Пляска смерти

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hime
10.09.2025 - 14:56
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
33
Будет 38 картинок. В конце скажу ВСЁ.
Источник - в основном из Вики на разных языках, и чуть-чуть из других мест.

«Danse Macabre», также называемый «Танцем смерти», — это художественный жанр аллегории позднего средневековья, посвящённый всеобщности смерти. Он подпитан тревогами кризисных времён, отвечая на них силой воображения.

«Пляска смерти» представляет собой мёртвых или олицетворение смерти, призывающих представителей всех слоёв общества танцевать вместе с ними на могиле, как правило, с участием Папы, императора, короля, ребёнка и рабочего. Эффект одновременно легкомысленный и ужасающий, побуждающий зрителей к эмоциональной реакции. Он был создан как memento mori, чтобы напомнить людям о хрупкости их жизни и тщетности земной славы. В этой пляске, смешивающей мёртвых и живых, подчёркивается тщетность социальных различий, над которыми смеётся судьба, унося Папу, как и бедного священника, императора, как и ландскнехта. Это моральный урок, обращённый к живым, чтобы они задумывались о своём положении: он утешает самых бедных и учит самых великих, что никто не стоит выше закона. Таким образом, живые — это персонажи, представляющие различные социальные слои, а мёртвые — это скелеты, которые танцуют, танцуют, насмехаются и тащат живых на смерть, надевая на них свои атрибуты (корону, меч, музыкальные инструменты).

«Пляска смерти» (1493) Михаэля Вольгемута из «Нюрнбергской хроники» Хартмана Шеделя

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 14:56
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Как предполагается, происхождение этого жанра идёт из иллюстрированных текстов проповедей; самая ранняя зафиксированная визуальная схема (помимо картин «Триумф смерти» XIV века) была теперь утраченной фреской на кладбище Святых Невинноубиенных в Париже, датируемой 1424 1425 годами.

Костница на кладбище Святых Невинных в Париже с фреской «Пляска смерти» (1424–25)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 14:57
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Предыстория

Религия является важным контекстуальным фактором, влияющим на традицию «Пляски смерти» и её воздействие на население, причём новые концепции эсхатологии XIV века сыграли решающую роль в развитии «Пляски смерти». Ранние примеры произведений искусства, посвящённых «Пляске смерти», присутствовали в религиозном контексте, например, в виде фресок на стенах христианских церквей. Они служили для того, чтобы напоминать людям о неизбежности смерти и побуждать их к моральному размышлению, чтобы справиться с этой реальностью. В своём исследовании 1998 г., посвящённом средневековым религиозным практикам, историк Фрэнсис Рапп писал, что:
Цитата
«Христиане были тронуты видом младенца Иисуса, играющего на коленях у своей матери; их сердца были тронуты Пьета (оплакивание Иисуса Христа, эпизод «Страстей Христовых», следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий его погребению); а святые покровители успокаивали их своим присутствием. Но всё это время танцы смерти напоминали им о конце всех земных дел»


Бернт Нотке: «Танцы смерти» (Totentanz) из церкви Святого Николая, Таллинн, конец XV века (фрагмент 1)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 14:58
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Учёные в целом согласны с тем, что изображения «Пляски смерти» действительно показывают реалистичные танцы, судя по качеству жестов, видимых на произведениях искусства, и знакомству с шагами, описанными в текстах. На картинах изображены положения тел, которые, по-видимому, указывают на движение, определенные жесты, а также конкретный порядок и динамику между персонажами, в то время как в текстах используется соответствующая танцевальная лексика. Эти элементы могут указывать на наличие танцев, исполнявшихся в прошлом, и на то, что изображения воспринимались как действительно показывающие представление, как предполагает Гертсман в своей статье «Pleyinge and Peyntynge: Performing the Dance of Death» (Игра и живопись: исполнение танца смерти). Эта точка зрения основана на использовании в этих изображениях как визуальных, так и театральных приёмов для создания произведений искусства.

