15


Мартин Иден - главный герой одноимённого романа Джека Лондона, простой моряк, влюбился в девушку из буржуазной среды - Рут Морз. Ради неё он начал заниматься самообразованием, стал писателем, добился славы и богатства, всего, к чему стремился. Однако со временем он понял, что люди, которых он считал «утончёнными и благородными», на самом деле «мелкие, лицемерные и ограниченные». Всё, что он хотел — любовь, признание, богатство - оказалось иллюзией. Мартин Иден боготворил буржуазную интеллигенцию, видя в ней воплощение ума, вкуса и духовности. Но их «культура» оказалась поверхностным ритуалом, лишённым подлинной страсти к познанию. Они не творили, а потребляли искусство, как и всё в своей жизни. Мартин чувствовал лишь «глубокую усталость и тоску». Руфь Морз казалась ему идеалом женственности и ума, но она любила не его, а свою фантазию о «перевоспитанном дикаре».
Когда он стал знаменитым, те, кто раньше презирал его, начали льстить ему. Даже Рут, которая когда-то отвергла его, теперь хотела вернуться. Это показало Мартину, что «вся его борьба была бессмысленна» - общество ценит не талант, а только успех и деньги.
Он верил в силу разума, таланта и труда, но в итоге осознал, что мир устроен иррационально. Он разочаровался в философии (Ницше, Спенсер), которая раньше вдохновляла его. Его вера в справедливость и смысл жизни рухнула. Мартин чувствовал себя «чужим» и среди простых людей (каким он сам когда-то был), и среди буржуазии. Его единственный настоящий друг, Бриссенден (поэт-социалист), покончил с собой, разочаровавшись в жизни. После его смерти Мартин остался в полном одиночестве.
К моменту «успеха» Мартин понимает:
- Литература - не священное искусство, а бизнес.
- Любовь - не спасение, а сделка.
- Общество - не храм мудрости, а клуб лицемеров.
В финале романа Мартин выбрасывается за борт корабля и идёт на дно, сознательно отказавшись от борьбы за жизнь. Его смерть символизирует крах мечты о «восхождении» простого человека в мире, где правят лицемерие и пустота.
Что могло бы его спасти?
1. Осознать, что идеалы - инструменты, а не боги.
2. Найти дело не ради славы, а ради процесса (как когда-то писал для себя).
3. Увидеть в Руфи обычную женщину - и либо простить её, либо искать дальше.
Но Лондон показывает: трагедия Мартина в том, что он не смог пережить крушение мифов. Он стал жертвой собственного романтизма. Мартин Иден - это любой из нас, кто когда-либо верил, что "если много работать, всё получится". Но мир не обязан соответствовать нашим сказкам.
Это сообщение отредактировал MagbellRU - 6.07.2025 - 14:01