44


Недавно блогер Марта Кетро попросила своих подписчиков рассказать, знакомо ли им слово «тарелочница» и что они думают об этом явлении.
Подписчики пояснили ей, что этим словом называют девушек, которые напрашиваются на свидание в хорошем ресторане – не для того, чтобы познакомиться с мужчиной, а для того, чтобы съесть стейк, устриц или лобстера и выпить хорошего вина за чужой счёт.
Поскольку бизнес-консультант Левитас постоянно думает про деньги и про потребительское поведение, в комментариях к этому посту я подметил одну забавную закономерность.
Эти комментарии вполне можно было использовать как индекс финансового благополучия стран.
Если комментарий оставляла девушка из страны сытой и богатой – то писала она обычно что-нибудь в таком стиле:
— У нас в Канаде нормально не лобстеров, а бутылку минералки взять, чтобы просто поговорить и познакомиться
— А у нас в Швеции вообще неписанное правило: на первом свидании всегда чек пополам делят
— В Израиле на первое свидание в ресторан не идут, идут в кафе и берут кофе с печенькой, быстро и недорого
— Я всегда настаиваю на оплате своей части...
А если страна, как бы это сформулировать, менее экономически стабильная, если экономика не на подъёме – то тогда девушки из этой страны (или девушки, недавно её покинувшие) в массе своей пишут иначе:
— Не можешь накормить женщину – иди работай дальше над собой
— Мужчина должен заплатить уже за то, что женщина потратила на него своё время
— Нормальные мужчины закладывают в бюджет свидания хорошую еду
— Должна же я проверить, что он сможет достойно обо мне позаботиться
Как я уже когда-то писал, есть у меня нежно любимая приятельница в США, которая родилась и выросла в экваториальной Африке, и периодически делится со мной зарисовками из африканской жизни – так что эти претензии показались мне очень знакомыми.
И я попросил ChatGPT провести анализ объявлений на сайтах знакомств разных стран – и выбрать оттуда типичные формулировки, касающиеся финансов.
Предположение оказалось верным. Чем беднее страна, чем ниже у девушек доходы и чем меньше у них уверенности в завтрашнем дне – тем больше эти девушки склонны рассматривать мужчину как кошелёк и выдвигать финансовые требования.
А типичные строчки в объявлениях о знакомстве, по мнению Чатика, выглядят так:
🇳🇬 🇰🇪 🇬🇭 Нигерия, Кения, Гана:
— If you're not ready to provide, move on
— If you're broke, don’t waste my time
🇹🇭 Таиланд:
— Must be able to support me emotionally and financially
— Don’t ask me to split the bill. I’m a lady
🇨🇴 🇧🇷 🇩🇴 Колумбия, Бразилия, Доминикана:
— I like gifts, travel, and being treated well – is that too much?
— Looking for a generous man – not a man who counts every peso
🇺🇦 🇷🇺 🇧🇾 Украина, Россия, Беларусь:
— No cheap dates. I’m not that girl
— I don’t want to work all my life – I need a provider
А вот пожелания девушек из стран первого мира были другими – они касались не того, сколько денег мужчина планирует тратить на девушку, а его финансовой стабильности в целом. Средняя американка или канадка хочет, чтобы потенциальный жених или бойфренд зарабатывал не меньше, чем она сама – а не чтобы он содержал её.
Я попросил Чатик сделать резюме, и он порадовал меня двумя табличками.
Первая касалась того, как выглядят типичные ожидания девушки в разных регионах:
• Африка, Юго-Восточная Азия: «Должен обеспечивать, быть щедрым, спонсировать»
• Восточная Европа: «Хочу мужчину, который может содержать»
• США / Канада: «Финансово стабильный, амбициозный, самостоятельный»
• Западная Европа: «Свой человек, с головой и профессией»
• Израиль: «Будь взрослым, не будь обузой»
А вторая табличка касалась разницы в ожиданиях девушки применительно к первому свиданию.
---
Регионы, в которых от мужчины на первом свидании непременно ожидается демонстрация не просто состоятельности, а именно щедрости «здесь и сейчас»:
• Африка, Индия, Китай, Восточная Европа, Латинская Америка, Карибы
Там первое свидание часто рассматривается как тест на финансовую состоятельность и щедрость мужчины, он должен сразу проявить готовность тратить деньги на женщину.
Регионы, в которых таких ожиданий нет, и щедрость в виде подарков или оплаты всего без обсуждения может быть воспринята как надменность, попытка купить внимание или даже навязчивость:
• США, Канада, Западная Европа, Израиль, Сингапур, Южная Корея, Япония
Там акцент сделан на равенство, зрелость и комфортное общение, а не на демонстрацию финансов.
---
Одним словом, модель поведения девушек оказалась очень проста.
Чем ниже уровень жизни в стране, чем меньше девушка верит в свою способность достойно обеспечиь себя – тем важнее для девушки возможность получать деньги, подарки и бесплатную еду от мужчин. Жадность, возникшая из-за бедности и страха перед завтрашним днём.
(а все глубокомысленные рассуждения о том, что «так природой заложено, что мужчина должен...» – просто попытки рационально объяснить свою жадность)
Помните Скарлетт из «Унесённых ветром»? Если не помните, вот несколько цитат:
• «Я обнаружила, что деньги — самое важное на свете»
• «Я так хочу денег, что, кажется, могла бы выйти на улицу и у всех подряд хватать деньги — не важно чьи — мои или чужие»
• «Я выйду за него замуж, — холодно решила она, — И тогда мне уже больше не придется думать о деньгах. Мне нужны его деньги, а не он сам»
• «Любовь — это глупость. Глупые женщины думают о любви. Умные женщины думают о выживании»
• «Я бы вышла замуж за черта, если бы он мог заплатить налоги за Тару»
Вот это и есть в чистом виде – жадность от бедности. И примерно вот с этим в голове постоянно живут девушки из какой-нибудь Уганды, Филиппин или Бразилии.
А чем выше уровень жизни в стране, чем больше зарабатывают девушки и чем сильнее их вера в способность самостоятельно позаботиться о себе – тем менее важны для них подарки и подачки от мужчин, и на первый план выходят совсем другие требования, не имеющие отношения к финансам.
Ну и чтобы – в контексте вопроса Марты про «тарелочниц» – подвести итог и проверить, существует ли такое явление и как оно связано с уровнем жизни в стране, я попросил Чатик проанализировать, в каких странах жалобы на «тарелочниц» часты, в каких редки. И вот какое резюме он выдал:
---
Массовые жалобы на «охоту за бесплатными ужинами» наиболее характерны для стран с низким уровнем жизни:
1. Россия и Восточная Европа
• Распространённое мнение среди мужчин, что многие женщины приходят на свидания в основном ради оплаты ресторана, подарков и пр.
2. Некоторые страны Африки (например, Нигерия, Кения)
• Здесь мужчины жалуются на ожидания «спонсорства» и финансовой поддержки
3. Индия
• В крупных городах мужчины нередко жалуются на девушек, которые на первом свидании хотят получить дорогие подарки или оплату ресторанов
4. Китай
• Мужчины жалуются на «фантомные» встречи с целью получения подарков и денег
5. Латинская Америка и Карибы
• Среди мужчин, знакомящихся онлайн, часты жалобы на девушек, которые используют знакомства для получения материальной выгоды (бесплатные ужины, подарки)
Где таких жалоб гораздо меньше:
• США, Канада, Западная Европа, Израиль, Япония, Южная Корея, Сингапур
---
Конечно, тут можно было бы предположить, что логическая связь выглядит иначе – чем беднее мужчины в стране, тем чаще они жалуются на жадность и меркантильность женщин.
Поэтому я попросил Чатик проверить, что говорят по этому поводу обеспеченные туристы из благополучных стран.
И картина оказалась ровно той же – чем ниже уровень жизни в стране, тем чаще девушки ожидают и требуют от мужчины щедрости с первой минуты знакомства, и тем больше жалоб на «охотниц за бесплатными обедами».
Так что за многословноми выспренными объяснениями крылась очень простая логика.
Чем эта информация может быть полезна нашему брату-маркетологу и предпринимателю?
Это очередное наглядное подтверждение того, что поведение потребителей, логика потребителей, алгоритмы принятия решений потребителем – в разных странах и социальных группах разные. И опыт из одной сферы нельзя бездумно переносить в другую.
И ещё это очередное наглядное подтверждение того, что зачастую не надо слушать, что люди говорят и как они объясняют свои действия – а надо смотреть, что они делают на самом деле, и какие закономерности можно вывести из их поведения.
Александр Левитас
Размещено через приложение ЯПлакалъ