Однако, кроме изображений, существует мало свидетельств, подтверждающих существование традиции физического танцевального представления «Пляски смерти». «Пляска смерти», возможно, исполнялась на деревенских праздниках и придворных маскарадах, где люди «наряжались в костюмы трупов из разных слоёв общества», и, возможно, стала источником костюмов, которые носили во время праздника Всех Святых. Несмотря на это, её основное влияние проявилось в виде изобразительного искусства, такого как фрески, картины и т.д.


Бернт Нотке: «Танцы смерти» (Totentanz) из церкви Святого Николая, Таллинн, конец XV века (фрагмент 2)

Это сообщение отредактировал hime - 10.09.2025 - 14:59

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 14:58
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Бубонная чума и её разрушительное воздействие на население Европы были значительными факторами, повлиявшими на вдохновение и укрепление традиции «Пляски смерти» в XIV веке. В своей диссертации «Черная смерть и её влияние на искусство XIV и XV веков» Анна Луиза Де Ормо описывает влияние Черной смерти на искусство, упоминая при этом «Пляску смерти»:
Цитата
«Некоторые произведения искусства, посвящённые чуме, содержат ужасающие образы, на которые непосредственно повлияла смертность от чумы или средневековое увлечение мрачным и осознание смерти, усугублённое чумой. Некоторые произведения искусства, посвящённые чуме, документируют психосоциальные реакции на страх, который чума вызывала у своих жертв. Другие произведения искусства, посвящённые чуме, имеют тематику, которая непосредственно отражает зависимость людей от религии, дающей им надежду»

Смертельные ужасы XIV века, такие как регулярно повторяющийся голод, Столетняя война между Францией и Англией и, прежде всего, Чёрная смерть, были культурно ассимилированы во всей Европе. Повсеместная вероятность внезапной и мучительной смерти усилила религиозное стремление к покаянию, но также вызвала истерическое желание развлечений, пока это ещё возможно; последний танец как слабое утешение. «Пляска смерти» сочетает в себе оба этих желания: во многом похожая на средневековые мистерии, аллегория «пляски со смертью» изначально была дидактическим диалогическим стихотворением, призванным напомнить людям о неизбежности смерти и настоятельно посоветовать им всегда быть готовыми к ней (см. memento mori и Ars moriendi)

Бернт Нотке: «Танцы смерти» (Totentanz) из церкви Святого Николая, Таллинн, конец XV века (фрагмент 3)

Это сообщение отредактировал hime - 10.09.2025 - 14:59

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 14:59
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Аббат и пристав, танцующие «Пляску смерти», миниатюра из книги 1486 года, напечатанной Ги Маршаном в Париже

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:01
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Картины

Часто считается, что самым ранним зафиксированным визуальным примером является утраченная фреска на южной стене кладбища Святых Невинноубиенных в Париже. Она была написана в 1424–1425 годах во время регентства Джона, герцога Бедфордского. На ней явно изображён мёртвый коронованный король в то время, когда во Франции не было коронованного короля. Фреска, вполне возможно, имела политический подтекст. Однако некоторые утверждают, что картины XIV века, посвящённые Триумфу смерти, такие как фреска Франческо Траини, также являются примерами танца смерти.

Фреска на задней стене церкви Святой Марии на скалах в истрийском городе Берам (1474 г.), написанная Винсентом из Кастава, Хорватия (фрагмент 1)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:01
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Фреска на задней стене церкви Святой Марии на скалах в истрийском городе Берам (1474 г.), написанная Винсентом из Кастава, Хорватия (фрагмент 2)


Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:02
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Также были найдены росписи в Базеле (самые ранние датируются примерно 1440 годом); серия картин на холсте Бернта Нотке (1440–1509) в Любеке (1463); фрагмент оригинальной картины Бернта Нотке «Пляска смерти» (завершённой в конце XV века) в церкви Святого Николая в Таллинне, Эстония; роспись на задней стене часовни Св. Марии на Шкрилинамах в истрийском городе Берам (1474), выполненная Винсентом из Кастава; роспись в церкви Святой Троицы в Храстовле, Истрия, выполненная Иоанном из Кастава (1490).

