16


Минцифры РФ обсуждает с операторами связи возможность сохранить доступ к отдельным онлайн‑сервисам даже при ограничениях в работе интернета. Об этом сообщил Forbes со ссылкой на неназваный источники. Речь идёт о платформах «Госуслуги», банковских приложениях и каналах экстренного оповещения. Такие сервисы предлагают выделить в отдельную категорию. Их трафик будет получать приоритет при маршрутизации. Также обсуждается применение сетевой сегментации.
Консультант iKS‑Consulting Максим Савватин считает, что интернет необходим хотя бы для экстренных нужд. Савватин подчёркивает, что особенно сильно страдают малые предприятия и удалённые торговые точки.
По мнению консультанта iKS‑Consulting, любые меры, сохраняющие доступ к мобильному интернету и банковским приложениям при длительных отключениях, оправданы.В «Билайне» считают, что для этого нужно отдельное регуляторное решение. Компания подтвердила участие в консультациях. В пресс‑службе заявили, что считают критически важным сохранить доступ к этим сервисам даже при сбоях в интернете.
Источник издания в Минцифры рассказал, что обсуждение ведётся с момента начала блокировок. Вопрос затрагивает разные ведомства и требует взвешенного подхода. В Роскомнадзоре сообщили, что рассмотрят инициативы при поступлении проработанных предложений. В МТС, «Мегафоне» и Т2 от комментариев отказались.
Операторы связи также отмечают, что обеспечить выборочный доступ можно через фильтрацию трафика. Это возможно с помощью систем глубокого анализа пакетов (DPI). Такие технологии есть у крупнейших операторов и у Главного радиочастотного центра, подведомственного Роскомнадзору.
По словам президента ассоциации «Макател» Алексея Амелькина, можно формировать «белые списки» сайтов, доступ к которым не будет блокироваться. Это позволит сохранить работу ключевых сервисов.
Как замечает партнёр Comnews Research Леонид Коник, в сетях LTE технически невозможно приоритизировать трафик по содержимому. Такая возможность есть только в 5G. Там используется технология network slicing, которая позволяет выделять отдельные сегменты сети для разных типов трафика.
Коник считает, что единственный способ сохранить доступ к нужным сервисам — не отключать интернет полностью, а фильтровать трафик на стороне Роскомнадзора. Это возможно благодаря техническим средствам противодействия угрозам, которые уже установлены на сетях операторов. Эти средства позволяют распознавать и пропускать только нужный трафик — например, к «Госуслугам», банковским приложениям и каналам экстренного оповещения.
Эксперты отмечают, что отключение интернета наносит серьёзный ущерб бизнесу. Об этом заявил CEO Calltouch (входит в «Ростелеком») Артур Саркисян. По его оценке, убытки могут достигать 50% от оборота. Особенно страдают те, кто завязан на онлайн‑платежах и сервисах. Это магазины, кафе, такси, доставка, медицинские и другие услуги. Остановка интернета приводит к сбоям в кассах, терминалах, электронном документообороте и геолокации.
Via