34


В фильме «ТАСС уполномочен заявить» актриса Ирина Алфёрова сыграла жену инженера Зотова Ольгу Винтер. Специально для съёмок ей пришлось учиться играть в теннис, ездить на лошадях, а ещё управлять автомобилем. Но…
– Я тогда даже представить не могла, что могу сесть за руль, – рассказывает Ирина Ивановна. – Меня записали на курсы в автомобильную школу. Четыре месяца училась, какие-то карбюраторы изучала. В общем, всё время что-то изучала. Конечно, ничего не поняла и ничему не научилась. И вот дело дошло до того, что я должна водить эту машину: меня посадили за руль, сказали – нужно проехать мост. Я села за руль и поняла, что двинуться не могу. Вышла из машины и говорю, что ничего не получится, боюсь. Тогда пришлось владельцу этих «Жигулей» лечь мне в ноги: он нажимал на педали, а я крутила руль.
*****
Эту байку рассказал режиссёр Игорь Масленников, который снял фильмы о приключениях сыщика Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Он изучал жизнь автора знаменитых романов английского писателя Артура Конан Дойла и в архивах наткнулся на описание одного случая.
Как-то раз писатель отдыхал на юге Франции, а затем отправился в Париж. На вокзале к нему с решительным видом подошёл таксист, молча взял чемодан, сунул в багажник и, лишь сев за руль, осведомился:
– Так куда же вас отвезти, месьё Конан Дойл?
– Как, вы знаете меня? – приятно изумился писатель.
– Впервые вижу, – признался шофёр.
– Как же тогда узнали, кто я?
– Воспользовавшись описанным вами дедуктивным методом, – гордо произнёс таксист. – Во-первых, я прочитал в газетах, что Артур Конан Дойл две недели находится у нас на отдыхе на Французской Ривьере. Во-вторых, про себя отметил, что поезд, с которого вы сошли, – марсельский. Потом увидел, что у вас загар, который можно приобрести, только проведя на побережье минимум дней десять. Из того, что у вас на среднем пальце правой руки имеется несмываемое чернильное пятно, заключил, что вы писатель. К тому же покрой одежды на вас лондонский. Таким образом, сведя все наблюдения воедино, я сказал себе: вот он, Конан Дойл – прославленный творец великого сыщика Шерлока Холмса!
Услышав объяснения таксиста, писатель был потрясён.
– Да вы сами почти Шерлок Холмс! – восторженно воскликнул он. – Сумели сделать такой вывод по столь незначительным деталям!
– Так-то оно так, – вдруг замялся шофёр. – Но я заметил и ещё одну небольшую деталь.
– Это какую же?
– Ярлык, приклеенный к чемодану: на нём крупно выведены ваши имя и фамилия.
*****
А теперь история от артиста Александра Абдулова. В 1990 году режиссёр Сергей Соловьёв начал снимать фильм «Дом под звёздным небом», куда пригласил своего друга Абдулова сыграть в небольшом эпизоде сантехника-алкоголика.
Надо заметить, Александр Гаврилович с удовольствием соглашался играть характерных персонажей, потому что за ним слишком долго тянулся шлейф этакого героя-красавчика. Артист приехал на съёмочную площадку, режиссёр поставил задачу: «Вы с напарником воруете на аэродроме баки от самолётов и продаёте дачникам для душа». И вот такой маленький эпизод – Абдулов приносит бак, а герой Михаила Ульянова его покупает.
Александру сделали грим алкаша, эпизод быстро отсняли. Через неделю актёру позвонил режиссёр.
– Понимаешь, Саша, – сказал Соловьёв, – мы посмотрели материал, забавно! А у меня по сценарию персонаж, которого играет Ульянов, умирает. Вы вроде так хорошо с ним разговаривали… Тебе необходимо быть на его похоронах. Давай мы продлим твою роль.
Придумали, что на похоронах будет звучать гимн Советского Союза, а Абдулов – орать: «Я этого не вынесу!» Сняли. Через пять дней вновь звонок:
– Понимаешь, ты был на похоронах, так убивался по поводу кончины, что на поминках просто обязан быть!
Сняли поминки. Через неделю вновь звонок:
– Саш, понимаешь, у меня по сценарию вся семья этого героя уезжает в Америку. А ты так здорово общался с ними на поминках, что проводить их точно должен.
Всё хорошо, тоже отсняли. Через несколько дней опять звонок:
– Ты знаешь, тут у меня такая ситуация, я в конце всех убиваю, давай и тебя убьём.
