3


Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит реформу ОСАГО. Она должна разорвать порочный круг, где ключевыми звеньями стали дефицит запчастей, выводящий сроки ремонта за знак бесконечности, и «серые» автоюристы, которые выстроили вокруг этого свой бизнес. Законопроект уже получил одобрение со стороны Центрального банка и Минфина, публично его обсудят в начале октября.
Зачем нужна реформа
Главной причиной, которая породила потребность в реформе, стал кризис натурального возмещения. Об этом говорили на круглом столе, который накануне участники рынка страхования провели в штаб-квартире Народного фронта. Из-за санкций и ухода с рынка западных автопроизводителей организовывать и оплачивать ремонт машин страховым компаниям стало очень трудно.
— Китайские автопроизводители, в отличие от европейских и японских, централизованных складов в России не имеют, обязательств по срокам поставки запчастей на себя не берут. Как и обязательств по продолжению выпуска запчастей для снятых с конвейера моделей, хотя у китайских автомобилей смена поколений происходит очень быстро, — отметил президент РСА Евгений Уфимцев.
На этом фоне доля ремонта, организованного страховщиками, рухнула с 15% в 2019 году до сегодняшних 5–6%.
Это привело к взрывному росту недовольства. Как отметила финансовый уполномоченный Светлана Максимова, количество жалоб только по ОСАГО за первое полугодие 2025 года выросло более чем на 20% — до 58,8 тыс.
По словам Уфимцева, чаще всего автомобилисты жалуются, что у страховых компаний нет договоров с СТО, в которых они хотели бы ремонтироваться. В мегаполисах с СТО и конкуренцией проще, а в регионах станций может не быть вовсе или до них сотни километров. Но даже если такой договор есть, станции техобслуживания браться за ремонт отказываются под предлогом срыва сроков (по закону предусмотрено 30 дней) или внезапной недоступности ранее согласованной запчасти.
Новые оригинальные детали, особенно для праворульных машин (а их в России 3,8 млн), практически не поставляются. Регионам вроде Сибири и Дальнего Востока приходится соглашаться на бывшие в употреблении детали с разборов, отмечает президент РСА.
Буйным цветом расцвел и рынок «серых» автоюристов. Они убеждают автовладельцев отказаться от ремонта в пользу выплаты, а затем через суды выбивают со страховых компаний дополнительные штрафы и компенсации. Часто о реальных суммах клиент даже не знает и получает в итоге кратно меньше, чем выплачивает страховая. Разницу забирает себе «помощник».
— Чаще всего эти деньги до клиента не доходят, оставаясь доходом автоюристов. Сейчас это законодательная конструкция, которая позволила выстроить бизнес на страховании, а не страховой бизнес, — подчеркнул исполнительный директор СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Попов.
Что изменится
Реформа предлагает дать автовладельцам после ДТП свободу выбора. Если сейчас страховая компания либо сама ремонтирует машину (редко), либо выплачивает деньги с учетом износа (часто), то новый механизм предлагает третий вариант:
Потерпевший, как и сейчас, получает деньги на руки. Сам ремонтируется на СТО, которую сам же и выбирает. Если выплаченной суммы не хватило, за доплатой разницы он обращается к страховщику. На это отводится 9 месяцев.
При этом натуральное возмещение сохраняется: если у страховщика есть договор со станцией, он может направить автомобиль на ремонт без учета износа (как сейчас).
— У нас действительно такая ситуация с натуральным ремонтом сложилась. Он как бы есть, его как бы нет. Натуральный ремонт Шредингера. Сформируются четкие и прозрачные критерии принятия решений: когда возможна выплата, а когда — ремонт. Надеемся, что это будет снижать уровень напряженности среди потерпевших и их неудовлетворенности, с другой — повысит дисциплину страховщиков. То есть, если вы приняли решение отправить человека на ремонт и что-то пошло не так с вашей СТО, вы за это будете отвечать. Уже конкретно прописывается, что в случае отсутствия ремонта будет автоматическая доплата в размере износа, это штрафы и все прочее, — комментирует замдиректора Департамента страхового рынка ЦБ РФ Никита Теплов.
Такой подход, считает он, должен вернуть долю ремонта (теперь уже инициированного самими автовладельцами) к 15-20%, сделать выплаты более справедливыми и подорвать бизнес-модель недобросовестных юристов.
Повлияет ли реформа на стоимость полисов
Страховщики полагают, что к резкому росту стоимости полисов реформа не приведет. Рост выплат за счет доплаты за износ компенсируется сокращением расходов на суды и выплаты по искам «серых» автоюристов.
— Мы точно не видим здесь каких-то сценариев, которые резко потребуют разговоров о необходимости повышения тарифов. Мне кажется, это скорее справедливое и клиентоориентированное перераспределение массива страховых премий, — говорит исполнительный директор СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Попов.
Как подчеркнул автоэксперт Петр Шкуматов, ссылаясь на результаты опросов, за отмену учета износа при выплате 63% водители готовы доплатить к стоимости полиса ОСАГО «в разумных пределах» — от 1 до 2 тыс. рублей.
— Но, как мы сегодня услышали, полис может и вообще не подорожать. Почему? Потому что произойдет перераспределение несправедливо изымаемых из системы страхования денег в пользу страхователей.
На какой стадии законопроект и когда вступит в силу
Законопроект уже прошел этап предварительных согласований, пояснил Евгений Уфимцев:
— На него получен ряд положительных заключений со стороны Центрального банка, Минфина, ну и ряд замечаний, однако потребуется доработка.
Парламентские слушания запланированы на 6 октября. На них обсудят все поступившие замечания.
— По итогам, если замечания будут обсуждены, сняты или уточнены, соответственно, законопроект пойдет уже дальше для внесения, — уточнил Уфимцев.
Для ускорения процесса законопроект могут внести как дополнение к другому закону об ОСАГО, который увеличивает сроки ремонта с 30 до 45 дней.
https://www.fontanka.ru/2025/09/17/76031995