 15:50
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 2143
Цитата (LLITbIPb @ 24.09.2025 - 15:40)
Эк они газвание Ла-5 перекорёжили. Я сразу и не понял

Юла-5. Срамота.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ra9988f
24.09.2025 - 15:56
2
Статус: Online


В ожидании " Лебединого озера".

Регистрация: 1.02.14
Сообщений: 599
А ещё он в 45-м сбил два американских самолёта, в небе над Берлином. И один из первых реактивный самолёт у немцев.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Pafnuti
24.09.2025 - 16:16
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 5.02.08
Сообщений: 20484
Цитата (Saul111 @ 24.09.2025 - 15:35)
И если бы не командир полка, который своим летным зрением разглядел в нем хорошего в целом пилота, Ивана Никитовича забрали бы на пост оповещения.

Ну да, тяжко было в бывшем инструкторе разглядеть летчика.
 
[^]
Saul111
24.09.2025 - 16:16
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
Цитата (bobbax @ 24.09.2025 - 15:43)
Тема интересная, но подача какая то... без уважения к трижды герою. Копипаста короче.

Конечно копипаста.
Я не знал ни его, ни Евстигнеева, ни Мухина, ни Титаренко, ни Крамаренко.
Всё, что можно о нём написать, это процитировать их воспоминания.
Из достаточно редкого припомню, что кто- то вспоминал, как уже после окончания войны они перевернулись в машине, поехав на рыбалку, будучи на отдыхе в санатории.
Как играли в землянке в преферанс в нелётные дни.
Каким феноменальным видением воздуха обладал Кожедуб во время боя (видел не только свою цель, но немца, выпрыгнувшего с парашютом, и то, что ветер несёт того в сторону наших пехотинцев).
Ещё по слухам, не бывать бы ему на фронте, не набей он кому-то морду в училище.
Ну и умер он, тоже по слухам, вернувшись на дачу в расстроенных чувствах и залезши под машину в гараже. "Волга" упала ему на грудь.
Он умер в Советском Союзе за 11 дней до ГКЧП.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Еxplorer
24.09.2025 - 16:18
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 31.07.11
Сообщений: 835
Цитата (LLITbIPb @ 24.09.2025 - 15:40)
Эк они название Ла-5 перекорёжили. Я сразу и не понял

В игрухе ИЛ-2 Штурмовик, Ла-5 у меня был самым любимым самолётом (только Ла-5ФН)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
unpresent
24.09.2025 - 16:22
1
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 16.11.20
Сообщений: 10
Цитата (LLITbIPb @ 24.09.2025 - 15:40)
Цитата (Saul111 @ 24.09.2025 - 14:35)
Полк был вооружен самолетами Jla-5.

Эк они название Ла-5 перекорёжили. Я сразу и не понял

Скорее всего, это автоматическое распознавание текста "Л" в "JI" превратило (скан с бумаги, где плохо буква пропечаталсь, обрабатывали, наверное)

Это сообщение отредактировал unpresent - 24.09.2025 - 16:23
 
[^]
Qurpuldech
24.09.2025 - 16:24
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.10.24
Сообщений: 173
Цитата (welder87 @ 24.09.2025 - 17:43)
Вот кем должны гордица украинцы а не бандерой

Он был Советский лётчик и герой Советский,украина тут причём.
 
[^]
Saul111
24.09.2025 - 16:25
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
Цитата (Pafnuti @ 24.09.2025 - 16:16)
Ну да, тяжко было в бывшем инструкторе разглядеть летчика.

Да. По факту, он оставшись безлошадным, некоторое время действительно сидел на посту ВНОС и возил почту на У-2.
Первый свой самолёт он сбил только через 2-3 месяца после передислокпции полка на фронт.
Это надо к Быкову, в каком из боевых вылетов, Кожедуб открыл счёт сбитым

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
ramzess15
24.09.2025 - 16:26
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 13.03.18
Сообщений: 897
Цитата (ДиХлофоss @ 24.09.2025 - 15:49)
А ещё в 1951 - 1952 годах Кожедуб командовал авиадивизией, которая воевала в Корее.