– Давай! – согласился актёр.
Придумали, что героя Абдулова настигла шальная пуля, когда он тащит пропеллер от самолёта. «А вентилятор-то как же?» – спрашивает он и умирает.
И вот после всего этого вновь звонок. Услышав в трубке голос Соловьёва, Абдулов не выдержал:
– Серёжа! Всё! Ты меня уже убил!
– Вот в этом-то и дело, – отвечает режиссёр, – будем снимать похороны.
*****
В Театре имени Моссовета шла пьеса «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в постановке Сергея Юрского. Главную роль, Анну Тихоновну Крутицкую, играла актриса Эльвира Бруновская.
– Играла она без замены, второго состава у неё не было, –вспоминала супруга Юрского, актриса Наталья Тенякова. – И вот Эльвира заболела. Другую актрису вводить некому: Сергей Юрьевич тогда находился в Японии. Обычно мы играем даже больные, но этот случай – крайний, она не могла встать вообще. А до спектакля всего сутки. В театре спрашивают меня: что делать? Я понимаю: Эльвира не поднимется, хотя роль эта ей безумно дорога, она играет её блестяще. Если введут другую актрису, появится второй состав, и любимую роль она наполовину теряет, играть её отныне придётся в очередь. Значит, заменять подругу надо мне… Ну а что делать? Хотя текста я не знаю. Бегу к Эльвире домой: «Давай текст». Беру и падаю: такая толстая тетрадка, я не выучу столько никогда. Но мобилизую свою дочь Дашу, она подчитывает мне за всех персонажей. Работаем всю ночь. Серёжа звонит из Японии: «Как дела?» «Эльвира заболела». – «И какой выход?» – «Играть буду я». – «С ума сошла!» И всё-таки я выхожу. Даша крадётся за кулисами, за декорациями с этой тетрадкой, готовая в любую минуту подсказать текст. Слава богу, всё обошлось. Но как я играла, даже не помню.
*****
– Срочные вводы в спектакль – это отдельная трагедия, – делился артист Владимир Качан. – Моя актёрская биография началась в Московском театре юного зрителя. И вот там шёл спектакль «Грозовой год» – история про восстание левых эсеров, а также о подготовке покушения Каплан на Владимира Ильича Ленина на заводе Михельсона. И вот я в роли эсера говорю Каплан: «Фанни, завтра наступает твой день…» И в это время сзади раздаётся какой-то странный шум.
Дело в том, что артист, который должен был играть Дзержинского, опоздал на самолёт и застрял в другом городе, поэтому быстро ввели другого актёра. У Дзержинского в спектакле было мало слов, но много выходов на сцену. И этот введённый артист вдруг решил, что он должен сейчас выходить на сцену, появиться в логове левых эсеров. Артист запутался за кулисами, с лёгким матерком, разрывая задник, твёрдой поступью появляется на сцене. Встал и молчит. Мы понимаем, что заговор против Ленина теперь теряет всякий смысл. Никто не понимает, что же делать дальше. Этот артист вдруг осознал, что появился не там, и придумал выход из положения: погрозил всем эсерам пальчиком: «У-у-у!» – и ушёл.
От смеха мы дальше уже играть не могли. Пришлось дать занавес.
*****
В первоначальном сценарии фильма «Место встречи изменить нельзя» у артиста Ивана Бортника была роль бандита Промокашки без слов. Актёр огорчался и уговаривал режиссёра Станислава Говорухина добавить ему хотя бы несколько фраз. Режиссёр обещал поговорить со сценаристами братьями Вайнерами, но время шло.
Ситуация разрешилась сама собой, когда снимали эпизод ареста банды. Говорухин был недоволен тем, что сцена получается неэмоциональной. Бортник напомнил ему об обещании и получил отмашку – мол, ладно, импровизируй, посмотрим. Актёр оживился – мигом затянул песню из тюремной лирики («На чёрной скамье…»), оскорбил и пнул охранников. А затем, раззадорившись, плюнул в лицо исполнителю роли Жеглова Владимиру Высоцкому и, не дав тому опомниться, произнёс отсебятину: «Волки позорные!» – снабдив реплику крепкими словами.
Говорухин был в восторге, а вот консультанты картины от МВД на монтаже испугались такой экспрессии артиста и потребовали убрать большую часть слов Бортника.
*****
Мало кто знает, что в знаменитом фильме «Девчата» снималась известная артистка Тамара Носова. Но её роль полностью вырезали из готовой картины. Ходили слухи, что исполнительница главной роли Надежда Румянцева потребовала убрать соперницу.
