Койса́нские языки́ (от нама khoi «человек» и san «бушмен») — условное название автохтонных не-банту языков юга Африки и двух изолированных языков Танзании (сандаве и хадза). Наиболее характерной их чертой является использование щёлкающих согласных (кликсов) в качестве полноценных фонем, что не встречается более нигде в мире, кроме нескольких соседних языков банту, кушитского языка дахало и исчезнувшего ритуального австралийского языка дамин.
Многие койсанские языки в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, и немало уже вымерло. Общее число говорящих — около 370 тыс. человек. Область их распространения концентрируется вокруг пустыни Калахари.
Довольно долго койсанские языки, в соответствии с народами, говорящими на них, делились на бушменские и готтентотские. Резкой разницы в образе жизни этих народов, подкрепляемой некоторыми типологическими характеристиками (наличие именной категории рода у готтентотов), было достаточно, чтобы не замечать между этими языками ничего общего. Более того, готтентотские языки пытались объединить с другими «гендерными» языками Африки (в рамках хамитской гипотезы).
Сам термин «койсан» (нама khoi «человек» и san «бушмен») был предложен в 1928 году этнографом Л. Шульце для обозначения общего физическо-расового типа этих народов. Лишь в 1963 году Гринберг связал с этим термином предложенную им ранее макросемью (которую он сам сначала называл «Click languages» («Щёлкающие языки»)). В качестве обоснования этой гипотезы Гринберг указал на некоторые типологические сходства этих языках и их лексические параллели, а главное — на наличие в этих языках щёлкающих согласных (кликсов).
Учёные подтвердили древнюю изоляцию народов койсан от остального человечества и обнаружили среди них группы, живущие порознь в течение 30 тысяч лет. Результаты исследований опубликованы в двух работах, вышедших в журналах "Science" и "Nature Communications".
Предложенную макросемью Гринберг разделил на языки хадза, сандаве и южноафриканско-койсанские языки (ЮАК), а последние — на северную, южную и центральные ветви. Доказательство родства ЮАК с двумя изолятами выглядит сейчас весьма проблематичным; родство языков внутри каждой из трёх ветвей (за исключением изолята квади) ни у кого не вызывает сомнений. Самым актуальным за последние полвека оставался вопрос, родственны ли между собой эти три ветви.
В исследовании Г. С. Старостина, в котором, во-первых, подтверждается родство внутри трёх классических ветвей (с включением языка чъхоан в северно-койсанские языки); во-вторых, постулируется и обосновывается родство северно- и южнокойсанских языков (семья жу-къви); в-третьих, обосновывается возможность родства языков жу-къви и центрально-койсанских, более отдалённого, чем, скажем, для языков индоевропейской семьи, но всё же достижимого (койсанская макросемья). Правда, не все специалисты по койсанским языкам принимают эту реконструкцию.
В монографии 2013 года, несмотря на всё, Г. С. Старостин пришёл к выводу, что, по лексикостатистическим данным (анализ 50-словного списка базовой лексики), с достоверностью можно говорить лишь о родстве в рамках отдельных групп койсанских языков: группы жуцъоан; южнокойсанской группы; группы кхой-квади (то есть центральнокойсанских языков с добавлением языка квади); языки хадза и сандаве классифицируются отдельно. Схождения же между этими группами незначительны (не превышают 10-12 % 50-словного списка) и указывают на отсутствие сколько-нибудь близкого родства и необходимость дальнейших исследований для доказательства дальнего родства.
Классификация Г.С. Старостина (2013):
Хадза
Макрокойсанские «пост-хадза»
Сандаве-кхой-квади
Сандаве
Кхой-квади
Квади
Центральнокойсанские (= кхой)
Кхойкхой
Калахари-кхой
Периферийно-койсанские
Южнокойсанские (= къкви-таа ~ туу)
Къкви
Таа
Жуцъоан
Западный цъоан
Севернокойсанские (= жу)