11


Масштабное строительство метрополитена в Москве продолжает менять город. За последние годы в столице было построено и реконструировано свыше 250 километров линий и открыто более 120 новых станций. Теперь на очереди — десятки новых участков, станций и пересадок, которые существенно улучшат повседневную жизнь миллионов горожан. До 2030 года в Москве планируют построить более 30 новых станций метро, а строительные работы сегодня идут без выходных.
Масштабное строительство метрополитена в Москве продолжает менять город. За последние годы в столице было построено и реконструировано свыше 250 километров линий и открыто более 120 новых станций. Теперь на очереди — десятки новых участков, станций и пересадок, которые существенно улучшат повседневную жизнь миллионов горожан. До 2030 года в Москве планируют построить более 30 новых станций метро, а строительные работы сегодня идут без выходных.
– По поручению Мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина город вернулся к массовому строительству объектов метрополитена. Уже в сентябре откроем для пассажиров новый участок Троицкой линии, которую запустили годом ранее. Прямо сейчас метростроевцы возводят 16 станций в разных районах столицы, а пять тоннелепроходческих комплексов одновременно прокладывают пути на двух будущих линиях — Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской. Работа над развитием метро не останавливается ни на один день. До 2030 года мы планируем построить в Москве более 30 новых станций. При этом мы уже прорабатываем возможность продления действующих радиусов, чтобы обеспечить каждого жителя нашего города метро в пешей доступности, – рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Троицкая линия: ближе к центру и быстрее домойОдним из ключевых проектов ближайших лет станет дальнейшее развитие Троицкой линии метро. Уже сегодня она соединяет Коммунарку с Большой кольцевой линией и активно продвигается в сторону центра Москвы. Участок от станции "Новаторская" до "Новомосковской" был открыт в конце 2024 года, а в сентябре 2025-го москвичей ждёт ещё одно крупное событие — запуск нового участка длиной почти 10 километров до станции "ЗИЛ".
Здесь появятся станции "Вавиловская", "Академическая", "Крымская" и "ЗИЛ". Они значительно улучшат транспортную доступность сразу нескольких районов: Гагаринского, Академического, Даниловского, Донского, Ломоносовского, Нагорного и Котловки. Новая ветка позволит экономить от 10 до 15 минут в пути, а поездки в центр станут быстрее в полтора-два раза.
В перспективе линия дотянется до Троицка, охватив территории с населением около 2 миллионов человек. Это позволит жителям Новой Москвы быстрее добираться до БКЛ и МЦК, а также разгрузит южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, Бутовскую линию и прилегающие автодороги.
Рублёво-Архангельская линия: связующее звено между деловыми кластерами
Развитие получает и Рублёво-Архангельская линия, которая соединит ММДЦ "Москва-Сити" и деловой кластер "СберСити". На первом этапе строительства возводятся станции от "Шелепихи" до "Бульвара Генерала Карбышева". Здесь уже завершена проходка тоннелей длиной 4,8 км. Работы велись с использованием современных тоннелепроходческих комплексов, которые успешно справились с задачами даже в условиях сложной геологии.
Будущая линия общей протяжённостью более 27 километров охватит 12 станций, включая "Народное Ополчение", "Серебряный Бор", "Строгино", "Рублево-Архангельское" и "Ильинскую". Пересадки на МЦК, Арбатско-Покровскую, Солнцевскую и другие линии метро сделают маршруты более гибкими. Благодаря новому направлению улучшится транспортное обслуживание более 1 миллиона жителей Москвы, а также свыше 100 тысяч жителей Подмосковья.
Кроме того, линия разгрузит загруженные магистрали на северо-западе столицы, такие как Рублёвское шоссе и проспект Маршала Жукова, улучшив экологическую ситуацию в этом районе.
Бирюлёвская линия: метро приходит туда, где его давно ждалиЮжные районы Москвы — ещё одна зона активного метростроительства. Здесь реализуется проект Бирюлевской линии, которая впервые обеспечит прямой доступ к метро для жителей районов Бирюлёво Восточное и Бирюлево Западное. В этих густонаселенных кварталах к 2030 году будут проживать около 260 тысяч человек.
Сейчас ведется строительство первых трёх станций: "ЗИЛ", "Остров Мечты" и "Кленовый бульвар". Тоннелепроходческий комплекс "Елена" уже начал прокладку правого тоннеля между двумя последними станциями. В ближайшие месяцы стартует проходка второго тоннеля, часть которого пройдет под руслом Москвы-реки.
Будущая линия протяжённостью более 22 километров соединит юг города с центральными и восточными районами. Она обеспечит пять пересадок, в том числе на МЦК, БКЛ, Замоскворецкую линию и МЦД-2. Это не только сократит время поездок, но и заметно разгрузит перегруженные станции и направления.
Метро в каждый районПомимо этих ключевых направлений, ведётся подготовка к строительству станции "Гольяново" на Арбатско-Покровской линии — первой с 2012 года. Она улучшит транспортную доступность для 160 тысяч жителей района, а также частично разгрузит перегруженные "Щёлковскую" и Щёлковское шоссе.
Большое внимание уделяется и перспективному продлению Сокольнической линии в Ярославском районе, где сейчас до ближайшей станции метро добираться приходится до 30 минут. С появлением двух новых станций — "МГСУ" и "Ярославская" — ситуация кардинально изменится: жители смогут дойти до метро всего за 5–10 минут.
Новые маршруты — новое качество жизни
Масштабное развитие метро — это не только удобство передвижения, но и мощный стимул для комплексного развития городских территорий. Вокруг новых станций появляются современные жилые кварталы, деловые центры, образовательные и медицинские учреждения. Повышается инвестиционная привлекательность районов, создаются новые рабочие места, развивается экономика.
Для горожан это означает меньше времени в пути, больше комфорта и лучший уровень жизни. Для города в целом — устойчивое развитие, экологичность и транспортная сбалансированность.
via