Носова играла подругу Анфисы (Светлана Дружинина). В фильме было два эпизода с участием Тамары Макаровны, один из которых заканчивался дракой конкуренток за право стоять на раздаче в столовой. Причём говорят, что Носова в этих эпизодах намного превосходила Румянцеву в комедийном мастерстве.
Вероятно, это и послужило причиной того, что сцены с её участием полетели в корзину. Впоследствии Тамара Носова с огорчением вспоминала о несостоявшейся роли.
*****
Актриса Елена Яковлева пришла вечером в театр играть очередной спектакль. Но тут ей объявили, что её партнёр Сергей Гармаш заболел, однако спектакль отменять не будут, дескать, вызвали на замену коллегу из второго состава. Но в данный момент он летит в самолёте из Новосибирска и сможет быть в театре через полтора-два часа.
– Но вы не расстраивайтесь, пока перед зрителями выступит Валентин Гафт, почитает свои стихи, – успокоили актрису.
– Теперь я в шутку и с гордостью говорю: у меня на разогреве работал сам Гафт! – смеётся Елена Яковлева.
*****
И ещё о «Современнике». Актриса театра Мария Аниканова вспоминает, как однажды во время спектакля «Вишнёвый сад» у участников постановки случились сразу две оговорки. В тот вечер Гаева играл Авангард Леонтьев.
– В четвёртом акте пьесы Чехова Гаев произносит реплику: «До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…» – рассказывает Мария. – И вот выходит Авангард Николаевич, а мы все с грустными лицами, ведь трагедия происходит. Он садится и говорит: «Вот когда детский сад не был продан…» Мы думали, что ослышались. Леонтьев дальше произносит монолог и снова – «детский сад». Марина Неёлова, которая играла Раневскую, в ужасе шепчет мне на ухо: «Я не поняла, что мы продали?» Сцену доиграли.
Идём далее. В этот вечер роль Симеонова-Пищика играл Василий Мищенко. Он должен произнести: «Представляете, приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину». Выходит Вася, и вдруг: «Приехали ко мне англичане и нашли в земле вот такую вот белую гниду!»
Как мы тогда доиграли спектакль, даже не представляю.
*****
– Когда я работал в Российском молодёжном театре, в спектакле «Капитанская дочка» играл в массовке казака, – рассказывает артист Михаил Полицеймако. – А роль коменданта крепости Ивана Миронова играл актёр Юльен Балмусов. И была у него такая реплика: «Господа, я прошу держать эти дела в глубочайшей тайне».
Однажды на спектакль он пришёл слегка выпившим. И вот Юльен Сергеевич произносит: «Господа, я прошу держать эти дела в глубочайшей… тане». Позади него проходит Женя Дворжецкий, который играл Швабрина, и тихо так, но чтобы мы все слышали: «…а также и в Наде, и в Вере...»
*****
И ещё одна байка от Михаила Полицеймако, которого однажды во время спектакля разыграл папа:
– Мне было восемь лет, когда я оказался на спектакле Театра на Таганке «Полтора квадратных метра», где играли мои родители (Марина Полицеймако и Семён Фарада. – Ред.). Сижу в первом ряду. Мой папа выходил в небольшой роли страшного злого чиновника, который допрашивал мою маму. И вот в конце первого акта после этого допроса героиня Марины Полицеймако падает в обморок.
Далее на сцене затемнение и потом антракт. Так вот вдруг в этой темноте я слышу голос папы, который подошёл к краю сцены: «Миша, подними маму!» Конечно, я растерялся, а затем засмеялся.
*****
Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» снимался в ста километрах от Петрозаводска на Сямозере.
– Места такие безлюдные, в этом плане для работы подходящие, – вспоминает режиссёр картины Александр Прошкин. – Но слух о том, что снимается сам Анатолий Папанов, тут же разнёсся по всем ближайшим деревням.
И вот в один из первых съёмочных дней к берегу начали стягиваться моторные лодки жителей. Кто-то привёз самогонки, кто-то грибов, кто-то рыбки – и все хотят выпить и поговорить с Анатолием Дмитриевичем. Я прошу людей разойтись, дать нам нормально работать – ни в какую.
И тогда Папанов взял мегафон и ка-ак матерком обложил присутствующих. Мол, ребята, уезжайте, нам снимать надо! Люди только тогда послушались и уехали. Зато потом долго шли разговоры, что Анатолий Папанов обложил местных жителей трёхэтажным матом.
виа