Танец смерти (копия фрески XV века; Национальная галерея Словении) (фрагмент 1)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:02
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Танец смерти (копия фрески XV века; Национальная галерея Словении) (фрагмент 2)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:02
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Танец смерти (копия фрески XV века; Национальная галерея Словении) (фрагмент 3)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:03
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Танец смерти (копия фрески XV века; Национальная галерея Словении) (фрагмент 4)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:03
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Танец смерти (копия фрески XV века; Национальная галерея Словении) (фрагмент 5)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:03
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Яркий пример был нарисован на стенах кладбища Доминиканского аббатства в Берне Никлаусом Мануэлем Дойчем (1484–1530) в 1516/7 году. Это произведение искусства было уничтожено, когда стена была снесена в 1660 году, но сохранилась копия 1649 года, выполненная Альбрехтом Кау (1621–1681). Существовала также «Пляска смерти», написанная около 1430 года и выставленная на стенах кладбища Пардон при соборе Святого Павла в Лондоне, с текстами Джона Лидгейта (1370–1451), известная как «Пляска (Святого) Поулиса» - была уничтожена в 1549 году.

Короткие диалоги в стихах между Смертью и каждой из её жертв, которые могли бы быть поставлены в виде пьес, можно найти в непосредственно последовавшие за Черной смертью в Германии и Испании (где они были известны как Totentanz и la Danza de la Muerte, соответственно).

Французский термин Danse Macabre может происходить от латинского Chorea Machabæorum, что буквально означает «танец Маккавеев». Во второй книге Маккавейской, второканонической книге Библии, описывается мрачное мученичество матери и её семи сыновей, которое было хорошо известной темой в средневековье. Возможно, что мученики Маккавейские были увековечены в некоторых ранних французских пьесах, или что люди просто ассоциировали яркие описания мученичества в книге с взаимодействием между Смертью и ее жертвой.

Альтернативное объяснение заключается в том, что этот термин проник во Францию через Испанию, а его корнем является арабское слово مقابر, maqabir (мн. ч., «кладбища»). И диалоги, и развивающиеся картины были явными уроками покаяния, которые могли понять даже неграмотные люди (которые составляли подавляющее большинство).
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:04
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Настенные росписи (муралы)

На картине «Пляска смерти» может быть изображён круговой танец, возглавляемый Смертью, или, что более распространено, цепочка чередующихся мёртвых и живых танцоров. От высших слоёв средневековой иерархии (обычно папа и император) до самых низших (нищий, крестьянин и ребёнок) — руку каждого смертного держит оживлённый скелет или труп. Знаменитая картина «Totentanz» Бернта Нотке в церкви Святой Марии в Любеке (разрушенная во время бомбардировки Любека союзниками во Второй мировой войне) изображала мёртвых танцоров очень живыми и подвижными, создавая впечатление, что они действительно танцуют, в то время как их живые партнёры по танцу выглядели неуклюжими и пассивными. Очевидное различие классов почти во всех этих картинах полностью нейтрализуется Смертью как окончательным уравнителем, так что социально-критический элемент тонко присущ всему жанру. Например, «Танцевальный танец смерти» из Метница показывает, как Папа, увенчанный тиарой, ведётся Смертью в ад.

Обычно к каждой паре танцоров прилагается короткий диалог, в котором Смерть призывает его (или, реже, её) к танцу, а призванный стонет о приближающейся смерти. В первом печатном учебнике Totentanz (Аноним: Vierzeiliger oberdeutscher Totentanz, Heidelberger Blockbuch, ок. 1455/58) Смерть обращается, например, к императору:
Цитата
Император, твой меч тебе не поможет.
Скипетр и корона здесь бесполезны.
Я взял тебя за руку,
Потому что ты должен присоединиться к моему танцу.