Ему, кстати, категорически было запрещено там летать. Но я думаю, что он втихаря вылетал на задания мочить пендосов.
И его Ла-7 в Монино стоит.
 
[^]
Saul111
24.09.2025 - 16:27
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
Цитата (unpresent @ 24.09.2025 - 16:22)
Скорее всего, это автоматическое распознавание текста "Л" в "JI" превратило (скан с бумаги, где плохо буква пропечаталсь, обрабатывали, наверное)

Поправил на Ла

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Slava101919
24.09.2025 - 16:29
1
Статус: Offline


сепаратист

Регистрация: 1.03.16
Сообщений: 3105
вот настоящий боёц,мальчишка ещё,в 43 году ему было всего лишь 21 год
 
[^]
Saul111
24.09.2025 - 16:33
-1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
Цитата
Ему, кстати, категорически было запрещено там летать. Но я думаю, что он втихаря вылетал на задания мочить пендосов.
И его Ла-7 в Монино стоит.

Может и Жуков хотел знамя над рейхстагом лично водрузить. Думать так скрепно, но ни одного документального подтверждения боевых вылетов Кожедуба в Корее нет.
Может ему и хотелось, но кто бы позволил ему оказаться сбитым или в плену.
Дисциплина на войне, опять же, не последнее дело.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
bobbax
24.09.2025 - 16:44
0
Статус: Online


НемАсквич

Регистрация: 14.11.15
Сообщений: 18933
ra9988f
Цитата
И один из первых реактивный самолёт у немцев.

Кожедуб сбил Ме-109 "с реактивным мотором"


Цитата
Боевое донесение штаба 176 ГИАП 17.2.45(семнадцатое февраля - М.М.) аэродром Морин

Проведено 26 самолето вылетов с налетом 19 часов 34 минуты

Имелось три встречи с противником, проведено 3 воздушных боя.

11.20-12.10 пара гв.майора Кожедуб, вылетев на свободную охоту в р-н переправы Целлин на Н=2700 м встретила Ме-109, предположительно с реактивным мотором. Майор Титоренко атаковал сзади снизу под ракурсом 1/4 с Д=150-80 м. Противник, уходя от атаки ведомого полупереворотом, подставил себя ведущему, чем воспользовался и атаковал майор Кожедуб, сверху под ракурсом 1/4 с Д=100-60 м. После атаки Кожедуба самолет противника стал разваливаться в воздухе и упал восточнее Альт-Фридлянд. Расход БП 180 снарядов ШВАК.


Это сообщение отредактировал bobbax - 24.09.2025 - 16:45
 
[^]
ДиХлофоss
24.09.2025 - 16:51
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.05.23
Сообщений: 88
Цитата (Saul111 @ 24.09.2025 - 16:33)
Цитата
Ему, кстати, категорически было запрещено там летать. Но я думаю, что он втихаря вылетал на задания мочить пендосов.
И его Ла-7 в Монино стоит.

Может и Жуков хотел знамя над рейхстагом лично водрузить. Думать так скрепно, но ни одного документального подтверждения боевых вылетов Кожедуба в Корее нет.
Может ему и хотелось, но кто бы позволил ему оказаться сбитым или в плену.
Дисциплина на войне, опять же, не последнее дело.

На счёт оказаться в плену. Всем советским летчиками было запрещено пересекать линию фронта, чтобы не попасть в плен. Поэтому в Корее они выполняли только задачи ПВО.
 
[^]
Saul111
24.09.2025 - 16:59
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 9.10.20
Сообщений: 130
Цитата (ДиХлофоss @ 24.09.2025 - 16:51)
На счёт оказаться в плену. Всем советским летчиками было запрещено пересекать линию фронта, чтобы не попасть в плен. Поэтому в Корее они выполняли только задачи ПВО.

Ровно было на бумаге...
Это насчёт не залетать за ленту.
Всего не предусмотришь.
Но вот тем более, летать ему на боевые было ни к чему.
Учитывая, что спецоперациия по получению целого Сейбра была осуществлена нами, то и охоту за МИГом вполне можно было ожидать.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
10 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1132
9 Пользователей: medyza222, f983lda, flybug, sego78, casiospb, Sherkhan2107, Evgenij68, FrozenMan, Spike79
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх