7


В финальную редакцию закона о платформах могут войти нормы, которые допускают блокировку зарубежных торговых площадок, таких как AliExpress или Ebay. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на источники в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Законопроект о регулировании цифровых платформ был доработан Министерством экономического развития под руководством Дмитрия Григоренко. Документ регулирует деятельность маркетплейсов и сервисов заказа товаров и услуг. Среди ключевых положений законопроекта — обязательная идентификация продавцов через ЕСИА или госреестры, создание механизма досудебного урегулирования споров, а также формирование реестра посреднических цифровых платформ (ПЦП).
Платформы, включённые в реестр, будут обязаны соблюдать требования законодательства о платформенной экономике. В противном случае им грозит блокировка (для этого планируется внести изменения в закон о «приземлении» иностранных IT-компаний, распространив его и на сферу торговли). Помимо блокировки, к нарушителям могут применяться такие меры, как уведомление пользователей о нарушениях через поисковые системы, ограничение рекламы площадки и её размещения, а также запрет на денежные переводы и приём платежей.
«Определено, что иностранные платформы, которые будут включены в реестр ПЦП, должны соответствовать и исполнять требования нового закона», — подчеркнул представитель аппарата Дмитрия Григоренко. По данным Forbes, 30 июня документ был одобрен комиссией по законопроектной деятельности.
Как подтвердил в беседе с изданием директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин, в реестр ПЦП войдут зарубежные платформы, отвечающие признакам посредников (то есть те, кто обеспечивает техническую реализацию размещения предложений, заключения соглашений и проведения расчётов). Правительство также планирует ввести дополнительные критерии для включения, в частности, величину аудитории.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов полагает, что распространение закона о «приземлении» на весь цифровой рынок, в том числе и на отрасль торговли, это закономерный шаг.
«Потребитель должен быть одинаково защищен вне зависимости от того, к какой юрисдикции относится платформа», — подчеркнул он. У интернета нет границ: если доставляют товар из любой точки мира, значит, должна быть и возможность выражать претензии продавцу, возвращать товар — для этого, безусловно, должен быть российский офис, добавил он.
Via