15


И снова пятница. Внезапно. Не ожидал так скоро.
Раз уж упомянул в недавней теме про день рождения
Chevrolet Corvette послевоенные европейские и, в частности, британские спорткары - пусть сегодня и будет пост про один из них. Про самый, наверное, известный.
В предвоенный период компания
Jaguar - впрочем, тогда она ещё называлась
SS Cars Ltd. - в качестве силовых агрегатов для своих автомобилей использовала пусть и сильно доработанные своими силами, но изначально покупные двигатели фирмы Standard. На время Второй Мировой, понятно, производство гражданской техники пришлось свернуть, но разработку собственного перспективного мотора в SS начали ещё в сорок третьем, название из-за не самых приятных ассоциаций с аббревиатурой поменяли на Jaguar в сорок пятом, тогда же и продолжили производство довоенных моделей под новым именем. Ну, не совсем новым - ещё с 1937 года "Jaguar" был моделью марки SS. И готовились к освоению производства новых автомобилей, с новым двигателем - после ряда экспериментов с 4- и 6-цилиндровыми агрегатами остановились на рядной шестёрке DOHC объёмом 3.4 литра. Основным своим сегментом рынка при этом компания полагала солидные и крупные седаны с лёгким спортивным уклоном. Но всё пошло немного не так, как было задумано.
Для испытаний нового двигателя в сорок восьмом всего за полтора месяца построили тестовое шасси с весьма эффектным двухместным открытым кузовом, созданным по эскизу основателя компании Уильяма Лайонса. В октябре 1948 его показали на Лондонском автосалоне в качестве рекламного шоу-кара. С расчётом на то, что если будет какой-то интерес, то можно будет построить и пару сотен машин на продажу. Не в ущерб, конечно, большим, дорогим и солидным седанам.
Вот только построенный по довоенным технологиям - деревянный каркас кузова и алюминиевые внешние панели - и совершенно не приспособленный для массового производства XK120 оказался сенсацией. Очередь желающих выстроилась буквально в день премьеры (что-то похожее, кстати, и с первым Корветом было чуть позже), и, чтобы не упустить момент, пришлось как-то организовывать практически полукустарное производство новой, теперь уже серийной, модели.
С конца 1948 до начала 1950 успели построить 242 автомобиля Jaguar XK120 с деревянно-алюминиевыми кузовами, после чего с целью упрощения производства перешли на полностью стальную конструкцию и построили их ещё 12 тысяч. Именно эти, ранние автомобили, так называемые Alloy XK120, и представляют собой сейчас наибольшую коллекционную ценность. А тогда это была возможность всего за 998 фунтов приобрести самый быстрый серийный автомобиль в мире. "120" в обозначении модели - это гарантированная максимальная скорость в милях в час. 193 км/ч. На практике в испытательных заездах серийный автомобиль удавалось разгонять и до 132-133 миль в час, а со средней скоростью чуть больше 120 автомобиль проехал 24 часа по кольцевой трассе в Монлери, Франция, в 1950 году.
Вообще, конечно, у XK длинная и интересная история, у двигателя XK - ещё более длинная и интересная, выпускался он аж до 1992 года в различных вариантах, но об этом можно книгу писать. А у нас тут всего лишь маленькая подборка из
24 фото, спасибо RM Sotheby's. Так что переходим от слов к созерцанию.