В нижней части «Танца смерти» Смерть призывает, например, крестьянина танцевать, который отвечает:
Цитата
Мне приходилось работать очень много и очень усердно.
Пот стекал по моей коже.
Тем не менее, я хотел бы избежать смерти.
Но здесь мне не повезёт.


Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:05
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Ксилографии Ганса Гольбейна

Известные серии «Пляска смерти» и другие знаменитые работы Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) были созданы в 1526 году, когда он находился в Базеле. Они были вырезаны по дереву талантливым резчиком Гансом Лютцельбургером.

Уильям Айвинс (цитируя У. Дж. Линтона) пишет о работе Лютцельбургера:
Цитата
«Ничто, созданное ножом или резцом, не может сравниться по качеству с работами этого человека. По общему мнению, оригиналы являются технически самыми замечательными ксилографиями, когда-либо созданными».


Пример ксилографии из книги

Это сообщение отредактировал hime - 10.09.2025 - 15:06

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:06
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Эти ксилографии вскоре появились в пробных оттисках с подписями на немецком языке. Первое книжное издание под названием «Les Simulachres et Historiées Faces de la Mort», содержащее сорок одну ксилографию, было опубликовано в Лионе братьями Трешель в 1538 году. Популярность произведения и актуальность его послания подчёркиваются тем фактом, что до 1562 года было выпущено одиннадцать изданий, а в течение XVI века, возможно, до ста неавторизованных изданий и подражаний. В более поздних изданиях было добавлено ещё десять рисунков.

Из книги Гольбейна «Simolachri, Historie, e Figure de la Morte» (в Лионе, издательство Giovan Frellone, 1549)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:07
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
«Пляска смерти» (1523–1526) переосмысливает позднесредневековую аллегорию «Danse Macabre» как реформаторскую сатиру, и в ней можно увидеть начало постепенного перехода от традиционного к реформированному христианству. Однако этот сдвиг имел много вариантов, и в своём исследовании Натали Земон Дэвис показала, что современное восприятие и последующая судьба рисунков Гольбейна не подходили ни к чисто католической, ни к протестантской доктрине, но могли быть дополнены различными предисловиями и проповедями, поскольку их использовали типографы и писатели разных политических и религиозных убеждений. Самое главное, что «изображения и цитаты из Библии над ними были главной привлекательной чертой […] И католики, и протестанты хотели с помощью этих изображений направить мысли людей к христианской подготовке к смерти».

Аббатиса из картины Гольбейна «Символы, истории и образы смерти», 1549 г.

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:08
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
В издании 1538 года, которое содержало латинские цитаты из Библии над рисунками Гольбейна и французское четверостишие ниже, сочинённое Жилем Коррозе (1510–1568), Гольбейн фактически не был указан в качестве художника. Оно носило название: Les simulachres & / HISTORIEES FACES / DE LA MORT, AUTANT ELE/gammēt pourtraictes, que artifi/ciellement imaginées. / A Lyon. / Soubz l'escu de COLOIGNE. / M.D. XXXVIII. («Образы и иллюстрированные грани смерти, столь же элегантно изображённые, сколь и искусно задуманные»). Эти образы и проявления смерти, запечатлённые в фразе «historiees faces» в названии, «являются конкретным примером того, как действует смерть, отдельными сценами, в которых уроки смертности доносятся до людей всех сословий».

