"Все известные лично мне случаи попадания молний в летаблу были примерно одинаковы.
Молния обычно попадает в самую длинную металлическую часть, которой является основной ПВД (тот, который воткнут в нос самолёта и пехота считает пулеметом), сжигает его цепи, сжигает предохранители и АЗСы, заодно вырубая приборы и выбивая СДУ.
При этом включается аварийный режим его работы.
СДУ - это сложнейшая электрическая система, которая отклоняет рулевые поверхности самолёта в зависимости от режима полёта по определённому закону.
Как процесс попадания молнии в самолет выглядит в кабине?
Сначала за окошком стремительно темнеет, по фонарю начинают бежать очень красивые зелёные огоньки и начинается болтанка такой силы, что тяжело считать данные с приборов.
"Болтанка" это как если вас человек пять изо всех сил начинают трясти со всей дури. Со всей дури. Во все стороны.
Пропадает связь. Она в грозе пропадает почти всегда, это первый признак, что сейчас тебе прилетит.
Вспышка за окном, и в кабине вкусно пахнет озоном и начинает падать скорость, или экраны вообще гаснут и остаётся только резервные приборы (которые из гаек, болтов и стрелок).
Экипаж в панике жмёт тапку в пол, и только увидев угол атаки, близкий к нулю, понимает, что он уже давно преодолел скорость звука и всё у него со скоростью заебись.
После чего поворотом ручки включают аварийный ПВД и летят на запасной аэродром, готовясь к посадке в режиме "СДУ - прямая связь" по резервным приборам.
Как нибудь приземлившись, самолет запихивают в другой самолет и везут на завод, где из него достают десятки километров проводов которые рассыпаются в пыль при касании.
Но, естественно по разному могет быть.
В общем, очень неприятная ситуация эта ваша гроза, поэтому экипажи делают все что в их силах чтоб в нее не попасть." ©
https://t.me/s/bomber_fighter