В предисловии к произведению Жан де Возель, приор Монрозье, обращается к Жанне де Турзель, аббатисе монастыря Святого Петра в Лионе, и называет попытки Гольбейна запечатлеть вездесущие, но никогда не видимые непосредственно абстрактные образы смерти «симулякрами». Он пишет: «[…] simulachres les dis ie vrayement, pour ce que simulachre vient de simuler, & faindre ce que n'est point» («Их правильно называть simulachres, ибо simulachre происходит от глагола simuler — имитировать, притворяться, что чего-то нет»). Далее он использует троп из традиции memento mori (помни, что все мы должны умереть) и метафору из полиграфии, которая хорошо отражает деятельность Смерти, художника и напечатанной книги, в которой эти симулякры смерти вторгаются в жизнь живых: «Et pourtant qu'on n'a peu trouver chose plus approchante a la similitude de Mort, que la personne morte, on d'icelle effigie simulachres, & faces de Mort, pour en nos pensees imprimer la memoire de Mort plus au vis, que ne pourroient toutes les rhetoriques descriptiones de orateurs.» («И все же мы не можем найти ничего, что было бы более похоже на смерть, чем сами мёртвые, откуда берутся эти имитации и образы смерти, которые запечатлевают в памяти смерть с большей силой, чем все риторические описания ораторов»).

Пахарь из серии «Символы, истории и образы смерти» Гольбейна, 1549 г

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:09
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Серия Гольбейна показывает фигуру «Смерти» в различных обличьях, противостоящую людям из всех слоёв общества. Никто не может избежать костлявых объятий Смерти, даже благочестивые люди. Как пишет Дэвис, «картины Хольбейна — это самостоятельные драмы, в которых Смерть настигает свою жертву в её собственном окружении и во время её деятельности». Пожалуй, нигде это не отражено так ярко, как в замечательных гравюрах, на которых изображён пахарь, зарабатывающий свой хлеб в поте лица, но в конце концов его лошади уносят его к Смерти. Латинская надпись из итальянского издания 1549 года, изображённого здесь, гласит: «In sudore vultus tui, vesceris pane tuo» («В поте лица твоего будешь есть хлеб твой»), цитируя Бытие 3:19. Итальянские стихи ниже переводятся так: («В поте лица твоего, / необходимо, чтобы ты добывал хлеб, который тебе нужен, / но пусть тебя не огорчает то, что ты пойдёшь со мной, / если ты желаешь покоя»). Или же в композиции Хольбейн достигает прекрасного баланса между тяжело нагруженным разъездным торговцем, настаивающим на том, что он всё же должен пойти на рынок, и Смертью, тянущей его за рукав, чтобы он раз и навсегда оставил свой товар: «Venite ad me, qui onerati estis» («Придите ко мне, все вы, кто [трудится и] обременён»), цитируя Евангелие от Матфея 11:28. Итальянский перевод здесь звучит так: «Иди со мной, несчастный, который обременён, / Поскольку я — дама, правящая всем миром: / Иди и выслушай мой совет, / Потому что я хочу облегчить твою ношу».

Две печатные копии гравюр на дереве Гольбейна входят в число немногих книг в мире, которые, как подтверждено, переплетены в человеческую кожу. Одна из них имеет простой коричневый кожаный переплёт с надписью 1816 года, другая — более искусный переплёт 1898 года. Обе книги находятся в собственности Брауновского университета.

Торговец из серии «Символы, истории и образы смерти» Гольбейна, 1549 г

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:10
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Одна из семнадцати гравюр на дереве для «Маскарадного танца в парижском храме Святых Невинноубиенных». Опубликованные в 1485 году двумя парижскими издателями, Гийо Маршаном и Вераром, они были распространены по всей Европе.

Это сообщение отредактировал hime - 10.09.2025 - 15:10

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:10
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Пляска смерти из «Триумфа смерти» на фасаде дома в Клузоне, Италия. Картина Джакомо Борлоне де Буши (1485)

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:12
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Danse macabre (фрагмент). Труп пускает стрелы в древо жизни, а крысы грызут его основание. Монастырь Морелла

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:12
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Danse macabre (фрагмент): Поэма на старофранцузском языке. Монастырь Морелла

Пляска смерти
 
[^]
hime
10.09.2025 - 15:12
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 6940
Пляска смерти, штрихованная гравюра неизвестного немецкого художника 1783 года по композиции Бернта Нотке

Пляска смерти
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4676
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх